Презентация, доклад по музыкальной литературе Бессмертный лебедь

Содержание

Бьется лебедь в тоске человечьей,умирающий лебедь Сен-Санса.Вот он сник в ослепительном свете,но взметаются крылья опять,и по залу проносится ветер:Не умру!Не хочу умирать!Лев Друскин

Слайд 1«Бессмертный Лебедь»
Работу выполнила:
ученица 7 класса
МАУДО «ДШИ №2
г.Каменск – Уральский»
Чемякина Арина

Преподаватель:


Сергеева
Ольга Викторовна
«Бессмертный Лебедь»Работу выполнила:ученица 7 классаМАУДО «ДШИ №2г.Каменск – Уральский»Чемякина Арина Преподаватель: Сергеева Ольга Викторовна

Слайд 2Бьется лебедь в тоске человечьей,
умирающий лебедь Сен-Санса.
Вот он сник в ослепительном

свете,
но взметаются крылья опять,
и по залу проносится ветер:
Не умру!
Не хочу умирать!

Лев Друскин
Бьется лебедь в тоске человечьей,умирающий лебедь Сен-Санса.Вот он сник в ослепительном свете,но взметаются крылья опять,и по залу

Слайд 3Санкт – Петербург. Зал дворянского собрания. 1908 год, 4 января.
110

лет назад, состоялся благотворительный концерт.
Вроде бы ничем не примечательное событие. Оно никогда бы
не вошло в историю, если бы в этот день, звезда русского балета Анна Павлова, не удивила публику новой хореографической миниатюрой «Умирающий лебедь», ставшей бессмертной.
Санкт – Петербург. Зал дворянского собрания. 1908 год, 4 января. 110 лет назад, состоялся благотворительный концерт. Вроде

Слайд 5Этот номер для великой русской балерины поставил
Михаил Фокин. Они знали

друг друга с детства, вместе учились
в Императорском театральном училище, и часто выступали в паре. Когда Фокин стал пробовать свои силы в качестве постановщика, он нашел в лице Павловой идеальную исполнительницу своих замыслов.
Этот номер для великой русской балерины поставил Михаил Фокин. Они знали друг друга с детства, вместе учились

Слайд 6Об истории создания балетмейстер вспоминал:

«… для постановки танца потребовалось
всего

несколько минут.
Это была почти импровизация.
Я танцевал перед ней,
она - тут же, позади меня.
Потом она стала танцевать одна, а я следовал за ней
сбоку, показывая,
как надо держать руки...

Это было сочетание
совершенной техники
с выразительностью.
Танец может и должен
не только радовать глаз,
но и проникать в душу».
Об истории создания балетмейстер вспоминал: «… для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Это была почти импровизация.

Слайд 7… Балерина плыла на пуантах, стряхивая с рук - крыльев воображаемые

капли воды; к финалу медленно опускалась
на пол и, как писал очевидец, принимала «смерть в позе, полной такой несказанно скорбной красоты, что самый беспечный, самый буйный зал замирал от горестного восторга».

Поэтический образ, созданный Павловой
и Фокиным,
стал хореографическим шедевром, символом
русского балета.

… Балерина плыла на пуантах, стряхивая с рук - крыльев воображаемые капли воды; к финалу медленно опускалась

Слайд 8Хореографическая версия «Лебедя» М.Фокина удивила французского композитора
Камиля Сен-Санса,
создавшего эту

замечательную музыку.
Хореографическая версия «Лебедя» М.Фокина удивила французского композитора Камиля Сен-Санса, создавшего эту замечательную музыку.

Слайд 9Среди них были:
слоны, антилопы, рыбы, черепахи, ослы,
и даже ископаемые.



Цикл не предназначался
для публикации,
Сен-Санс запретил
издавать его, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки.

Единственное исключение пьеса «Лебедь» (№13).

Пьеса «Лебедь» - часть оркестровой сюиты
«Карнавал животных». «Зоологическая фантазия», задумывалась композитором как музыкальный капустник - шутка для друзей, в которой он представлял в образах животных человеческие характеры.

Среди них были: слоны, антилопы, рыбы, черепахи, ослы, и даже ископаемые. Цикл не предназначался для публикации, Сен-Санс

Слайд 10Композитор создал музыкальный образ птицы, прекрасной
в своем горделивом спокойствии.
У

Сен – Санса Лебедь не умирает
(об этом свидетельствует тональность пьесы - соль мажор).
Композитор воплотил в музыке изящество и красоту благородной птицы.
Композитор создал музыкальный образ птицы, прекрасной в своем горделивом спокойствии. У Сен – Санса Лебедь не умирает

Слайд 11В хореографии номера
Фокин воплотил
особенности композиции Камиля Сен-Санса.
Танец поставлен

полифонически:
арпеджио фортепиано в размере 6/8
(pas de bourres в ногах) 
это рябь воды на озере,

кантиленная мелодия виолончели – плавное движение лебедя 
по поверхности воды,
а руки балерины,
словно крылья,
широкими взмахами «пропевают» эту мелодию. 

В хореографии номера Фокин воплотил особенности композиции Камиля Сен-Санса. Танец поставлен полифонически: арпеджио фортепиано в размере 6/8

Слайд 12За две с половиной минуты, Лебедь на сцене проживает целую жизнь.

В этом танце, на смену эффектной классической вариации, пришел хореографический монолог с сюжетом
и настроением. Английский критик Арнольд Хаскелл верно подметил, что «…для своего времени «Умирающий лебедь» был чрезвычайно современным, передовым, не танцем,
а сольным балетом…».
За две с половиной минуты, Лебедь на сцене проживает целую жизнь. В этом танце, на смену эффектной

Слайд 13Этот мини - спектакль Анна Павлова, по мнению современников, исполняла сверхъестественно.

На сцену спускался луч прожектора
и следовал за балериной. Медленно, спиной к публике
на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Сильная, красивая птица пела на закате песнь высокого романтического порыва.
Руки - крылья плыли, стряхивая капли воды и медленно плавно опускались. Балерина не спускалась
с пуантов до конца номера. Силы ее слабели, и она смиренно складывала свои крылья в прекрасной неповторимой позе.
Этот мини - спектакль Анна Павлова, по мнению современников, исполняла сверхъестественно. На сцену спускался луч прожектора и

Слайд 14Поначалу птица лишь засыпала. Эпитет "умирающий" появился спустя годы, когда великая

балерина уже знала, что тяжело больна, но выбрала балет, вместо операции –
на груди в белом оперении запылал кроваво - красный рубин.
Поначалу птица лишь засыпала. Эпитет

Слайд 15Исполнение Павловой «Умирающего лебедя» всегда вызывало восторг
и бурные аплодисменты. Фокин

писал:
«Ее танец, импрессионистический
по своей природе,
был пластическим воплощением музыки, был одухотворен
и возвышен, и поэтому его нельзя повторить
и копировать.
Секрет ее успеха был
не в исполнении па,
а в эмоциональной наполненности танца».
Исполнение Павловой «Умирающего лебедя» всегда вызывало восторг и бурные аплодисменты. Фокин писал: «Ее танец, импрессионистический по своей

Слайд 16Однажды Сен-Санс встретив Анну Павлову,
восхищённый её танцем, воскликнул:
«Мадам, благодаря

Вам я понял, что написал
восхитительную музыку!»
Однажды Сен-Санс встретив Анну Павлову, восхищённый её танцем, воскликнул: «Мадам, благодаря Вам я понял, что написал восхитительную

Слайд 17Образ лебедя - один из распространенных
в русском искусстве
(назовём, к

примеру,
знаменитую картину
Михаила Врубеля
«Царевна - Лебедь»).

На рубеже ХХ века он трансформируется,
в этом символе идеальной красоты акцентируется
ее недолговечность
и неминуемое увядание.
Об этом стихотворение Константина Бальмонта «Лебедь»,
созданное в 1897 году.
Образ лебедя - один из распространенных в русском искусстве (назовём, к примеру, знаменитую картину Михаила Врубеля «Царевна

Слайд 18Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Это плачет лебедь умирающий, Только там, где

дремлют камыши, Он с своим прошедшим говорит, Чья-то песня слышится, печальная, А на небе вечер догорающий Как последний вздох души. И горит и не горит.


Отчего так грустны эти жалобы? Все, чем жил с тревогой, с наслаждением, Отчего так бьется эта грудь? Все, на что надеялась любовь, В этот миг душа его желала бы Проскользнуло быстрым сновидением, Невозвратное вернуть. Никогда не вспыхнет вновь.


Все, на чем печать непоправимого, И когда блеснули звезды дальние, Белый лебедь в этой песне слил, И когда туман вставал в глуши, Точно он у озера родимого Лебедь пел все тише, все печальнее, О прощении молил. И шептались камыши.


Не живой он пел, а умирающий, Оттого он пел в предсмертный час, Что пред смертью, вечной, примиряющей, Видел правду в первый раз.

Известно, что иногда хореографическую миниатюру Фокина исполняли в сопровождении чтения этого стихотворения:

Заводь спит. Молчит вода зеркальная. 		Это плачет лебедь умирающий, Только там, где дремлют камыши,		Он с своим прошедшим

Слайд 19Образ, созданный Анной Павловой,
ее печальный взгляд
и пластика,
которую она

изучала, наблюдая за живыми лебедями,
явились основой для исполнения этого прекрасного номера.
Образ, созданный Анной Павловой, ее печальный взгляд и пластика, которую она изучала, наблюдая за живыми лебедями, явились

Слайд 21Балерина очень любила этих птиц
в реальной жизни. Обосновавшись в Лондоне,

она купила дом в типичном английском стиле
с лужайкой и искусственным озером, в котором плавали лебеди.
С одним из них - любимчиком Джеком
у балерины есть невероятно трогательная фотография - на снимке птица как бы обнимает свою хозяйку длиной шеей.
Балерина очень любила этих птиц в реальной жизни. Обосновавшись в Лондоне, она купила дом в типичном английском

Слайд 23«Умирающий лебедь»
стал одним из символов русского балета
русской культуры.
Этот

бессмертный образ воплотили в своём творчестве
и другие выдающиеся русские балерины –
Галина Уланова,
Майя Плисецкая,
Галина Мезенцева,
Ульяна Лопаткина,
Светлана Захарова … кажется  что одинаково,
но как не похоже!
У каждой из этих прим –
своя лебединая песня
о жизни и смерти.

Галина Уланова

«Умирающий лебедь» стал одним из символов русского балета русской культуры. Этот бессмертный образ воплотили в своём творчестве

Слайд 24Майя Плисецкая

Майя Плисецкая

Слайд 25Светлана Захарова

Светлана Захарова

Слайд 26Ульяна Лопаткина

Ульяна Лопаткина

Слайд 27Но даже век спустя неизменным остался костюм, созданный
Львом Бакстом.

Костюм

хранится в коллекции Гранд Опера
в Париже.

Белая пачка, украшенная лебедиными крыльями, лиф, отороченный
лебяжьим пухом, маленькая шапочка
из лебединых перьев
и рубиновая брошь
на груди, символизирующая каплю крови раненого Лебедя.
Но даже век спустя неизменным остался костюм, созданный Львом Бакстом. Костюм хранится в коллекции Гранд Опера в

Слайд 28Внезапная смерть балерины стала настоящим шоком для ее поклонников по всему

миру. Особенно трогательно с Павловой простились в Лондоне - в антракте программы дирижер Константин Ламберт объявил зрителям, что в память об Анне Павловой оркестр исполнит «Лебедя». Зазвучала музыка,
на затемненной сцене появилось пятно света от прожектора, которое начало передвигаться так,

как если бы танцевала сама балерина.
Пока шел номер, весь зал стоял, отдавая дань невероятному таланту великой русской балерины. 
В костюме Лебедя, Анна Павлова завещала и похоронить себя.

Лондон. Golders Green
Crematorium and Mausoleum

Внезапная смерть балерины стала настоящим шоком для ее поклонников по всему миру. Особенно трогательно с Павловой простились

Слайд 29…Балет в отличие от литературы, живописи, музыки, искусство хрупкое, сиюминутное, существующее

только «здесь и сейчас». Искусство Анны Павловой завораживало, и время оказалось не властно над ним. Казалось бы, классический танец – пируэты, батманы, плие – все хорошо известно, но гениальная русская балерина при помощи балетных па могла выразить живое чувство, прихотливую смену настроений, игру фантазии.

И сколько бы ни размышляли
над секретами
ее исполнения,
загадками и тайнами ее искусства,
они остаются неразгаданными,
а «Лебедь» продолжает жить…

…Балет в отличие от литературы, живописи, музыки, искусство хрупкое, сиюминутное, существующее только «здесь и сейчас». Искусство Анны

Слайд 31В.Дандре, книга "Анна Павлова. История жизни"
Анна Павлова: русский лебедь Анна

Павлова Журнал "Искусство" №18/2008г.
Павлова Анна. История жизни и любви   Журнал «Женский Петербург», 2002.
http://www.liveinternet.ru/users/irena_dominique13/post37847627/
http://www.ballet.classical.ru/p_zakharova3.html
http://history-life.ru/post101531386/page1.html
http://dance-composition.ru/publ/libretto_i_scenarnye_plany/15-2-11
http://video.yandex.ru/users/larrma/view/3
http://www.ballerinagallery.com/pic/zakha05.jpg
http://shopper.ua/wp-content/gallery/balet-11/1.jpg
http://lib.rus.ec/b/107921/read
http://www.liveinternet.ru/users/3259969/post108773012/

Список литературы:

В.Дандре, книга

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть