Слайд 1Фортепианная музыка башкирских композиторов
Слайд 2Башкирская фортепианная музыка берет свое начало в 20-30е 20-ого века.
Башкирское фортепианное
искусство вобрало в себя черты «двух культур» — народно-национальной и профессиональной
Слайд 3 В начальный период становления профессиональной фортепианной музыки (40-50-е годы),
рождались произведения различных жанров, преимущественно малых форм.
Так, одним из первых появился жанр транскрипций башкирских народных песен
Слайд 4 Жанр «скерцо» является первым из инструментальных жанров европейской профессиональной
музыки, вошедшим в башкирскиое фортепианное творчество: «Скерцо» Г. Муртазина, «Скерцо» Х. Заимова, «Скерцо» З. Исмагилова, « Вальс-скерцо» Р. Сальманова и другие.
Слайд 5 В исполнительской педагогической практике в этот период появляется ряд
интересных сочинений крупных и малых форм различной степени трудности. Среди них такие пьесы как: «Кукушка», «Лунная ночь», «Ноктюрн», «Скерцо» З. Исмагилова, «Раздумье», «Элегия», «Походный марш» Х. Ахметова, «Озорник» и Четыре прелюдии Н. Сабитова и другие.
Слайд 6 Плодотворными для башкирской фортепианной музыки стали 1960-70-е годы.
В эти годы одно из видных мест занимает творчество Н.Г. Сабитова. Он одним из первых обратился к таким жанрам, как прелюдия, баллада, сонатина и концерт. Им также написаны «Детский альбом», наигрыши, циклы прелюдий, много ярких и характерных пьес для репертуара Детских музыкальных школ.
Слайд 9Сабитов Нариман Гилязевич
Родился 11 января 1925 года в
г. Казани.
В 1946г. окончил Башкирское отделение Московской консерватории по классу композиции В.А. Белого и по классу дирижирования И.Д. Дружинина, а однокурсниками Н. Сабитова были А. Пахмутова, А. Эшпай, З. Исмагилов, Вели Ахмедов и другие. В 1953г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции А.Н. Александрова, в 1953-67 гг. работал главным дирижером Башкирского театра оперы и балета. Заслуженный деятель искусств БАССР. Лауреат республиканской премии им Г. Саляма и С. Юлаева (посмертно). Умер 9 июня 1971г.
Он создал много специальных, инструментальных произведений для учебных целей в детских музыкальных школах, которые пользуются широким спросом. Музыка для детей – особая страница многогранного творчества Сабитова
Именем композитора названа детская музыкальная школа №1 г. Уфы, где он получил музыкальное образование и путевку в мир искусств. Его творчество в области фортепианной музыки занимает одно из видных мест.
Слайд 10Фортепианные сочинения:
12 прелюдий
Детский альбом
Сонатина соч. 5
5 прелюдий соч. 42
4 прелюдии
3 баллады
Озорник
Козленок
Темы
с вариациями соч.2, соч.7.
Семь вариаций
Баллада
Веселый дятел
Капризуля
Петушок
Петушки
Мне купили гармонь
Цикл “Семь наигрышей”
Праздничное утро
Сюита из балета “Буратино”
“Горный орел” (транскрипция для двух фортепиано)
4 полифонические миниатюры на башкирские темы
Два мушкетера
Буду командиром
Сюита для фортепиано в 4 руки:
Песня
Хорошее настроение
Фуга
Слайд 11Исмагилов Загир Гарипович
Родился 8 января 1917 года в селе
Верхнее-Серменево Белорецкого района Республики Башкортостан. В 1954г. окончил Московскую консерваторию им. Чайковского по классу композиции В.Г. Фере. С 1954 г. – председатель правления Союза композиторов БАССР. С 1968-1988 гг. – ректор Уфимского государственного института искусств. Профессор. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки и республиканской премии им. Салавата Юлаева.
Разнообразные и колоритные пьесы “Кукушка”, “Лунная ночь”, “Скерцо”, “Ноктюрн”, “Торжественная пьеса”, “Легенда”, “Поэма”, и “Танец” прочно вошли в исполнительскую и педагогическую практику.
Слайд 12Фортепианные сочинения:
Прелюдия и Токката
Танец
Кукушка
Соната
Ноктюрн
Поэма
Скерцо
Легенда
Лунная ночь
Торжественная пьеса
Речитатив и ария Шауры из оперы
“Шаура” (переложение для двух фортепиано)
Фрагменты из оперы “Волны Агидели” (транскрипция для двух фортепиано)
Слайд 13Касимов Рафаиль Габдулхаевич
Родился 2 июля 1947 года в
городе Слупске (Польша). Профессиональное образование получил в Ижевском музыкальном училище по классу фортепиано (педагоги В.С. Кашкаров и Г.А. Полторацкая-Глушенкова). В 1963-1973 гг. учился в Уфимском государственном институте искусств. Закончил его по двум специальностям: как композитор и как пианист по классу профессора З.Г. Исмагилова. С 1972 по 1979 гг. работал художественным руководителем Башгосфиларамонии. С 1979 г. – преподаватель ДМШ №1 им. Н.Сабитова.
Яркая образность и динамизм музыкального языка, неустанные поиски нового в области жанров и формы, выразительности тембровых и гармонических красок стали определяющими для творчества Р. Касимова.
Слайд 14Фортепианные сочинения:
5 пьес для фортепиано в 4 руки
Концерт и два концертино
для фортепиано с оркестром
Юмореска “Форшлаги”
6 сюит для фортепиано
Сонаты №1, №2
Прелюдия и фуга
4 детские сюиты
Три вариации
На озере
Прощание с летом
Июньский ветерок
3 картинки для фортепиано
Концертино “Юношеское” для двух фортепиано
Концертино №2 для двух фортепиано
Потешка
Мелодический этюд
Игры кукол
Настроение
Прелюдия и фуга
Пьесы
Мелодичный этюд для фортепиано в 4 руки
Симфоническая картина для фортепиано
8 фортепианных пьес: Кошечка, Песня старого медведя, Считалочка, Колыбельная, Ария, Птичий хоровод, Этюд, Песня пастуха.
Слайд 15Башкирские фортепианные композиторы долго искали свой стиль, развивали свои способы самовыражения
и авторский почерк. Они внесли огромнейший вклад не только в национальную культуру, но и в мировое музыкальное искусство