Слайд 1«Особенности казачьего многоголосия»
Слайд 2В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении
веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей
различных национальностей и этнических групп.
Слайд 3Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре
донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.
Слайд 4Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является: многоголосие, с противопоставлением нижнему голосу
верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала.
Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная,
активная форма вокализации.
Слайд 5В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее
ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально - песенного фольклора.
Многоголосие протяжных казачьих песен
образуют две основные голосовые партии:
нижняя (в народной терминологии «грубый голос»)
и верхняя («подголосок», «меньшак», «подпевала»). Нижняя голосовая партия чаще всего исполняется двумя или несколькими певцами в унисон,
подголосок же ведет один исполнитель.
Слайд 6В смешанных ансамблях «грубый голос» исполняют мужчины, подголосок - женщина.
Особое
внимание исполнители уделяют подголоску, справедливо считая его наиболее ярким и сложным элементом песенного многоголосия.
Слайд 7Казачьи певческие манеры - это звукооформление и ведение, резонирование, дыхание, и
более широкие - синтезирующего их интонирования, придающего пению выразительность, осмысленность и содержательность.
Слайд 8Отличительной чертой песенной традиции донских казаков является мужское ансамблевое пение.
У
казаков мужское пение универсально, на что указывает сходство его по всему Дону, объясняющееся единством условий формирования - храма и похода.
В походе доминировал природный фактор, пение в незамкнутом пространстве складывалось под воздействием окружающего ландшафта и непрерывного контакта с конем.
Всё это выработало в казаках привычку к определенным формам пения, стереотипу звучания голоса и создало весьма разработанную систему эстетических оценок.
Слайд 9Мужские голоса, как певческие, так и непевческие, при всем их различии
имеют общие признаки:
рабочий диапазон, соответствующий регистру баритона или высокого баса, самодостаточных для традиции голосов; как редкий можно рассматривать тенор, называемый "альтом";
округлый ("круглый"), прикрытый звук;
присутствие вибрато;
преимущественно гортанно-грудное резонирование;
особая роль низкой певческой форманты для запевалы и группы нижних голосов и высокой певческой форманты для дисканта.
Слайд 10Все перечисленные признаки связаны друг с другом, так как грудной регистр
требует соответствующего резонирования, возможного при наличия вибрато; последнее на частоте 6-7 гц обнаруживает резонанс грудной клетки и лёгких человека. Особое значение низкой певческой форманты, обеспечивающей разборчивость слов, связано, как доказывают исследования по акустике, со спецификой группового пения, возрастанием роли основного тона, прикрытием звука и его распространением на открытом воздухе.
Поющие нижние голосовые партии не должны сливаться в спектре частот дисканта, так как при этом утрачивается бархатистость, появляется напряженность и дискомфортные условия для дисканта (его "задавливают")
Слайд 11Не представляется бесспорным ставшее уже общим местом утверждение, что пение на
воздухе требует звонкого, открытого звука. Многие знатоки казачьего вокала подчеркивают глуховатый тёмный его колорит гортанного оттенка.
Слайд 12Казаки сформулировали правила своего "прекрасного пения", которые состоят:
в умения "управлять",
"владеть" голосом, что приобретается в процессе тренировки;
в его гибкости и подвижности - "играть", "переливать", "наломать";
в пении "своим", не подражая никому, и "полным голосом",
то есть свободным;
в обладании сильным мощным звуком;
в раскачке голоса.
Слайд 13Процесс интонирования строится на оппозиции
водить голосом
доказать песню
играть рассказывать
переливать говорить
вокализирования
сказывания
Слайд 14Для "заводчика", выговаривающего слова, очень важен резонанс вибрационных колебаний гортани и
грудной клетки, как обеспечение экологичности пения. Сказовая манера, присущая "запевале" и голосам, следующим за ним, проявляется не в буквально речевой артикуляций (звуки остаются полуоформленными, вокальными), а в некоторых приёмах - в поднятии тона на отступе (имеющем моторную, а не вокальную природу), намеренном прерывании, певческом подчеркивании слова ("петь с потягом"), синтезировании скандированного и мелизматического распевного интонирования в запевках.
Слайд 15Женское пение, бытовое и обрядовое, с одной стороны, выступает как оппозиция
мужскому - пение "нежным", "тонким голоском"
(микстовое звучание), с другой, женщины умеют петь "под мужчин", "по-военному".
Слайд 16В практике наших дней широко распространен женский альтовый дискант, имитирующий мужской,
или оригинальный. Мощные, малоподвижные голоса или звучащие в предельном регистре, воспроизводят простую остинатную версию, построенную на ходах в тритонике (8-я, суб- и нижняя терция) и трелеобразных верхнесекундовых опеваниях.
Искусство исполнения орнаментального женского "голосника"
(в диапазоне сексты-септимы) состоит в насыщении его как можно большим числом варьированных повторений узкообъёмных ячеек, пропеваемых с текстом или в виде вокализов.
Сравнительно узкий диапазон и постоянная изменчивость мелодики и ритма придает ему особый характер.
Слайд 17Темброво-мелодико-фактурный стереотип проявляет себя интегрирующим фактором донской культуры,
и в этом смысле
она вписывается в более общие тенденции, характеризующие переселенческие традиции. Ансамблевое пение, сочетая разные модусы музыкального высказывания, интеллектуальное и эмоциональное, оказалось, по-видимому, самой глубокой и адекватной формой коммуникации культурной традиции.
Таким образом, певческая традиция донских казаков, выросшая на почве русской, представлена как самобытная и обладающая неповторимой системой
взаимообусловленых компонентов.
Слайд 18Красивы, раздольны и правдивы казачьи песни,
как в зеркале отразили они
все грани жизни Донского казачества.
Собственная певческая интонация сложилась в слиянии речевых, вокальных и двигательных поведенческих стереотипов,
основанием которых явилась моторика разной природы.
Песни казаков звучат в нашем крае и поныне,
находя себе все новых и новых поклонников.
Исполнение песен многоголосно требует большого мастерства.
Это еще одно доказательство того, что казаки любили и умели петь, создав огромное число высокохудожественных песен о своих героях, о доле казачьей, о любви и разлуке, встречах и поводах, о смерти и жизни.