Слайд 2Постановка
3 марта 1875 года в Париже на сцене театра «Опера комик»
состоялось первое исполнение оперы Жоржа Бизе «Кармен». Участвовали первоклассные исполнители: Мария Селестина Галли-Марье пела Кармен, Поль Лери — дона Хозе, Жозеф Андре Буи — Эскамильо.
Слайд 3Либретто
Литературным источником либретто, созданного А. Мельяком и Л. Галеви, послужила одноименная
новелла П. Мериме. Герои его — неукротимые, сильные характеры, одержимые буйной страстью. Либреттисты несколько смягчили суровый тон новеллы, дикость нравов, ввели новый лирический персонаж — Микаэлу. Бизе своей музыкой возвысил героев, обобщил основной конфликт и поднял его до глубоко человеческой драмы. В полнокровных массовых сценах широко и многообразно показан народ, участвующий к происходящих событиях — это хоровые пласты или маленькие сценки — групповые портреты; все они, прежде всего,- картины народной жизни Испании, бурной, цветущей, горячей.
Слайд 4Образ Кармен
Она притягательна, полна страсти и бурных стихийных порывов, бездумно
отдается склонностям своего сердца — это подлинное дитя природы. «То была странная и дикая красота, лицо, которое с первого взгляда поражало, но которого нельзя было забыть,— читаем мы у Мериме,— в особенности у ее глаз было какое-то сладострастное и в то же время суровое выражение, какого я с тех пор не встречал ни в одном человеческом взгляде.»
Музыкальная характеристика Кармен — яркая, броская, основанная на народной песенности. Ее динамичный образ складывается постепенно из сольных номеров, отдельных реплик, ансамблей.
Слайд 6Конфликт
Центром действия становится сцена Кармен и Хозе. В их трагической
любви выявляется начало конфликта. Диалог героев представляет столкновение двух сильных, противоположных характеров. И выражением идеалов каждого служит сольный номер:
для Хозе — поэтичная ария «Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила», кульминация его любви;
для Кармен — ее свободолюбивая песня, гимн свободе «Туда, туда в родные горы».
В третьем акте — сцене в горах — конфликт между Кармен и Хозе достигает высшего напряжения.
Слайд 7Хозе и Эскамильо
Появление Эскамильо, его дуэль с Хозе еще больше углубляет
конфликт между героями и ведет к неминуемому разрыву. Эскамильо выступает в опере как противоположность Хозе; его музыкальная характеристика маршеобразная, театрально приподнятая, но всегда неизменная.
Слайд 8Развязка действия
В Севилье на площади перед цирком царит оживление. Этой
праздничной картине с ликующим хором, маршем тореадоров, страстным дуэтом Эскамильо и Кармен контрастирует драматическая сцена — последнее объяснение Хозе и Кармен, выстроенная необычайно остро и лаконично. Мелодика здесь в основном речитативного склада. Фразы Хозе, сначала скорбные, умоляющие, а затем угрожающие, переплетаются с резкими, отрывистыми репликами Кармен. Этой смертельной схватке героев противопоставлено бурное ликование толпы в цирке. Четырежды вторгаются в их трагический диалог восторженные возгласы народа и особенно жутко звучит марш Эскамильо в момент убийства Кармен; в оркестре проходит "мотив обреченности".
Кармен" не только вершина в творчестве Бизе, но и вершина мирового оперного искусства.
Слайд 9Чайковский пишет…
"Кармен" - это в полном смысле шедевр, то есть одна
из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи... Я убежден, что лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире", - писал П. И. Чайковский в 1880 году.
Слайд 10Спасибо за внимание
Презентацию выполнила учитель музыки МОУ Константиновская СШ
Коровникова Диана
Сергеевна