Слайд 3Цель урока:
Расширить представление о роли дирижера в создании музыкального образа в
симфонических и вокальных произведениях.
Слайд 4Задачи:
Обучающие: продолжить формировать представление о роли дирижера в симфоническом оркестре, познакомить
с историей возникновения симфонического оркестра.
Развивающие: учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку
Воспитывающие: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству
Слайд 5Эпиграф нашего урока:
«То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык»
(народная мудрость)
Слайд 6История дирижирования уходит корнями в глубокую
древность.
Еще у первобытных людей,
исполнявших
под аккомпанемент примитивных музыкальных
инструментов ритуальные
танцы, были свои «дирижеры»,
чаще всего они «дирижировали» разнообразными
телодвижениями, а иногда с помощью раковин,
отточенных камней или палок.
Слайд 7Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит
к ним
спиной.
Слайд 8Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер
Рихард Вагнер.
Слайд 9Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась
как бы продолжением руки дирижера.
Слайд 10Но прежде чем мы узнаем секрет дирижерской палочки , узнаем какие
оркестры бывают в подчинении у дирижеров
Слайд 11Виды оркестров
Джазовый
Эстрадно-
симфонический
Оркестр
народных
инструментов
Духовой
Камерный
Симфонический
Оркестр
Слайд 14Эстрадно – симфонический оркестр
Слайд 20
Используя слова из текста, попробуйте дать определение слову «симфонический оркестр».
Симфонический оркестр
– это…
Слайд 21У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью
кот ученый
Все ходит по цепи кругом,
Идет направо - песнь заводит
Налево - сказку говорит…
Слайд 23Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Слайд 24Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова
основная роль дирижера.
Слайд 25Симфония №1 Людвиг ван Бетховен.
Послушайте внимательно и ответьте пожалуйста:
-какая музыка по
характеру
-какими красками нарисовал композитор эту музыку
- Назовите оркестр, которым управляет дирижер.
Слайд 27
Антон Гришанин
Евгений Волынский
Гомаш Токарчик
Алексей Давыдов
Александр Гайхман
Александр Матушкин
Слайд 28Под руководством Евгения Волынского звучали лучшие оркестры в самых знаменитых театрах
Испании, Франции, Германии, Италии и Китая. Два года назад, жертвуя многочисленными контрактами, он принял приглашение от Челябинска и стал главным дирижером театра Оперы и балета имени М.И. Глинки. "Хорошим новостям" в преддверии грандиозной премьеры оперы "Фауст" (над ней легендарный дирижер и труппа театра работали два года) Евгений Григорьевич рассказал о том, почему в детстве стеснялся играть на скрипке, как хотел стать ресторанным музыкантом и какой грандиозный интернациональный проект ждет Южный Урал будущей весной.
Слайд 29Закрепление
: Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?
У:
Назовите группы инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.
Слайд 30ПРОВЕРКА
Группа струнно-смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) ,
группа деревянных
духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы),
группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.),
группа ударных инструментов. а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый).
Слайд 31Вывод:
Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания и исполнения ими музыкального
произведения.
Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.
Слайд 32Почему палочку называют волшебной?
.
Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один
ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты
Следовательно, роль дирижера очень велика:
- дирижер направляет и управляет оркестром
.
Слайд 33Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер
поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.
Слайд 34Итак, к 17 веку оркестр окончательно сложился как коллектив .
Появились первые сочиненные симфонии .Их конечно исполнял симфонический ......... оркестр.
Нужно было найти правильное соотношение звучания разных голосов оркестра .Так чтобы они не заглушали друг друга.
От мастерства дирижера зависит как прозвучит произведение .Понравится оно слушателям или нет .
Слайд 35Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»
У: Известный дирижер ответил так: «Ой,
их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».
Слайд 41Попробуйте продолжить фразы
Я сегодня узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Мне захотелось…