Презентация, доклад по музыкальной литературе на тему Биография и творчество Н.Я. Мясковского (7 класс)

Николай Мясковский родился в Новогеоргиевске Варшавской губернии[4] (после революции — польский Модлин[pl], в 1961 году вошедший в состав города Новы-Двур-Мазовецки) в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (урождённой Петраковой), также происходившей из семьи военных, и

Слайд 1Николая яковлевич мясковский
Подготовил Желтиков Егор

Николая яковлевич мясковскийПодготовил Желтиков Егор

Слайд 2Николай Мясковский родился в Новогеоргиевске Варшавской губернии[4] (после революции — польский Модлин[pl], в 1961

году вошедший в состав города Новы-Двур-Мазовецки) в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (урождённой Петраковой), также происходившей из семьи военных, и был их вторым ребёнком. В семье было пятеро детей: Сергей, старший сын умер в юности, Николай и три дочери — Вера, Валентина и Евгения[5]. В 1888 году семья переехала в Оренбург, а через год — в Казань. Там Николай потерял мать (она умерла при родах). Опеку над пятью детьми взяла на себя сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская. Тётка Николая Мясковского обладала хорошим голосом, рассказами о своей работе в хоре Мариинского театра, спектаклях и жизни музыкантов пробудила его интерес к музыке и давала ему первые уроки игры на фортепиано[6][7].
В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, Мясковский в соответствии с семейной традицией был определён в Нижегородский кадетский корпус, где пел в кадетском хоре. В 1895 году семья переехала в Петербург и Николай был переведён во Второй кадетский корпус. Обучение игре на скрипке поспособствовало записаться в 1895 году в корпусной симфонический оркестр, руководимый Николаем Казанли, у которого Мясковский начал брать уроки гармонии[8]. Но молодого музыканта, вскоре сделавшего первые попытки сочинительства, более влекло к роялю. В 1896 году, услышав в исполнении Артура Никиша Патетическую симфонию и балладу «Воевода» П. И. Чайковского, Мясковский окончательно решил связать свою жизнь с музыкой[9].
Николай Мясковский родился в Новогеоргиевске Варшавской губернии[4] (после революции — польский Модлин[pl], в 1961 году вошедший в состав города Новы-Двур-Мазовецки) в

Слайд 3В 1904 году благодаря хлопотам отца Мясковский получил назначение в девятнадцатый

сапёрный батальон, располагавшийся под Петербургом. В Петербурге более двух лет занимался он у Ивана Крыжановского, изучая полифонию, фугу и инструментовку[10][К 1]. Летом 1906 года поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, представив на экзамене свою не сохранившуюся трёхчастную фортепианную сонату c-moll[11]. Композиции учился у А. К. Лядова, инструментовке у Н. А. Римского-Корсакова, музыкально-теоретические дисциплины изучал под руководством Язепа Витолса[9]. Среди его сокурсников были Борис Асафьев[12][К 2] и Сергей Прокофьев(дружба с последним связывала Мясковского на протяжении более чем сорока лет)[13][К 3]. Во время учёбы познакомился с учеником Никиша Константином Сараджевым, дирижёром «Вечеров современной музыки» и концертов в Сокольниках, на которых были впервые исполнены многие ранние произведения Мясковского и Сергея Прокофьева[9][14][К 4]. В 1906 году впервые были опубликованы сочинения Мясковского — 6 романсов на стихи Зинаиды Гиппиус, напечатанные нотоиздательством Ю. Г. Циммермана на средства автора[15]. Первое публичное исполнение произведений композитора состоялось в 1908 году в Петербурге на «Вечерах современной музыки» — в программу вошли романсы «Луна и туман», «Кровь», «Противоречие» на стихи Зинаиды Гиппиус[15]. В том же 1908 году Мясковским была создана Первая симфония, а в дневнике композитора появилось первое упоминание о замысле оперы «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского[11]. Мысли о сочинении этой оперы не покидали композитора около 10 лет[16], над либретто работал П. И. Сувчинский, но идея не воплотилась.

В 1904 году благодаря хлопотам отца Мясковский получил назначение в девятнадцатый сапёрный батальон, располагавшийся под Петербургом. В

Слайд 4Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его

творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма П. И. Чайковского, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, импрессионизма Дебюсси. Также заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина].
Среди симфоний Мясковского особенно выделяются лирико-трагические Вторая (1912), Третья (1914), Четвёртая (1918) и Пятая (1918), монументально-трагическая Шестая (1923), героико-драматическая Шестнадцатая (1936), задумчиво-ностальгические Двадцать первая (1940) и Двадцать пятая (1946), патриотическая Двадцать вторая (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны, а также последняя Двадцать седьмая (1950).
Для его ранних работ характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний (1908—1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием.
Монументально-трагическая Шестая симфония, написанная в память об отце (1923), отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола XX века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.

Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично

Слайд 5В 1925—1927 годах Мясковский много экспериментировал: интонационный стиль Седьмой симфонии лежит

на стыке русского романтизма и французского импрессионизма, для Восьмой симфонии применены атональные построения в духе А. Шёнберга. Опус № 26 отличается «ярко выраженным национальным колоритом», воплощает образ Степана Разина[58], в нём использованы мелодии одной башкирской и нескольких русских песен[59]. Свои Десятую и Тринадцатую симфонии Мясковский создавал в русле исканий Шёнберга[46].
В начале 1930-х годов, начиная с Одиннадцатой симфонии, из-за давления, оказываемого властями, стиль Мясковского изменился на более светлый, в его музыке начали доминировать мажорные тональности, а полифония упростилась. По мнению критиков, созданная на тему коллективизации Двенадцатая симфония (так называемая «Колхозная») не вполне отразила широту замысла композитора и не считается удачной. В том же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Единственное мрачное произведение этого периода — Симфония № 13, своего рода прощание композитора с модернизмом и авангардом. Мясковский был вынужден представить её на закрытой премьере, что аналогично ситуации, сложившейся вокруг Четвёртой симфонии Шостаковича.

В 1925—1927 годах Мясковский много экспериментировал: интонационный стиль Седьмой симфонии лежит на стыке русского романтизма и французского

Слайд 6Творчество Н. Я. Мясковского представлено широким жанровым диапазоном исключая произведения для

музыкального театра и киномузыки. Композитор создал 27 симфоний, 13 квартетов, 9 сонат для фортепиано, другие сочинения оркестровой и камерной музыки, кантаты и романсы, а также переложения для фортепиано и оркестра. Номер опуса был присвоен 87 сочинениям. Кроме этого Мясковским написан ряд доопусных произведений за годы обучения в консерватории и сочинения, которым автор не присвоил номер опуса (безопусные). Среди неосуществлённых замыслов — оперы «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского (в ранние годы), «Первая девушка» по повести Н. В. Богданова (в зрелые годы), «Король Лир» по одноимённой трагедии Шекспира[76]. Мясковский, в отличие от Прокофьева, не был сторонником сочинения программной музыки и, как писал Кабалевский, тяготел к так называемой «чистой музыке»[76]. Сочетание «чистая музыка» принадлежит самому Мясковскому: «Театр никогда меня к себе не привлекал ни в опере, ни в балете. Я и здесь всегда предпочитаю то, что несет в себе наибольшее количество черт „чистой музыки“ и симфонической жизни — оперы Вагнера, Римского-Корсакова»[77].
Творчество Н. Я. Мясковского представлено широким жанровым диапазоном исключая произведения для музыкального театра и киномузыки. Композитор создал 27

Слайд 7Произведения

Произведения

Слайд 8Конец

Конец

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть