Презентация, доклад по мировой музыке на тему Мессиан

Содержание

Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н (фр. Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen [ɔliˈvje mɛˈsjɛ̃]}; 10 декабря 1908, Авиньон — 27 апреля 1992, Клиши-ла-Гаренн) — французский композитор, органист, музыкальный теоретик,педагог, орнитолог.

Слайд 1"ЧЕТЫРЕ РИТМИЧЕСКИХ ЭТЮДА О. МЕССИАНА"


Слайд 2Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н (фр. Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen [ɔliˈvje mɛˈsjɛ̃]}; 10 декабря 1908, Авиньон — 27

апреля 1992, Клиши-ла-Гаренн) — французский композитор, органист, музыкальный теоретик,педагог, орнитолог.
Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н (фр. Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen [ɔliˈvje mɛˈsjɛ̃]}; 10 декабря 1908, Авиньон — 27 апреля 1992, Клиши-ла-Гаренн) — французский композитор, органист, музыкальный теоретик,педагог, орнитолог.

Слайд 3Эстетика Мессиана развивает основной принцип группы «Молодая Франция», призывавшей возвратить музыке

непосредственность выражения чувств. В числе стилевых истоков своего творчества сам композитор называет помимо французских мастеров (К. Дебюсси) григорианский хорал, русские песни, музыку восточной традиции (в частности, Индии), пение птиц. Сочинения Мессиана пронизаны светом, таинственным сиянием, они искрятся блеском ярких звуковых красок, контрастами простой, но утонченной по интонации песни и сверкающих «космических» протуберанцев, всплесков кипящей энергии, безмятежных голосов птиц, даже птичьих хоров и экстатического безмолвия души.
Эстетика Мессиана развивает основной принцип группы «Молодая Франция», призывавшей возвратить музыке непосредственность выражения чувств. В числе стилевых

Слайд 4характер музыкальной образности Мессиана, свойственные его музыке французская чувственность, часто «острая,

горячая» экспрессия, трезвый технический расчет современного композитора, устанавливающего автономно-музыкальную структуру своего сочинения,- все это входит в известное противоречие с ортодоксальностью названий сочинений. 
характер музыкальной образности Мессиана, свойственные его музыке французская чувственность, часто «острая, горячая» экспрессия, трезвый технический расчет современного

Слайд 5Как теоретик музыки Мессиан опирался главным образом на свое творчество, но

также и на творчество других композиторов (в т. ч. русских, в частности, И. Стравинского), на григорианский хорал, русский фольклор, на воззрения индийского теоретика XIII в. Шарнгадевы. В книге «Техника моего музыкального языка» (1944) он изложил важную для современной музыки теорию модальных ладов ограниченной транспозиции и утонченную систему ритмов. Музыка Мессиана органично осуществляет и связь времен (вплоть до средневековья) и синтез культур Запада и Востока.
Как теоретик музыки Мессиан опирался главным образом на свое творчество, но также и на творчество других композиторов

Слайд 6Идея кристалла, кристаллической формы неоднократно звучала в исследованиях, посвященных творчеству О.

Мессиана . Однако понятие «кристалл» использовалось скорее в качестве метафоры, а способы выявления кристаллических структур в музыке не были достаточно прояснены. В этой связи в статье используется метод структурного анализа, опирающийся на категории «глубинной» и «поверхностной» структуры, позволяющий не интуитивно, а по возможности строго рассмотреть музыкальную форму-кристалл и принципы кристаллообразования, то есть сам процесс кристаллизации музыкальной ткани. В рамках избранного метода кристалл выступает в значении глубинной структуры, порождающей модели, существующей в абстрактном «свёрнутом» виде, которая постепенно «разворачивается» в процессе становления музыкального текста. Глубинная структура – кристалл организует комплекс микроэлементов и закрепляет определённые функции за  синтаксическими параметрами музыкальной ткани (лад, интервал, аккордовая вертикаль, ритмоформула, сегмент серии). Данная модель и её алгоритмы проявляются музыкальным звуком и находят отражение в поверхностном слое музыкальных произведений О. Мессиана.
Идея кристалла, кристаллической формы неоднократно звучала в исследованиях, посвященных творчеству О. Мессиана . Однако понятие «кристалл» использовалось скорее

Слайд 7Основными свойствами кристалла являются симметрия и закономерная повторяемость элементов, под которой мы подразумеваем

в музыке остинатный или вариантный периодичный
повтор-трансляцию.
«Четыре ритмических этюда» О. Мессиана (1950г.) – одно из центральных произведений так называемого «экспериментального периода» (1949–1952).
Фортепианную сюиту – «Четыре ритмических этюда» исследователи относят к числу самых рационалистических произведений в творчестве О. Мессиана и называют «энциклопедией новейших … технических и структурных принципов развития музыкальных процессов». Действительно, в ней нашли отражение поиски, характерные для ряда авангардных направлений: сериализм, музыка по математическим проектам.

Время появления «4 ритмических этюдов» (1949-1950) было особенным для О.Мессиана, так как оно означало открытие нового экспериментального периода в его композиторском творчестве. Знаковым оно стало и для европейского искусства рубежа 40-50-х годов, так как многие аналитики в области музыкознания связывают начало 2-й волны музыкального авангарда именно с появлением ритмических этюдов Мессиана. Появление этюдов было не случайным, а вполне закономерным событием.

Основными свойствами кристалла являются симметрия и закономерная повторяемость элементов, под которой мы подразумеваем в музыке остинатный или вариантный периодичный

Слайд 8Цикл Мессиана стал своеобразным практическим итогом научно-теоретических изысканий композитора. Этюды Мессиана

можно назвать «творческой лабораторией» композитора, в которой он искал новые способы развития элементов собственного музыкального языка (ритм, мелодия, гармония) и оттачивал собственный композиционный метод, получивший в дальнейшем название «мессиановской сериальности».
Цикл Мессиана стал своеобразным практическим итогом научно-теоретических изысканий композитора. Этюды Мессиана можно назвать «творческой лабораторией» композитора, в

Слайд 9Для каждой из пьес, составляющих сюиту: «Остров огня I» (Lle de Feu I) «Лад длительностей

и интенсивностей» (Mode de Valeursd’Intensites), «Ритмические невмы» (Neumes rytnmiques), «Остров огня II» (Lle de Feu II)  автор находит сугубо индивидуальное претворение структурных закономерностей кристалла. Ограничиваясь рамками статьи, рассмотрим с этих позиций лишь некоторые аспекты музыкального текста: тематизм (трансформации серии), ритм, гармонию, форму.
Для каждой из пьес, составляющих сюиту: «Остров огня I» (Lle de Feu I) «Лад длительностей и интенсивностей» (Mode de Valeursd’Intensites), «Ритмические невмы» (Neumes rytnmiques),

Слайд 10В первых двух тематических фактурных комплексах «Острова огня 1» находит претворение

принцип зеркальности ритмов на уровне ритмоформул, где А и С – неточное увеличение:

В первых двух тематических фактурных комплексах «Острова огня 1» находит претворение принцип зеркальности ритмов на уровне ритмоформул,

Слайд 11В этюде №2 «Система длительностей и динамических оттенков» можно наблюдать скрытое

действие необратимых ритмов. Разные пласты (регистры) фактуры как бы инкрустированы небольшими зеркальными построениями, тщательно завуалированными прихотливостью ритмического рисунка:

В этюде №2 «Система длительностей и динамических оттенков» можно наблюдать скрытое действие необратимых ритмов. Разные пласты (регистры)

Слайд 12В этюде «Ритмические невмы» идея обратимости, зеркальности рассматривается на макро–уровне формы.

В основе концентрическая композиция с кодой, синтезирующей интонации главных разделов. В доказательство приведём модифицированную схему М. Горбенко:

Схема этюда «Ритмические невмы»:
В этюде «Ритмические невмы» идея обратимости, зеркальности рассматривается на макро–уровне формы. В основе концентрическая композиция с кодой,

Слайд 13Пермутационные процессы сосредоточены в четырёх эпизодах «Острова огня 2». Здесь имеется

ряд хроматически расположенных высот (тонов) и длительностей в прогрессирующем уменьшении на одну единицу от одной шестнадцатой до двенадцати шестнадцатых, но изложенный в обратном порядке (от «c» до «h»). Как считает В. Екимовский, основная позиция этого ряда, то есть первоначальное высотное положение, дана в десятой интерверсии (int. Х), в конце пермутационного цикла. «Из этого первоначального ряда длительностей Мессиан выводит первую пермутацию посредством концентрического «веерного движения» , в результате чего и получается первая интерверсия. Движение в интерверсии осуществляется от воображаемой точки в центре. Таким образом, можно говорить о действии закона центральной симметрии. Приведём графическое изображение В. Екимовского:
Пермутационные процессы сосредоточены в четырёх эпизодах «Острова огня 2». Здесь имеется ряд хроматически расположенных высот (тонов) и

Слайд 14Глубинная кристаллическая структура как предкомпозиционная идея произведения на композиционном уровне проявляет

себя в действии законов тотальной симметрии и закономерной повторяемости элементов-блоков. Данные законы формируют всю музыкальную ткань и реализуются в технике пермутаций, необратимых ритмах, зеркально-симметричных структурах гармонии, круговых, концентрических и остинатных формах. В результате выстраивается стройная, логичная концепция системы, аналогичная по красоте и упорядоченности прозрачному магическому кристаллу.
Глубинная кристаллическая структура как предкомпозиционная идея произведения на композиционном уровне проявляет себя в действии законов тотальной симметрии

Слайд 15Кристаллы различной формы

Кристаллы различной формы

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть