Слайд 2 Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и
Доменек, маркиз де Пуболь; 11 мая 1904, Фигерас — 23 января 1989, Фигерас) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952—1963), и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
Слайд 4 В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком.
Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, и полицейские попросили хозяина лавки подарить-таки непослушному мальчику данную сладость.
Вид Кадакеса (1923)
Слайд 6Частично комплексы, были вызваны одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно
нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
Слайд 8Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе.
В 1921 году
поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
Слайд 9Пуристический натюрморт (1924)
Слайд 10Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с
методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо.
Слайд 11Пьерро, играющий на гитаре (1925)
Слайд 12Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу, бывшую тогда
женой поэта Поля Элюара. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.
Слайд 14В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В
это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные поступки художника не всегда стоило понимать буквально: он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт. Но отец, огорчённый давней смертью жены, не выдержал выходок сына. Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
Слайд 16В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание
произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.
Его отношения с Галой достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений убеждала его писать работы. Когда не было заказа на картины, она заставляла мужа разрабатывать товарные бренды. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне и в поздние годы супруги нередко ссорились. Любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения».
Слайд 17Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба (1958-1959)
Слайд 18В 1968 году Дали покупает для Галы замок в деревне Пуболь,
в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 году умирает Гала.
Тлеющая птица (1928)
Слайд 20 После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона также
мешает Дали рисовать. Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
Слайд 22После смерти Галы Сальвадор переезжает в Пу́боль, но в 1984 году
в замке произошёл пожар. Парализованный, он пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами Дали был доставлен в больницу, но выжил. После пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где он оставался до конца своих дней.
Слайд 24Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа.
Художник завещал похоронить
его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас.
Сюррелистическая композиция (1928)