Презентация, доклад по музыке на тему: Глинка и Пушкин-два гения русской культуры (6 класс) или Романсы Глинки на стихи Пушкина

Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относятся и современники - А.С. Пушкин и М.И. Глинка.

Слайд 1Два гения русской культуры: М.И.Глинка и А.С.Пушкин
Подготовила учитель музыки Мустафина Гузель

Рустамовна
Два гения русской культуры: М.И.Глинка и А.С.ПушкинПодготовила учитель музыки Мустафина Гузель Рустамовна

Слайд 2Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них

просто невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относятся и современники - А.С. Пушкин и М.И. Глинка.
Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К

Слайд 3Русский критик В. Стасов писал: "...Глинка имеет в русской музыке такое

же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба - глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".

В.Стасов

Русский критик В. Стасов писал:

Слайд 4Мать и отец М.И.Глинки
Евгения Андреевна
Иван Николаевич

Мать и отец М.И.ГлинкиЕвгения Андреевна Иван Николаевич

Слайд 5В 13 лет родители решают отдать Михаила в Благородный пансион при

педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Там его гувернёром становится декабрист, поэт В. Кюхельбекер. Глинка начинает брать уроки у очень известных музыкантов, например, у Джона Филда из Ирландии. В пансионе Глинка познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, который заходил навестить туда своего младшего брата Льва, одноклассника Михаила. Встречи с Пушкиным возобновились через несколько лет в 1828 году и продолжились до самой смерти поэта.
В 13 лет родители решают отдать Михаила в Благородный пансион при педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Там его

Слайд 7Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства.

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства.

Слайд 8Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить о романсах,

то Глинку стоит вспомнить прежде других. Возможно, оттого, что в лирике поэта и в музыкальном творчестве Глинки много родственного. Расцвет камерно-вокальной музыки Глинки приходится на конец 30-х – 40-е годы, которые можно назвать «пушкинской порой» в его творчестве. Глинка глубже и вернее других современников Пушкина передал в своей музыке полноту и гармоничность жизнеощущения, свойственные его поэзии.
Большинство пушкинских романсов композитора относится к зрелому периоду его творчества.

Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить о романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других.

Слайд 9Александр Сергеевич Пушкин написал сказку «Руслан и Людмила». Михаил Иванович Глинка

написал оперу «Руслан и Людмила»

Глинка писал не только романсы на стихи Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин написал сказку «Руслан и Людмила». Михаил Иванович Глинка написал оперу «Руслан и Людмила»Глинка писал

Слайд 10Всего Михаилом Ивановичем Глинкой написано 10 романсов на стихи Александра Сергеевича

Пушкина.
Вот они:
Я помню чудное мгновенье
В крови горит огонь желанья
Я здесь, Инезилья
Ночной зефир
Признание
Где наша роза
Не пой, красавица при мне
Адели (Играй, Адель...)
Заздравный кубок
Мери
Всего Михаилом Ивановичем Глинкой написано 10 романсов на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Вот они:Я помню чудное мгновенье

Слайд 11Для пушкинских сочинений Глинки характерно полное слияние поэтического образа и его

музыкального прочтения. С присущим ему даром музыкального обобщения, он схватывает основное настроение текста стихотворения и передает его в законченной мелодии, следуя за нюансами поэтической речи.
Чаще всего композитор обращается либо к ранней, лицейской, лирике Пушкина, либо к стихотворениям, в той или иной степени продол­жающим линию этой юношеской лирики («Где наша роза», «В крови горит огонь желанья», «Заздравный кубок», отчасти «Адель» и «Мери»). Общий характер этих романсов – приподнятый, радостный, выражающий «радость бытия» («В крови горит огонь желанья»).
Общепризнанным шедевром русской музыки стал романс «Я помню чудное мгновенье», посвященный Е.Е. Керн (1840). Все высказанное Пушкиным в этом прекрасном стихотворении было пережито и прочувствовано Глинкой. Возможно, именно поэтому возникло здесь столь гармоничное соединение непосредственности чувства и высочайшего мастерства.
Для пушкинских сочинений Глинки характерно полное слияние поэтического образа и его музыкального прочтения. С присущим ему даром

Слайд 13Подробнее остановимся на омансе «Я помню чудное мгновение». В этом произведении

слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки.
Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения. Пушкин посвятил свои стихи А.П. Керн. Глинка был знаком с ее дочерью — Е.Е. Керн. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность. Нежные чувства, которые питал Глинка к Керн, пробуждали музыкальное воображение композитора. С мыслями о ней были сочинены несколько пьес, в том числе поэтичнейший «Вальс–фантазия». Для Керн Глинка написал и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвященные ее матери.
Подробнее остановимся на омансе «Я помню чудное мгновение». В этом произведении слово и музыка слились настолько, что

Слайд 14Другой романс Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с

подачи русского писателя, дипломата и музыканта А.С. Грибоедова. Глинка встретился с Грибоедовым летом 1828 г. Они много говорили о музыке. Грибоедов сыграл как-то слышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке и вскоре он развил ее в законченную пьесу, а затем исполнил в присутствии Пушкина своим друзьям.
Один из современников вспоминал: «[Глинка] играл на фортепьяно грузинскую мелодию со свойственным ему выражением и искусством. На замечания присутствующих, что ей не достает стихов… для всеобщей известности, Пушкин написал…стихотворение». Так возник романс «Не пой, красавица, при мне».
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне

Грибоедов

Интересный факт: Несомненным талантом Грибоедова было умение играть на фортепиано и способности композитора. Традиционное обучение музыке в детские годы переросло в увлечение, сохранившееся в течение всей жизни.

Другой романс Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с подачи русского писателя, дипломата и музыканта

Слайд 15И в опере, и в чудесных романсах Глинка близок поэту Пушкину-

не только по величине своего гения, но и по светлому мироощущению, по солнечной ясности и глубокой народности своего искусства, утверждающего полнозвучность и радость жизни

Биографы обнаружили интересный факт: связанные в жизни и творчестве, Александр Пушкин и Глинка родились с разницей в 5 лет и 5 дней, и ушли из жизни с разницей ровно в 5 дней и 20 лет.

И в опере, и в чудесных романсах Глинка близок поэту Пушкину- не только по величине своего гения,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть