Презентация, доклад по дисциплине Народная музыкальная культура на тему: Народный инструментарий

Содержание

КлассификацияУдарные:ЛожкиТрещоткаБубенцыРубельДроваБубенДуховыеСвистящие(Флейтовые):Кугиклы, кувиклы (многоствольная флейта, «флейта пана»)Дудка (сопель)ПыжаткаЯзычковыеЖалейкаБрялкаСтрунныеГуслиДомраБалалайкаЦимбалыЛираСмычковыеГудокСкрипка

Слайд 1Народный инструментарий

Народный  инструментарий

Слайд 2Классификация
Ударные:
Ложки
Трещотка
Бубенцы
Рубель
Дрова
Бубен
Духовые
Свистящие(Флейтовые):
Кугиклы, кувиклы (многоствольная флейта, «флейта пана»)
Дудка (сопель)
Пыжатка
Язычковые
Жалейка
Брялка



Струнные
Гусли
Домра
Балалайка
Цимбалы
Лира

Смычковые
Гудок
Скрипка

КлассификацияУдарные:ЛожкиТрещоткаБубенцыРубельДроваБубенДуховыеСвистящие(Флейтовые):Кугиклы, кувиклы (многоствольная флейта, «флейта пана»)Дудка (сопель)ПыжаткаЯзычковыеЖалейкаБрялкаСтрунныеГуслиДомраБалалайкаЦимбалыЛираСмычковыеГудокСкрипка

Слайд 3Ложки
Род кастаньет, шумовой деревянный инструмент;
один из наиболее самобытных и популярных у

русского народа ударных инструментов.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.



ЛожкиРод кастаньет, шумовой деревянный инструмент;один из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов.В игровой комплект

Слайд 4Изготовление ложек

Изготовление ложек

Слайд 5Трещотки
Состоят трещотки из набора 14-20 тонких дощечек длиной 16-18 см, сделанных

обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек.
ТрещоткиСостоят трещотки из набора 14-20 тонких дощечек длиной 16-18 см, сделанных обычно из дуба и соединённых между

Слайд 6Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием.

Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.
Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко

Слайд 7Бубенцы
Бубенчик является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (иногда

несколько), при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук.
БубенцыБубенчик является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (иногда несколько), при встряске ударяющийся о стенки

Слайд 8Русская тройка и бубенцы для упряжи

Русская тройка и бубенцы для упряжи

Слайд 9Рубель (ребрак, пральник)
Предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали

для глажения белья после стирки.
Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный.
Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой.
Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
Рубель (ребрак, пральник)Предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отличие

Слайд 10Бубен
Известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в

ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа.
В настоящее время различаются 2 основных вида бубнов:
— Народный или этнический
— Оркестровый бубен
бубен использовался как сольный инструмент
БубенИзвестен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В

Слайд 11Дрова
Играют на «дровах» молоточками, сделанными из твёрдых пород дерева.
Существовали разновидности «дров»,

в которых вместо деревянных брусков использовались скалки для раскатывания теста или металлические трубочки.
ДроваИграют на «дровах» молоточками, сделанными из твёрдых пород дерева.Существовали разновидности «дров», в которых вместо деревянных брусков использовались

Слайд 12Кугиклы(кувиклы)
Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с

открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола.
Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя.
Кугиклы(кувиклы)Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.

Слайд 13Играют на кугиклах только ансамблем, группой из трех-четырех исполнителей. Это чисто

женский инструмент.
Играют на кугиклах только ансамблем, группой из трех-четырех исполнителей. Это чисто женский инструмент.

Слайд 14Дудка
Народный духовой деревянный музыкальный инструмент, состоящий из деревянной (чаще бузинной) тростины

или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок.
Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.
ДудкаНародный духовой деревянный музыкальный инструмент, состоящий из деревянной (чаще бузинной) тростины или камыша и имеющий несколько боковых

Слайд 15Пыжатка
Одноствольная флейта, относящаяся к группе свистковых. Это традиционный инструмент Курской области.
В

других областях одноствольная флейта имеет свои названия: «пикла» (Брянская обл.), «травьянка» (Белгородская обл.), «дудка» (Смоленская обл.).
Отличительная особенность -это длина ее ствола (от 40 до 70 см).
ПыжаткаОдноствольная флейта, относящаяся к группе свистковых. Это традиционный инструмент Курской области.В других областях одноствольная флейта имеет свои

Слайд 16Жалейка
Представляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) трубку от 140 до 160

мм в длину. В верхний конец ее вставлен пищик. На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб.
Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая).
ЖалейкаПредставляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) трубку от 140 до 160 мм в длину. В верхний конец

Слайд 17Брёлка
Это один из наиболее мягких и благозвучных по тембру инструментов семейства

язычковых. Представляет собой как бы промежуточную разновидность жалейки и сурны.
В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками, отсюда название этого инструмента.
Брёлка состоит из конусообразной игровой трубки, расширяющейся к концу ствола, и овального раструба-резонатора на конце, предназначенного для усиления низких звуков. Для брёлки характерен мундштучок с пищалкой из двух тростниковых пластинок. Брёлка имеет 7-8 отверстий с диатоническим строем.
БрёлкаЭто один из наиболее мягких и благозвучных по тембру инструментов семейства язычковых. Представляет собой как бы промежуточную

Слайд 19Гусли
нескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри

резонаторную полость.
древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф.
Встречаются мнения, что гусли и родственные им инструменты происходят с востока (Китай — струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова). А также существуют версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации.
Гуслинескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри резонаторную полость.древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент,

Слайд 20Разновидности гуслей

Крыловидные
Лирообразные
Шлемовидные (псалтиревидные)
Звончатые
Столовидные

Разновидности гуслейКрыловидныеЛирообразные Шлемовидные (псалтиревидные)ЗвончатыеСтоловидные

Слайд 21Крыловидные гусли
Были распространены в XIX-XX вв. в северо-западных районах России, в

том числе граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытуют родственные инструменты: канклес, ку́оклэ, кантеле и каннель
Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к "пятке" (место, где находится струнодержатель)
Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, чаще 6-9, настроенных по ступеням диатонической гаммы (иногда в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре

Крыловидные гуслиБыли распространены в XIX-XX вв. в северо-западных районах России, в том числе граничащих с Прибалтикой, Карелией

Слайд 22Лирообразные гусли
Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение

на территории Древней Руси и Польши в XI-XIII вв.
Проём в верхней части инструмента (игровое окно). Этот признак роднит данный инструмент с другими лирообразными инструментами
Лирообразные гуслиТак же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории Древней Руси и Польши

Слайд 23Шлемовидные (псалтиревидные) гусли
У русского населения вышли из употребления и встречаются только

у народов Поволжья. Псалтиревидные гусли имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень)
Долгое время в отечественной историографии доминировало мнение о древнерусском происхождении этого инструмента . Позднее появились предположения о заимствовании инструмента этого типа у народов Поволжья.
Шлемовидные (псалтиревидные) гуслиУ русского населения вышли из употребления и встречаются только у народов Поволжья. Псалтиревидные гусли имеют

Слайд 24Звончатые гусли
Их иногда называют академическими, концертными гуслями. Являются модификацией эстонского концертного

каннеля XIX в
Отличия от крыловидных гуслей: имеют сборный корпус, отсутствует открылок, увеличено количество струн, использованы металлические колки и установлена подставка под струны около колковой планки.
Являются детищем В.В. Андреева
Звончатые гуслиИх иногда называют академическими, концертными гуслями. Являются модификацией эстонского концертного каннеля XIX вОтличия от крыловидных гуслей:

Слайд 25Столовидные гусли
Инструмент, возникнувший на рубеже 17-18 вв.. Бытовал и как переносной

инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с большим количеством струн (до четырёх октав)
В настоящее время используются и в академической среде, где так же развились в клавишные гусли.
Столовидные гуслиИнструмент, возникнувший на рубеже 17-18 вв.. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени

Слайд 26Домра
Старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны,

играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки
Главными исполнителями на домрах были скоморохи.
В качестве народного инструмента в России и Украине домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.
Трехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая.


ДомраСтаринный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с

Слайд 27Устройство домры
Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и

головки.
Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева
Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение
Все части инструмента должны быть хорошо подогнаны. От этого во многом зависит качество его звучания.
Устройство домрыМалая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.Домра изготавливается из выдержанного сухого дереваСтруны

Слайд 28Версии происхождения домры
Первая и самая распространенная версия — о восточных

корнях русской домры. Принято считать, что инструменты стран Востока (казахская домбра, турецкая баглама или таджикский рубаб) имели одного предка – восточный танбур.
Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. , в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда.
Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант — бандура.
домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Версии происхождения домры Первая и самая распространенная версия — о восточных корнях русской домры. Принято считать, что

Слайд 29Судьба инструмента
В 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о

массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ »
Домре суждено было буквально возродиться из пепла! Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева.
В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом и с ним отправился к известному мастеру С. Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного.
Судьба инструментаВ 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не

Слайд 30Балалайка
Русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима)

до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.
Один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.
До конца XIX века не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.
Василием Андреевым был введён строй, названный «академическим» (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» первой октавы)
БалалайкаРусский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с

Слайд 31В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима,

секунда, альт, бас и контрабас.
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас.

Слайд 32История возникновения
Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно,

происходит из азиатской домбры
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и др.
История возникновенияСчитается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбрыСовременный вид балалайка

Слайд 33Цимбалы
Древний народный инструмент, принадлежащий к группе струнно-ударных.
. Предшественниками современных цимбал были

инструменты народов Востока псалтерион, самбук, барбитон, цимбалум, цимбалиум, дуле мэр, сантур, сантоор и т.д.
издавна струны на цимбалы натягивались по одной (позже по две, по три). Строй-диатонический, далее стал хроматический. Звукоряд - сначала 3 октавы, далее 4 октавы.
Играют, ударяя по струнам деревянными молоточками или круг тушками.
Строй крестьянских цимбал был впервые зафиксирован Н. Лысенко во II половине XIX века.
Непосредственным предшественником современных концертных цимбал был инструмент изобретателя В. Йозефа Шунда.

ЦимбалыДревний народный инструмент, принадлежащий к группе струнно-ударных.. Предшественниками современных цимбал были инструменты народов Востока псалтерион, самбук, барбитон,

Слайд 34Народно-аутентичные
Профессионально-академические
Разновидности цимбал

Народно-аутентичныеПрофессионально-академическиеРазновидности цимбал

Слайд 35Лира
Струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками,

выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.
Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.
После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.

ЛираСтрунный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными

Слайд 36Колёсная лира
Ограниструм – под таким названием появилась колёсная лира в Европе

около тысячи лет назад.
Русские, белорусы и украинцы стали называть её рылей или лирой.
Большое распространение лира получила среди бродячих музыкантов, декламирующих под её аккомпанемент духовные стихи, юмористические песни, думы.
Колёсная лираОграниструм – под таким названием появилась колёсная лира в Европе около тысячи лет назад.Русские, белорусы и

Слайд 37Гудок
Струнный смычковый музыкальный инструмент. Наиболее распространён был в 17-19 веках среди

скоморохов.
Сохранились названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище. Родственные гудку инструменты существовали на Западе — фидула, фидель.
Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка: история его происхождения доныне не известна.
ГудокСтрунный смычковый музыкальный инструмент. Наиболее распространён был в 17-19 веках среди скоморохов.Сохранились названия разновидностей гудка: гудочек, гудок,

Слайд 38Скрипка
Струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра.
Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки

были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота, слияние которых и образовало виолу.
Формы скрипки установились к XVI веку.

СкрипкаСтрунный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра.Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская

Слайд 39Устройство скрипки
Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль

малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).
Диапазон скрипки от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше.
Состоит из : корпуса, имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию»; верхней и нижней деки корпуса соединённых друг с другом обечайками; в верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f); в середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе – подгрифок; а также подставка, смычок и вспомогательные части – мостик и подбородник.
Устройство скрипкиСкрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы,

Слайд 40Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть