Слайд 1Лю́двиг ван Бетхо́вен -великий немецкий композитор и пианист представитель «венской классической школы».
Презентацию подготовила учитель начальных
классов МОУ «Полтавская СОШ»
Ефимова Регина Алексеевна
Слайд 2Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и
исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Слайд 3Происхождение
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён
17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви Святого Ремигия.
Его отец, Иоганн Бетховен (1740—1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году.
У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.
Слайд 4Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался
с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.
Слайд 5Дед, Людвиг (1712—1773), служил в той же капелле, что и Иоганн,
сначала певцом, басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией.
Слайд 6Ранние годы
Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре
на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.
В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.
Слайд 7После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить
школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался:
«Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».
Слайд 8Среди любимых писателей Бетховена — древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.
Слайд 9В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать
свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».
В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул:
«Он всех заставит говорить о себе!»
Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.
Слайд 10В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как
раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издаёт сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул».
Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как, вернувшись из Англии, Гайдн становится ещё известнее. Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн.
Слайд 11Первые десять лет в Вене (1792—1802)
Приехав в Вену, Бетховен начал занятия
с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену:
«Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам».
Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника —Антонио Сальери.
Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.
Слайд 12Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в
основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.
Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («в духе фантазии»). Сонату № 14 поэт Л.Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением.
Слайд 13Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров
того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.
Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли.
Слайд 14Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно
добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат:
Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.
Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.
Слайд 15В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего
уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству:
«Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным».
Слайд 16В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую
назовёт Героической.
В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.
Слайд 17Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена,
по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями».
Слайд 18Поздние годы (1802—1815)
Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и
объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».
Слайд 19В 1802-1812 годах Бетховен сонаты писал с особым желанием и рвением.
Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. В биографии Людвига ван Бетховена тех лет слава, популярность композитора были очень велики. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора.
Слайд 20В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах,
но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».
Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.
Слайд 21Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю
Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»
Слайд 22Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению
к друзьям.
Слайд 23Кому посвящено музыкальное произведение
«Лунная соната»
Одно из самых знаменитых в истории
музыкальных произведений великого, непревзойдённого Бетховена, получившее название «Лунная соната», было посвящено юной Джульетте Гвиччарди. Девушка покорила сердце молодого композитора и затем жестоко разбила его. Но именно Джульетте мы обязаны тем, что можем слушать столь глубоко проникающую в душу музыку лучшей сонаты гениального композитора.
Слайд 24История несчастной любви великого композитора
Джульетта Гвиччарди (1784–1856). Джульетта, дочь богатого и
знатного графа Гвиччарди, приехала в Вену в 1800 году. Тогда ей не было и семнадцати, но жизнелюбие и очарование молодой девушки покорили тридцатилетнего композитора, и он сразу же признался друзьям, что влюбился пылко и страстно. Он был уверен, что и в сердце насмешливой кокетки зародились такие же нежные чувства. В письме своему другу Бетховен подчёркивал: «Эта чудесная девушка так сильно любима мною и любит меня, что я наблюдаю поразительную перемену в себе именно из-за неё».
Слайд 25Через несколько месяцев после первой встречи Бетховен предложил Джульетте взять у
него несколько бесплатных уроков игры на фортепиано. Та с радостью приняла это предложение, а взамен за столь щедрый подарок преподнесла своему учителю несколько вышитых ею рубашек. Бетховен был строгим учителем. Когда игра Джульетты ему не нравилась, раздосадованный, он швырял ноты на пол, демонстративно отворачивался от девушки, а та молча собирала тетради с пола. Через шесть месяцев, на пике чувств, Бетховен приступил к созданию новой сонаты, которую после его смерти назовут «Лунной». Она посвящена графине Гвиччарди и была начата в состоянии великой любви, восторга и надежды.
Слайд 26Дописывал же композитор свой шедевр в гневе, ярости и сильнейшей обиде:
ветреная кокетка завела роман с восемнадцатилетним графом Робертом фон Галленбергом, который тоже увлекался музыкой и сочинял весьма посредственные музыкальные опусы. Однако Джульетте Галленберг казался гениальным, чем наивная девушка не замедлила поделиться со своим учителем. Тот, разгневанный, попросил юную графиню больше не приходить к нему. «Я презрел её,— вспоминал много позже Бетховен.— Ведь если бы я захотел отдать этой любви мою жизнь, что же осталось бы для благородного, для высшего?» А ученица-аристократка, став графиней Галленберг, покинула Вену и уехала в Италию.
Слайд 27В душевном смятении в октябре 1802 года Бетховен покинул Вену и
уехал в Гейлигенштадт, где написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание»: «О вы, люди думающие, будто бы я злобен, упрям, невоспитан,— как вы ко мне несправедливы; вам неведома тайная причина того, что вам кажется. Сердцем своим и разумом я с детства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет я нахожусь в злосчастном состоянии… Я совершенно глух…»
Слайд 28Страх, крушение надежд порождают в композиторе мысли о самоубийстве. Но Бетховен
собрался с силами и решил начать новую жизнь и в почти абсолютной глухоте создал великие шедевры.
Слайд 29Пытаясь навсегда вычеркнуть из памяти возлюбленную, композитор встречался с другими женщинами.
Однажды, увидев красавицу Жозефину Брунсвик, он тотчас же признался ей в любви, но в ответ получил лишь вежливый, но однозначный отказ. Тогда в отчаянии Бетховен сделал предложение старшей сестре Жозефины— Терезе.
Слайд 30Слишком искренний и открытый, презрительно относящийся к лицемерию и угодничеству, Бетховен
часто казался грубым и невоспитанным. Нередко он выражался непристойно, отчего многие считали его плебеем и невежественным хамом, хотя композитор просто говорил правду.
Слайд 31Осенью 1826 года Бетховен заболел. Изнурительное лечение, три сложнейшие операции не
смогли поставить композитора на ноги. Всю зиму он, не вставая с постели, абсолютно глухой, мучился оттого, что… не мог продолжать работать. 26 марта 1827 года великий гений музыки Людвиг ван Бетховен скончался.
Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия.
Слайд 32Симфоническая музыка
Перу Бетховена принадлежат 9 симфоний, 9 концертов, а также большое
количество других симфонических произведений - от увертюр и музыки к театральным постановкам до сочинений "по случаю". Среди его концертов, семь широко известны и часто исполняемы (скрипичный, 5 фортепьянных и тройной концерт для скрипки, фортепиано и виолончели). Другие два - ранний неопубликованный концерт для фортепиано (WoO 4) и переложение для фортепиано скрипичного концерта (Opus 61a).
Слайд 33Симфонии
Opus 21: Симфония №1 C dur (написана в 1799–1800, первое исполнение 1800)
Opus
36: Симфония №2 d moll (написана в 1801–02, первое исполнение 1803)
Opus 55: Симфония №3 Es dur ("Героическая") (написана в 1803-04, первое исполнение 1804)
Opus 60: Симфония №4 B dur (написана в 1806, первое исполнение 1807)
Opus 67: Симфония №5 c moll (написана в 1804–08, первое исполнение 1808)
Opus 68: Симфония №6 F dur ("Пасторальная") (написана в 1804–08, первое исполнение 1808)
Opus 92: Симфония №7 A dur (написана в 1811–12, первое исполнение 1813)
Opus 93: Симфония №8 F dur (написана в 1812, первое исполнение 1814)
Opus 125: Симфония №9 d moll ("С хором") (написана в 1817–24, первое исполнение 1824)
Слайд 34Концерты
WoO 4: Концерт для фортепиано с оркестром №0 Es dur (1784)
Opus
15: Концерт для фортепиано с оркестром №1 C dur (написан в 1796–97)
Opus 19: Концерт для фортепиано с оркестром №2 B dur (первые две части написаны в 1787–1789, финал - в 1795)
Opus 37: Концерт для фортепиано с оркестром №3 c moll (написан в 1800–01)
Opus 56: Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром C dur (1805)
Opus 58: Концерт для фортепиано с оркестром №4 G dur (написан в 1805–06)
Opus 61: Концерт для скрипки с оркестром D dur (1806)
Opus 61a: Авторское переложение концерта Opus 61 для фортепиано
Opus 73: Концерт для фортепиано с оркестром №5 Es dur ("Император") (написан в 1809–10)
Hess 15: Концерт для фортепиано с оркестром №6 D dur (неокончен – пригодная для исполнения версия принадлежит Nicholas Cook) (1815)
Hess 12: Концерт для гобоя с оркестром (утрачен, сохранился только инципит и наброски 2й части, 1794-1795)
Слайд 35Произведения
9 симфоний: № 1 (1799—1800), № 2 (1803), № 3 «Героическая» (1803—1804), № 4 (1806), № 5 (1804—1808), № 6 «Пасторальная» (1808), № 7 (1812), № 8 (1812),№ 9 (1824).
8 симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3.
5 концертов для
фортепиано с оркестром.
музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»
6 юношеских сонат для фортепиано.
32 сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано.
10 сонат для скрипки и фортепиано.
концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром («тройной концерт»).
5 сонат для виолончели и фортепиано.
16 струнных квартетов.
6 трио.
Балет «Творения Прометея».
Опера «Фиделио».
Торжественная месса.
Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной».
Песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен.