Слайд 2Цель :воспитание внимательного отношения к музыке и развитие способности глубокого осознания
смысла джазовой музыки у подростков.
Задачи:
познакомиться с историей происхождения и развития джаза;
изучить основные жанры джазовой музыки ;
выявить особенности джаза как музыкального стиля;
- проследить, как происходит восприятие подростками джазовой музыки .
Слайд 3Предмет исследования: Джазовая музыка
Объект исследования: ученики МБОУСОШ № 20
Практическая значимость работы,
заключается, на наш взгляд , в теоретическом и практическом обосновании применения джазовой музыки на уроках как одного из средств формирования общей художественной культуры у подростков.
Слайд 4Методы исследования:
Теоретический (поиск и анализ литературы и других
источников информации по данной тематике);
Наблюдения (наблюдение за поведением учащихся во время прослушивания джазовой музыки)
Анкетирование (социологический опрос учащихся)
беседа с родителями, знакомыми, людьми старшего возраста
систематизация собранного материала
Слайд 5Из истории…
Джаз— форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале
XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг.
Название джаз происходит от английского слова jazz, означает ободряющий выкрик у негров
Слайд 6Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен
очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания . На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр рэгтайм. Впоследствии ритмы рэгтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.
Слайд 8Развитие джаза в США в первой четверти XX века
После закрытия Сторивилла
джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Но его широкому распространению, конечно, не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 годов он распространился по всему североамериканскому континенту. С другой стороны, представления менестрелей, с их пёстрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами.
Слайд 9
главенство ритма;
импровизация;
разговорные интонации;
преобладание медных духовых инструментов
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ
Слайд 10Северо-восточный джаз. Страйд; Стиль Канзас-сити; Джаз Западного побережья; Кул (прохладный джаз);
Прогрессив-джаз;
Хард-боп; Ладовый (модальный) джаз; Соул-джаз. И т.д…
Соул-джаз- соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Для него характерна опора на традиции блюза и афроамериканского фольклора.Близкий родственник хард-бопа, соул джаз представлен малыми, базирующимися на органе мини-составами, которые возникли в середине 1950-х и продолжали выступать в 1970-е. Основанная на блюзе и госпелах музыка соул-джаза пульсирует афроамериканской духовностью.
Стили джаза
Слайд 11Жанры джазовой музыки
-СПИРИЧУЭЛС
-РЕГТАЙМ
-БЛЮЗ
Слайд 12Спиричуэлс – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё
рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
Слайд 13Спиричуэлс
«Молитва» - в исполнении Махелии Джексон
Слайд 14Луи Армстронг
(1901-1971)
Негритянский певец и трубач
"КОРОЛЬ ДЖАЗА"
Слайд 17«Рапсодия в блюзовых тонах»
Джордж Гершвин
(1898-1937)
Слайд 18 ПЕВИЦА ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛД
(1918-1996)
Афроамериканка. Выдающаяся
исполнительница джазовой музыки,
мастер вокальной импровизации.
КОРОЛЕВА ДЖАЗА
Слайд 19«Золотой век джаза»
1920-е годы «Золотой век джаза» связан с появлением «свит-оркестров»
(от sweet – сладкий). Коллективы, играющие танцевальную музыку в холлах роскошных отелей и ресторанов.
Проникновение в джазовую среду белых музыкантов, оркестров которых, в отличии от негритянских, назывались не джазом, а диксилендом ( «страна Дикси» - собирательное название южных штатов США).
Слайд 20Эпоха биг-бендов
1930-е годы – одна из ярчайших кульминаций в эволюции
джаза – эпоха биг-бендов («больших оркестров»), состоящих из трех духовых квартетов (трубы, тромбоны, саксофоны) и ритм-секции (гитара, фортепиано, контрабас и ударные). Важнейшее стилистическое приобретение джаза – свинг (swing – качание),то есть свободная манера игры, своеобразное рубато (отклонение от точной пульсации) на основе пунктирного ритма. В числе знаменитых биг-бендов – оркестры Флетчера Хендерсона, Чика Уэбба, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси.
Слайд 21Форма биг-бегов сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие
в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам.
Слайд 23Джазовый оркестр- БИГ-БЭНД
Тромбон
Кларнет
Труба
Слайд 24Джазовый оркестр- БИГ-БЭНД
Саксофон
Рояль
Контрабас
Слайд 25Джазовый оркестр- БИГ-БЭНД
Банджо
Ударные
Гитара
Слайд 26ДЖАЗ В РОССИИ
Исаак Осипович Дунаевский
«Марш веселых ребят»
И. Дунаевского на слова В.Лебедева-Кумача.
Слайд 27Леонид Утёсов
(1895-1982)
Актер, певец, руководитель оркестра «Теа – джаз»
В
1934 году джаз-оркестр
принял участие в съемках фильма «Веселые ребята"
Слайд 28Лариса Долина
Игорь Бутман - один из немногих российских джазменов,
достойных называться исполнителем мирового уровня.
Наши звезды: Лариса Долина, трубач Валерий Пономарев, пианист Сергей Жилин и др.
Игорь Бутман
Слайд 29Вывод: Джаз никогда не был застывшим искусством, и на протяжении своей
более чем столетней истории он постоянно развивался. Современный джаз – это уже не тот джаз, который начинали играть незнающие нотной грамоты негритянские музыканты. Джаз постепенно утратил свою «развлекательно-танцевальную» функцию и из танц-залов и баров переместился на концертную эстраду в филармонические залы, куда публика приходит не потанцевать под джаз, а послушать его.
Всякий раз, когда хорошие джазмены, молодые или старые, оказываются в подходящей обстановке, джаз вновь проявляется во всем своем величии. Мир едва начинает понимать его. Иногда кажется, что история джаза только начинается.