Презентация, доклад Музыкальный портрет. Могучая кучка 6 кл

Содержание

Славься, славься ты Русь моя, славься ты русская наша земля. Да будут во веки веков сильна- любимая наша родная страна!

Слайд 1

УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ МБОУ СОШ №17ИМ.В.ЗАНГИЕВА 6 КЛАСС УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ СЕМЕНЧАТЕНКО Л.А. Г.ВЛАДИКАВКАЗ

Музыкальный портрет

УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 9Славься, славься ты Русь моя, славься ты русская наша земля. Да будут

во веки веков сильна- любимая наша родная страна!
Славься, славься ты Русь моя, славься ты русская наша земля. Да будут во веки веков сильна- любимая

Слайд 11Хор «Славься, Русский Царь» как неофициальный династический гимн часто исполняли по

торжественным случаям, наряду с «Боже, Царя храни», вплоть до начала ХХ в.
Хор «Славься, Русский Царь» как неофициальный династический гимн часто исполняли по торжественным случаям, наряду с «Боже, Царя

Слайд 121. Через войны, пожары, века звон малиновый в небо летит,

Слышен звон этот издалека – это сердце России звенит.

В ярком злате Святых куполов гордо множится солнечный блик.
С возвращеньем Двуглавых орлов продолжается русский язык.

Москва - звонят колокола,
Москва - златые купола,
Москва - по золоту икон
Проходит летопись времен.

2. По ладоням твоих площадей проходили колонны бойцов.
Погибая во имя детей, шли в бессмертье во славу отцов.

Красной площади жить без конца, сталь московских парадов крепка.
Если будет столица стоять – не иссякнет России река.

припев:

3. Я смотрю с Воробьевых высот на ночное созвездье огней,
Пусть Москве уже за восемьсот – мы вовек не состаримся с ней.

На проспекты прольется весна, озорные нагрянут грачи.
И столице опять не до сна, с днем рожденья мои Москвичи!
припев:
Москва!
1. Через войны, пожары, века звон малиновый в небо летит,  Слышен звон этот издалека – это

Слайд 131. Через войны, пожары, века звон малиновый в небо летит,

Слышен звон этот издалека – это сердце России звенит.

В ярком злате Святых куполов гордо множится солнечный блик.
С возвращеньем Двуглавых орлов продолжается русский язык.

Москва - звонят колокола,
Москва - златые купола,
Москва - по золоту икон
Проходит летопись времен.

2. По ладоням твоих площадей проходили колонны бойцов.
Погибая во имя детей, шли в бессмертье во славу отцов.

Красной площади жить без конца, сталь московских парадов крепка.
Если будет столица стоять – не иссякнет России река.

припев:

3. Я смотрю с Воробьевых высот на ночное созвездье огней,
Пусть Москве уже за восемьсот – мы вовек не состаримся с ней.

На проспекты прольется весна, озорные нагрянут грачи.
И столице опять не до сна, с днем рожденья мои Москвичи!
припев:
Москва!
1. Через войны, пожары, века звон малиновый в небо летит,  Слышен звон этот издалека – это

Слайд 21
Музыкальный портрет

Музыкальный портрет

Слайд 24Милий Алексеевич Балакирев
1837 – 1910г. г.Нижний – Новгород. Русский композитор, пианист, дирижёр. Руководитель «Могучей

кучки»
Милий Алексеевич Балакирев1837 – 1910г. г.Нижний – Новгород. Русский композитор, пианист, дирижёр. Руководитель «Могучей кучки»

Слайд 25Цезарь Антонович Кюи
1835 – 1918г Русский композитор, военный инженер.

Цезарь Антонович Кюи1835 – 1918г Русский композитор, военный инженер.

Слайд 26Александр Порфирьевич Бородин
1833 – 1887г ученый – химик, композитор.

Александр Порфирьевич Бородин1833 – 1887г ученый – химик, композитор.

Слайд 27Николай Андреевич Римский- Корсаков
1844 – 1908г г.Тихвин Русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный

критик
Николай Андреевич Римский- Корсаков1844 – 1908г  г.Тихвин Русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик

Слайд 28Модест Петрович Мусоргский
1839 -1881г офицер Преображенского полка, русский композитор, дирижёр

Модест Петрович Мусоргский1839 -1881г офицер Преображенского полка, русский композитор, дирижёр

Слайд 29Опера была написана в Михайловском в 1825г,

это первая подлинно русская трагедия.
Опера была написана в Михайловском в 1825г,

Слайд 30В Большом театре «Борис Годунов» был впервые поставлен в 1888 году,

однако довольно быстро был исключен из репертуара. С приходом в театр Шаляпина опера вернулась к жизни — партия Годунова, исполненная великим певцом, вошла в золотой фонд оперного искусства. И по сей день билеты на «Бориса Годунова» в Большом театре пользуются ажиотажным спросом.
В Большом театре «Борис Годунов» был впервые поставлен в 1888 году, однако довольно быстро был исключен из

Слайд 31Песня Варлаама.

Как во городе было, во Казани:
Грозный-царь

пировал там, веселился...
Он татарей бил нещадно,
Чтоб им было неповадно
Вдоль по Руси гулять

Царь походом подходил да под Казань-городок.
Он подкопы подкопал да под Казанку, под реку.
Как татаре то по городу похаживают,
На царя Ивана то поглядывают,
Зли, татарове!

Грозный-царь от закручинился,
Он повесил головушку на правое плечо...
Уж как стал царь пушкарей созывать,
Пушкарей всё, зажигальщиков.
Зажигальщиков.
Накатилася свечка воску ярова.
Подходил молодой пушкарь от к бочечке...
А и с порохом-то бочка закружилася,
Ой, по подкопам покатилася,
Да и хлопнула!
Завопили, загалдели зли татарове,
Благим матом заливалися.
Полегло татаровей тьма-тьмущая,
Полегло их сорок тысячей,
Да три тысячи
Песня Варлаама.   Как во городе было, во Казани: Грозный-царь пировал там, веселился... Он татарей бил

Слайд 33 Ф.И.Шаляпин – ( 1873 – 1939г) великий русский певец
Песня Варлаама.



Как во городе было, во Казани:
Грозный-царь пировал там, веселился...
Он татарей бил нещадно,
Чтоб им было неповадно
Вдоль по Руси гулять

Царь походом подходил да под Казань-городок.
Он подкопы подкопал да под Казанку, под реку.
Как татаре то по городу похаживают,
На царя Ивана то поглядывают,
Зли, татарове!

Грозный-царь от закручинился,
Он повесил головушку на правое плечо...
Уж как стал царь пушкарей созывать,
Пушкарей всё, зажигальщиков.
Зажигальщиков.
Накатилася свечка воску ярова.
Подходил молодой пушкарь от к бочечке...
А и с порохом-то бочка закружилася,
Ой, по подкопам покатилася,
Да и хлопнула!
Завопили, загалдели зли татарове,
Благим матом заливалися.
Полегло татаровей тьма-тьмущая,
Полегло их сорок тысячей,
Да три тысячи!
Ф.И.Шаляпин – ( 1873 – 1939г) великий русский певец   Песня Варлаама.

Слайд 35Цель: познакомить учащихся с творческим объединением композиторов XIX века «Могучая кучка»

Задачи:

*

Пробуждать интерес к музыке;
* Совершенствовать музыкальное восприятие;
* Способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности ребенка;
* Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
* Воспитывать чувство патриотизма, пробуждать интерес к русской классической музыке.

Оборудование:

* Компьютер с мультимедийными возможностями;
* Презентация.

Методы:

* повторение пройденного методом устного опроса;
* рассказ учителя и учеников с использованием средств визуальной и слуховой наглядности
(рассматривание слайдов, слушание музыки);
* анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы; * хоровое исполнение песни (О.Газманова «Москва»);
* слушание хора «Славься « из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»

Цель: познакомить учащихся с творческим объединением композиторов XIX века «Могучая кучка»Задачи:*  Пробуждать интерес к музыке; *

Слайд 36I.Организационный момент.
Учащиеся

входят в класс под звуки хора « Славься» из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»
Слайды № 2-9
А почему мы слышим колокольный звон?
потому, что колокола издревле играли большую роль в жизни русского народа.
Какой композитор использовал в кантате звучание колоколов?
А что такое опера ?
Мы начали разучивать песню О Газманова « Москва» , сегодня продолжим эту работу.

Исполняем песню . Обратите внимание на произношение, дыхание, интонацию .

Звучит песня « Москва» (минусовка).

Слайды №10-11
Первое исполнение под аккомпанемент ф-но, затем минусовка.

Слайды №12-13
Слайды № 14-20 Виды Москвы
Слайды № 21 – 28 портреты « Могучей кучки»

Более ста лет назад, во второй половине 19 века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.
Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку, объединились в творческий союз, который в последствие стал называться «Могучей кучкой».

I.Организационный момент.         Учащиеся входят в класс под звуки хора

Слайд 37Слайд № Балакирев Милий Алексеевич.

Родился в Нижнем Новгороде в семье разорившегося дворянина, служившего чиновником в соляном управлении. Первой учительницей музыки для малыша была его мать. Десятилетнего Балакирева возили в Москву, где он некоторое время занимался у знаменитого пианиста и педагога Дюбюка, среднее образование Балакирев получил в гимназии, а потом в Александровском институте, два года был вольнослушателем физико-математического факультета Казанского университета. Первые публичные выступления Балакирева как пианиста и дирижёра состоялись в Нижнем Новгороде. В восемнадцать лет он переезжает в Петербург и всецело посвящает себя музыке. К концу 50-х годов вокруг Балакирева объединяется группа передовых и талантливых молодых музыкантов, складывается балакиревский кружок «Могучая кучка».

Слайд № Кюи Цезарь Антонович.
Родился в Вильнюсе в семье учителя. Музыкой начал заниматься в 10 лет. С 1851 года учился в Главном инженерном училище, затем в Военно-инженерной академии, где и остался преподавать (с 1891 года заслуженный профессор). Имел чин генерала. Большую роль в творческой жизни Кюи сыграло знакомство с Балакиревым, вскоре он становится членом «Могучей кучки».

Слайд №   Балакирев Милий Алексеевич.

Слайд 38Слайд № Римский–Корсаков Николай Андреевич.

Родился в городе Тихвине в дворянской семье. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классам фортепиано и композиции. Свою первую симфонию он написал в возрасте девятнадцати лет. В течение нескольких лет Римский-Корсаков служил в военно-морском флоте, где получил офицерское звание. В это же время он занимался творческой деятельностью и в 1871 году получил звание профессора инструментовки Петербургской консерватории.
Вместе с Бородиным, Балакиревым и Кюи он организует «Могучую кучку».

Слайд № Мусоргский Модест Петрович
Родился в небогатой помещичьей семье в селе Карево Псковской губернии. С детства играл на фортепиано, обнаруживая при этом способности к сочинению музыки. Он поступил в школу гвардейских прапорщиков, которую окончил в 1852 году. Но лишь в 1858 году, отказавшись от военной карьеры и поступив на государственную службу, Мусоргский смог уделить время своим музыкальным занятиям. Когда прогрессивно настроенные композиторы - Бородин, Балакирев, Кюи и Римский-Корсаков организовали «Могучую кучку», Мусоргский присоединился к ним.

Слайд № Бородин Александр Порфирьевич.
Родился в Петербурге, внебрачный сын грузинского князя Л. Гедианова. С детства проявилась его любовь и к музыке, и к естественным наукам. Окончив гимназию, а затем Медико-хирургическую академию (1856), Бородин продолжает занятия наукой (химия). В 1858 году он защищает диссертацию на степень доктора медицины. На медицинском факультете Бородин руководит химической лабораторией, ему присваивают звание профессора.

Слайд №  Римский–Корсаков Николай Андреевич.

Слайд 39Из всех «кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал М.П.Мусоргский, который проявил большой

интерес к народной жизни. - Он создал множество национально ярких музыкальных образов- музыкальных портретов. Музыкальный портрет – это портрет характера героя.

Слайды № 29 -30

В ранний период своего творчества Мусоргский создает настоящий шедевр оперной музыки – оперу “Борис Годунов” по трагедии А.С.Пушкина, признанную в наши дни одной из “чисто русских опер”. Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – малолетнего царевича Дмитрия.

Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы – беглому монаху Варлааму, который предпочел свободную разгульную, веселую жизнь вместо служения Богу.
Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму на литовской границе, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного. Послушайте, как в опере поет Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани…». Обратите внимание на тембр его голоса, особенности музыки, манеру исполнения Эту партию исполнит Ф.И.Шаляпин.
Каким же он предстает перед нами?
Какой музыкальный портрет нам нарисует музыка?
Послушайте текст песни , которую поет Варлаам.

Из всех «кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал М.П.Мусоргский, который проявил большой интерес к народной жизни. - Он

Слайд 40

Слайды № 31 - 34 слушание Песни Варлаама в

записи Ф.И.Шаляпина.
Обратить внимание, что музыка не была написана к картине, а картина, не была написана « по музыке»
« Песня Варлаама» не была написана М.Мусоргским к картине И.Репина. Протодьякон и Варлаам самостоятельные образы, это типы монахов и попов в Древней Руси.

Задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер. *- Каким вы увидели Варлаама? (буйный, разгульный, властный, грубый, беспечный) - * Как вам рассказала об этом музыка? (музыка выразила характер героя - властность, беспечность, разгульность, грубость.
* Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет? (Низкий голос певца, его густой бас; низкое звучание инструментов всего симфонического оркестра; постоянно громкое звучание всей песни, разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам.)

Слайды № 31 - 34   слушание Песни Варлаама в записи Ф.И.Шаляпина.Обратить внимание, что музыка не

Слайд 41 Что такое музыкальный портрет? Музыкальный портрет – это портрет

характера героя. В нем слиты выразительность и изобразительная сила. Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? Молодецкая, мощная, могучая, буйная, залихвастая. Сегодня мы только начали знакомиться с творческими портретами композиторов «Могучей кучки». На следующем уроке поговорим о созданием оперы « Борис Годунов и познакомимся с репродукциями к опере В.И.Сурикова. Урок окончен.
Что такое музыкальный портрет?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть