Слайд 1клавишные инструменты
Выполнила преподаватель
МБОУ ДО «Новоникольская ДМШ»
Попова Марина Васильевна
Слайд 2Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение
звука в которых осуществляется при помощи
системы рычагов и
управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом
порядке и составляющих клавиатуру инструмента.
Слайд 3Клавикорд (от лат. clavis – ключ) — небольшой старинный клавишный —
небольшой старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент один из предшественников фортепиано.
Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангенотов. Диапазон клавикорда менялся со временем. Так, изначально, он составлял 2 с половиной октавы, с середины XVI века — увеличился до 4-х, а в дальнейшем равнялся уже 5 октавам.
клавикорд
Слайд 4Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего
монохорда. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов. Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в 17-18 веках, после чего, с приходом в мир фортепиано, постепенно сошла с мировых сцен.
Слайд 5Другой клавишный инструмент — клавесинДругой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен
в Италии в XV векеДругой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши.
клавесин
Слайд 6Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояляСтруны клавесина расположены
параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням,
Слайд 7. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как
правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.
Слайд 8На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность
в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
история рояля
Слайд 9Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 годуЭти мечты стали реальностью,
когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепианоЭти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано».
Слайд 10
Впервые фортепиано крыловидной формы представил в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори —
придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи на приеме в Палаццо Питти во Флоренции. Наблюдая за игрой уличных цимбалистов, Кристофори заметил, что, ударяя мягкими колотушками по струнам, эти музыканты добиваются особой выразительности звука. Кристофори переделал конструкцию клавесина, создав принципиально новый механизм звукоизвлечения посредством ударов мягких молоточков по струнам. Таким образом, стало возможным изменять силу звучания при игре
Слайд 11. До конца XVIII века фортепиано подвергались постоянным усовершенствованиям, что к
началу XIX века поставило их вне конкуренции с клавесином и клавикордом. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается фабричное производство в Европе (особенно бурно в Германии), Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.
Слайд 12В роялях венской фабрики Вахтль и Блейер в 1811 году общая
сила натяжения струн доходила до 4500 кг; в инструментах лондонского фабриканта Стодарта в 1824 году — до 5900 кг; в середине XIX века некоторые фабрики применяли натяжение струн до 14 тонн, а к концу столетия — уже до 18 тонн. Таким образом, за столетие сила натяжения струн в инструментах возросла приблизительно в четыре раза[1]. Суммарная сила натяжения струн современного рояля достигает 20 тонн
Слайд 13Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и
специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток
ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда.