Слайд 1Народная песня и композитор
Урок 18
Слайд 2Фольклор
Устное народное музыкальное и литературное творчество
Староанглийские слова
переводятся как,
folk – народ, Iore – учение.
Дословно «народная мудрость»
Слайд 3Музыкальный фольклор
Это народные песни, танцы, былины, инструментальные наигрыши
Слайд 4«Создает музыку народ, а мы, художники ее только аранжируем» М.И. Глинка
Композиторы собиравшие фольклорные песни:
П.Чайковский
А. Лядов
Н. Римский-Корсаков
М. Балакирев
Слайд 5Виды народных песен
Исторические
Трудовые
Игровые
Обрядовые
Семейно-бытовые
Хороводные
Эпические
Свадебные
Солдатские
и
др.
Слайд 6Исторические песни и былины
Рассказывают о подлинных событиях истории.
В них воспевались богатыри,
герои совершившие подвиги
В. Васнецов «Три богатыря»
Слайд 7Календарные песни
Связаны с годовым кругом
земледельческих работ.
Делятся на:
поздравительные зимние;
святочные;
масленичные;
весенние;
семицкие;
летние;
жатвенные.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём — распорядком работ по временам года.
Слайд 8К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века.
Слайд 9Н.К.Пимоненко.Святочные гадания.
Слайд 11Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы.
Отсюда разнообразные изображения круга и кругового движения. В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках:
Ай, как мы масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверхом маслицем поливали.
Ах ты масленица, будь катлива,
Будь катлива, люли, будь катлива…
Слайд 12К.А.Коровин. Праздничное гулянье. 1930
Слайд 13Семейные обрядовые песни
обряды рождения и пестования;
плачи и причитания;
свадебные обряды;
колыбельная песня.
Слайд 14Структура свадебного обряда
Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII — XIV век. При этом
в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.
При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:
Сватовство
Смотрины
Рукобитие
Вытие
Девичник / Мальчишник
Выкуп
После этого следует таинство венчания
Гуляние
Свадебный пир
Слайд 16М.Шибанов.
Празднество свадебного договора. 1777
Слайд 17А.И.Корзухин. «Девичник», (1889)
Слайд 18Кристиан Гейслер.
Невеста по дороге в баню. 1801
Слайд 19Одним из важнейших славянских праздников была ночь на Ивана Купала. В эту
ночь устраивались общенародные гуляния — песни и пляски. Из купальских обрядов следует отметить разжигание и прыжки через костры, купание в реках и катание со склонов горящих колёс. Нередко праздник принимал разгульный характер. Кроме того, в эту ночь собирали лечебные и магические растения
Слайд 20Г. Семиградский
«Ночь на Ивана Купала»
Слайд 21Погребальные обряды и культ предков
Культ умерших предков был чрезвычайно распространён у славян
с глубокой древности и вплоть до недавнего времени. В связи с этим представляет интерес славянский погребальный обряд. «Повесть временных лет» так описывает этот обряд у вятичей:
И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр, кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники.
Слайд 22В.М.Васнецов «Тризна по Олегу» 1899.
Слайд 23Колыбельная песня
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая
людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Слайд 24А.Бугро. Колыбельная
Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И ухватит за
бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там пташки поют
Тебе спать не дают.
Слайд 25Хороводные песни
Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец,
содержащий в себе элементы драматического действа.
Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов.
Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов:ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др.[1]. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол[2] и менуэт.
Слайд 27Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
Частушка часто исполняется
под аккомпанемент гармони или балалайки.
Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора.
Частушка