Слайд 2Появление балалайки
Первое письменное упоминание о
балалайке относится ко времени
правления Петра I (~1688 год).
В те времена балалайка была
распространена среди крестьян.
Скоморохи пели песни, играли на
балалайках, веселили народ на ярмарках. Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер/музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, трапецивидные, и с разным количеством струн ( от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.
Слайд 3Первая
балалайка
Большой вклад в развитие балалайки внёс Василий Васильевич Андреев(14 января 1861 —
26 декабря 1918). Андреев с раннего детства увлёкся народным творчеством, играл на нескольких инструментах, знал множество русских песен и пословиц. Летом 1883 молодой дворянин увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею. Андреев встретился с тверским виртуозом-балалаечником А.С. Паскиным, который помог овладеть новыми приемами игры и заказать у местного столяра Антонова балалайку улучшенного качества. Немного освоившись с новым инструментом он даёт любительские концерты.
Слайд 4Первая концертная балалайка
Весной 1886 года Василий Васильевич совместно с Петербургским скрипичным
мастером В.В. Ивановым создаёт первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами,
корпусом из гулкого горного клена
и грифом из черного дерева.
Выступления Андреева имеют
большой общественный резонанс
в Петербурге, что способствует
росту популярности
балалайки.
Слайд 5Создание балалайки
В 70-х годах по чертежам Андреева
петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создает хроматическую балалайку приму и её разновидности - альт, пикколо, бас, позднее - контрабас. Балалайка приобретает тот вид в котором мы её знаем: гриф с металлическими ладами, расположенными в хроматическом порядке, колковая механика, треугольная форма корпуса. В широкое употребление вошли жильные струны, придавшие звучанию мягкий грудной оттенок. Установлен постоянный строй, получивший широкое распространение у концертирующих балалаечников и впоследствии названный академическим (ми-ми-ля/e-e-a).
Слайд 6Первый самоучитель
В 1887 году в Петербурге издан первый самоучитель: "Школа для
балалайки", составленный П.К. Селиверстовым при участии известного артиста игры на балалайке В.В. Андреева с приложением песен, исполненных им в концерте.
Слайд 7Кружок любителей балалайки
Осенью 1887 года В.В. Андреев организует кружок любителей балалайки,
а затем в Соляном городке в Петербурге в помещении Педагогического музея открывает классы
обучения игре
на балалайке.
Слайд 8Рождение оркестра
20 марта 1888 года в петербургском зале Городского кредитного
общества состоялось
триумфальное
выступление Кружка
балалаечников,
ставшее днем
рождения оркестра
русских народных
инструментов.
Слайд 9Виды балалаек
Мастером Ф. С Пасербским был изготовлен комплект оркестровых балалаек, различных
по размерам и звуковым качествам: дискант, пикколо, прима, тенор, альт, бас, контрабас (балалайка-секунда была сконструирована и введена в оркестр позднее). Эти инструменты стали основой для организации “Кружка любителей игры на балалайках”.
Слайд 11Известные балалаечники прошлого
А. Н. Зарубин
А. С. Илюхин
Б. С. Феоктистов
П. И. Нечепоренко
Слайд 12Современные исполнители
Д. Калинин
А. Горбачёв
А. Архиповский
И. И. Сенин