Слайд 2История создания
История создания «Вальса-фантазии» весьма характерна для молодого человека: Глинка познакомился
с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И, как будто следуя по стопам великого поэта, Глинка создал собственное «чудное мгновенье», Вальс-фантазию для фортепиано, впоследствии им же самим оркестрованную. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах. На балу произошло решающее объяснение Онегина и Ленского, на балу Онегин вновь встретил Татьяну, и на балах зарождалась любовь Наташи и Андрея Болконского, Анны Карениной и Вронского.
Слайд 3
Е. Керн сыграла заметную роль в жизни Глинки и в его
творчестве, хотя роман длился недолго. Их встреча состоялась, вероятно, 28 марта 1839 года. В доме Керн Глинка нашел дружбу и понимание. Глинка хотел жениться на Екатерине Керн, но у него не было формального развода с женой, поэтому он не мог вступить во второй брак. У него была даже мысль уехать с ней за границу без оформления брака, но против этого возражала мать Глинки. Более того, она хотела, чтобы Глинка уехал за границу один, надеясь, что там он скорее забудет свое новое увлечение. Случилось так, что весной 1840 г. Е. Керн заболела и уехала на юг, где пробыла около двух лет. У самого Глинки бракоразводный процесс длился шесть лет; некоторое время он не мог покинуть Петербург, так как был связан подпиской о невыезде.
Слайд 4
Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется подъемом творческой
деятельности Глинки. Вальс-фантазия — одна из вершин этого периода.
Трудно не поддаться искушению и не представить себе Вальс-фантазию звучащим на первом балу Наташи Ростовой. Конечно же Наташа танцевала за тридцать лет до создания «Вальса», Толстой же описывал это… тридцать лет спустя.
Первое впечатление от знакомства с Вальсом-фантазией — чувство необычайного аристократизма. Все очень выразительно, ярко, но не преувеличено и не утрировано. Музыка возвышает слушателя, а не низводится до его уровня. Средства для достижения этой цели отобраны с исключительным вкусом и мастерством. Все свидетельствует о внутреннем благородстве и лишено вульгарной броскости. Мужское начало (духовые инструменты) и женское (струнные) в музыке Вальса то чередуются, то соединяются. Порой в основную лирическую тему струнных вплетаются реплики духовых, и мы ощущаем не просто чередование эпизодов, но некую драматическую коллизию. Интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей. Давайте послушаем.
Слайд 5
Вальс-фантазия, как и указано в названии, это больше чем вальс и
больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма. В основной теме вальса борются два начала, две возможности. Первая – возможность утраты, связанная с минором, ниспадающим характером мелодии, ее надломленной меланхолией. Вторая возможность – явная полетность, воздушность, изысканность мелодического рисунка, которая ассоциируется с образом сильфиды, нездешнего сказочного существа, обещающего неземное блаженство..
Слайд 6
Музыка «Вальса-фантазии» словно бы колеблется между полюсом надежды и полюсом печали.
Порой она скользит и порхает, поражая изяществом пируэтов и ажурностью линий. Иногда же она словно вздыбливается, сжимается и становится похожа на страдальческую, исполненную тоски музыку , как будто предвещая боль и меланхолию. И тема печали побеждает, грозный вихрь уносит музыку «Вальса-фантазии», оставляя надежды несбывшимися и сердце разбитым. Парадоксальным образом, сама хрупкость, ломкость, неземная утонченность должны были пасть под натиском судьбы: любовь столь прекрасная, столь далекая от всего земного, могла лишь нанести сердечную рану, но расцвести она не могла.
Слайд 7
И верно, была ли в русском искусстве счастливая любовь? Хрупкие и
прекрасные тургеневские девушки с трагической судьбой, герои Достоевского горели роковой страстью лишь себе и другим на горе, и милые чеховские интеллигенты тщетно боролись с повседневной рутиной, что не давала им любить. Да и самому Пушкину его любовь принесла гибель, а Глинке – глубокое разочарование. И не был ли «Вальс-фантазия» предчувствием и одновременно приговором сердечным порывам русского человека, чувства которого были слишком нежны, а мечтания восторженны, чтобы стать явью?
Слайд 8Павловские вечера
В 1838–1844 гг. дирижер Й. Герман был руководителем оркестра в
Павловске. Начало летним концертам здесь было положено проведением Царскосельской железной дороги и устройством Павловского вокзала. Торжественное открытие дороги от Петербурга до Павловска состоялось 22 мая 1838 г. В XIX веке здания для отдыха пассажиров стали называть воксалами; чтобы отличать вокзал железной дороги от концертного «воксала», концертный зал в Павловске стали называть «музыкальным воксалом».
Слайд 9
Поводом для устройства концертов послужили коммерческие соображения - необходимо было усилить
работу железной дороги, увеличить число пассажиров; приманкой сделали Павловский воксал с его оркестровыми вечерами. Был учрежден оркестр, и его руководителем стал Й. Герман. Для концертов все время требовался новый репертуар, и он составлялся из произведений порой не оркестровых, которые аранжировал руководитель оркестра. Вот здесь часто и звучал вальс Глинки.
Слайд 10Вальс или симфония
Вальс-фантазия был написан Глинкой в 1839 году для фортепиано.
Затем композитор оркестровал его. Обратившись к простому бытовому танцу, Глинка наполнил его глубоким психологическим содержанием, значительно развил, симфонизировал. Скромный танец вырос в волнующую лирическую поэму. «Вальс-фантазия» Глинки явился тем зерном, из которого выросла русская лирико-психологическая симфоническая музыка, посвященная раскрытию внутреннего мира, душевных переживаний человека. В «Вальсе-фантазии», как и в балетных сценах своих опер, Глинка показал высокий образец подлинной симфонизации танца. Вальс звучит, как симфония.
Слайд 11Ресурсы
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fvladnews.ru%2Fuploads%2Fnews%2F2013%2F01%2F19%2Fc3754571faf6f38c1f73809f4359d80b.jpg&pos=11&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fwww.schooldance.ru%2Ffiles%2Fu12%2F19666852_1204744647_Wilhelm_Gause_005.jpg&pos=15&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F67%2F27%2F67027843_img2.jpg&pos=52&rpt=simage&_=1457624701495
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5821%2F89721587.a5%2F0_88e4f_a1609fb3_XL.jpg&pos=0&rpt=simage&_=1457624701523
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB%20%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Ftsarselo.ru%2Fimages%2Fphotos%2F08b3a4e1b2064f2fc838b61403ce3d75.jpg&pos=6&rpt=simage&_=1457624701539