Слайд 1Александр Сезар Леопольд Бизе
(1838-1875)
(36 лет)
Слайд 3Родился 25 октября 1838г. В Буживиле – французский композитор период романтизма
, автор оркестровых произведений ,романсов , фортепианных пьес , а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».
Родился в семье учителя пения. Поступил в Парижскую консерваторию за 2 недели до того , как ему исполнилось 10 лет.
Слайд 4В 1857 г. Получил премию на конкурсе за оперетто «Чудесный доктор»
и получил Римскую премию , что позволило ему прожить в Риме в течении трех лет , сочиняя музыку и занимаясь своим образованием.
На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 – через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж. После Рима он вернулся в Париж В 1863 г. Написал оперу «Искатели жемчуга», «Пиратскую красавицу».
Слайд 5Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден
был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него много времени, подрывала здоровье и отвлекала от серьезного творчества.
В 1874-1875г. Композитор работал над «Кармен».Премьера оперы состоялась в парижском театре.3 марта 1874г. И закончилась провалом.
3 июня 1869г. Бизе женился на младшей дочери своего покойного учителя. Ее звали Жиневьев Галеви.Их сын –Жак Бизе покончил жизнь самоубийством.
Слайд 6Чайковский сразу же отметил её выдающуюся художественную ценность. Уже в 1875
году он имел клавир "Кармен", в начале 1876 года видел её на сцене парижской "Комической оперы". В 1877 году Чайковский писал: "...я выучил её наизусть, всю от начала до конца". А в 1880 году утверждал: "По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи". И далее пророчески предрекал: "Я убежден, что лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире..."
Слайд 7Однажды Бизе присутствовал на каком-то очередном представлении "Кармен". В сцене, где
Хозе должен убить героиню ударом стилета, актер, игравший Хозе, вдруг обнаружил, что не имеет при себе орудия убийства - забыл в гримуборной... Наступила длинная неловкая пауза, публика не понимала, чего Хозе ждет? Наконец из зала раздался голос Бизе, догадавшегося в чем дело:
- Да задуши ты ее к чертовой матери, и дело с концом!
Хозе так и поступил под бурные аплодисменты и хохот в зале
Слайд 8Первая исполнительница Кармен.
Слайд 10Оперы
Анастаси и Дмитрий»
«Дон Прокопио«Дон Прокопио» (опера-буффа«Дон Прокопио» (опера-буффа, на
итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
«Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
«Гузла Эмира» (комическая опера, 1861—1862)
«Искатели жемчуга«Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862—63, 1862—63, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж)
«Иван Грозный» (фр. Ivan le Terrible, 1865, поставлена, 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг)
«Никола Фламель» (1866?, фрагменты)
«Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
«Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
«Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—1871, фрагменты)
«Каландаль» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870—71, не окончена)
«Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
«Дон Родриго» (1873, не окончена)
«Кармен»«Кармен» (драматическая опера, 1873—1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)
Слайд 11Оперетты
Анастасия и Дмитрий
Мальбрук в поход собралсяМальбрук в поход собрался (Malbrough
s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па
Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855—1857)
Элоиза де Монфор (1855—1857)
Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855-57)
Эрминия (1855—1857)
Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
Давид (1856)
Кловис и Клотильда (1857)
Доктор Миракль (1857)
Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)
Слайд 12Оды-симфонии
Улисс и Црцея (по Гомеру, 1859)
Васко да Гама (1859—1860
Слайд 13Оратории
Женевьева Парижская (1874—1875)
Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)
Хор студентов
(Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
Вальс (C-dur, 1855)
Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортапиано, после 1867) и др
Слайд 14Произведения для оркестра
Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена
1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе),
Рим (C-dur, 1871, первоначально — Воспоминания о Риме, 1866-68, исполнена 1869)
Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)
Произведения для фортепиано в 2 руки
Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
Рейнские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
Концертные хроматические вариации (кармен.
Фортепианные дуэты
Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871
Слайд 15Произведения для голоса и фортепиано
В том числе циклы песен Листки из
альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)
Музыка к драматическому спектаклю
Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)