Слайд 1Музыкальная культура народов мира.
НОРВЕГИЯ И США.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
ГБОУ «ШКОЛА №
920» г. Москвы
КАТУАР ЖАННЫ ЛЬВОВНЫ
Слайд 2Народная музыка Норвегии
Когда речь заходит о народной музыке Норвегии, то здесь страна
разделяет взгляды своих соседей — Швеции и Дании, отдавая предпочтение струнным инструментам, под звуки которых деревенские жители плясали не одно столетие.
Слайд 3Музыка Норвегии, по праву рождается в одном из самых красивейших уголков
нашей планеты. Величество и вся мощь северного моря, одиночество фьордов, жизнерадостная красота высокогорных лугов, игривость маленьких водопадов - все это нашло свое отражение в национальном характере, а через него - в норвежской музыке.
О древнем происхождении Норвежской музыки свидетельствуют музыкальные инструменты, найденные при раскопках на территории. Норвегии: бронзовые рога еще (2 в. до н.э.), древние арфы, лютни, скрипки, изображения инструментов на камнях (2 в.) и в орнаментах деревянных церквей (с 12 в.), скульптура народного музыканта - шпильмана в Нидаросском (позднее Тронхеймском) соборе (12 в.)
Слайд 4Особенности народной музыки Норвегии обусловлены своеобразием природы и обособленностью горных районов
страны, где дали гор и моря, фьорды, скалы, ущелья рождали песни о великанах, внушавшие смелость, мужество и страсть к путешествиям (характерные черты викингов), как и песни о горных духах, троллях и гномах, птицах и животных.
Из-за особенностей исторического развития Норвегии, находившейся в 1380-1814 под властью Дании, национальное профессиональное искусство долго не получало развития. В то же время народная музыка сохраняла свои оригинальные черты: пользовались популярностью народные певцы и исполнители на народных инструментах.
Слайд 5В конце XIX в. до Норвегии дошли национально-романтические веяния с континента,
и всему миру стал известен начавший карьеру в 1834 г. «скандинавский Паганини» Оле Булл (1810-1880). Его стремления вдохновили двух норвежских композиторов, Юхана Свенсена (1840-1911) и Эдварда Грига (1843-1907), на поиск истинно народного звучания. Вплоть до Второй мировой войны практически все композиторы Норвегии прибегали к традиционным напевам родины, хотя в 1930-х гг. страна начала погружаться в ритмы, значимые для континентальной Европы. После войны норвежская музыка сделала резкий поворот в сторону Запада, черпая идеалы в американских, английских и французских стилях.
Оле Булл
Эдвард Григ
Юхан Свенсен
Слайд 6В настоящее время норвежская классика искусно сочетает в себе различные этапы норвежской
музыки с начала XVIII в., сдобренные современным джазом, поп-музыкой и даже роком. В Норвегии действуют два так называемых национальных оркестра — филармонические оркестры Бергена и Осло; свои оркестры существуют также в Ставангере, Тронхейме, Кристиансанне и Тромсе.
Слайд 7Народная музыка США
Наиболее древняя музыка коренных американских индейцев, сохранившаяся отчасти в
резервациях, отличалась одноголосием, пентатоническим складом, звукоподражанием голосам в природе. Использовавшиеся инструменты — флейты, свистки, барабаны, трещотки.
Слайд 8В колониальный период особое распространение получает написанный полупрофессионалами религиозный гимн, который
пели и вне церкви. Гимны часто исполнялись массово — до 20 тысяч человек на религиозных собраниях, и сливались с балладным жанром. Отдельно нужно отметить вклад привезённых в Америку негритянских рабов. Под влиянием древней самобытной музыкальной культуры и песен плантаций появляется первая афро-американская форма — спиричуэл.
Слайд 9Во 2-й половине XVIII — начале XIX века в музыкальной жизни Америки
ведущее место занимали профессиональные музыканты, иммигрировавшие из Европы — руководители театральных трупп, церковные органисты, учителя музыки. Местным жителям отводилась пассивная роль «благородного любителя». В период Войны за независимость особое распространение получает патриотическая песня («Янки Дудль», «Звёздно-полосатый флаг», «Славься, Колумбия» и др.). Постепенно музыка прочно входит в повседневную жизнь — приобретают популярность домашнее музицирование (household music), концерты салонного характера, танцы.
Слайд 10В начале XX века музыка оставалась эклектичной, характерной особенностью оставалось смешение
различных стилей, использование народных мотивов. В это время музыка начинает активно развиваться в городах Среднего Запада и Калифорнии. Центром же коммерческой музыкальной индустрии становится Нью-Йорк. В «ревущие двадцатые», ознаменовавшиеся бурным развитием американского общества, появляются джаз, мюзикл, а также «кантри-мьюзик» (т. н. сельская музыка). Колыбелью джаза стал многонациональный Нью-Орлеан, где родился в том числе и Луи Армстронг. На первых порах джаз был преимущественно негритянской музыкой с возведенной в закон музыкальной импровизацией. Виднейшие представители — Чарлз «Бадди» Болден, Джозеф «Кинг» Оливер и др.
Луи Армстронг
Бадди
Джозеф
Кинг Оливер
Слайд 1150-е годы ознаменовались появлением нового направления — рок-н-ролла, в основе которого лежали
блюз, кантри, фолк, свинг и др. Наиболее видные представители — Чак Берри и Элвис Пресли. В 60-70-е гг. размах получает поп-музыка, которая выражала протест против общества потребления и проповедовала анархический индивидуализм. Немаловажную роль в этом сыграл и один из культовых американский артистов Майкл Джексон.
90-е можно охарактеризовать как расцвет целого ряда направлений без доминирования какого-либо из них. Продолжается развитие рока («Green Day», «The Offspring», «Nirvana»), рэпа («Dr. Dre», «Snoop Doggy Dogg») или пограничных жанров («Rage Against the Machine», «Cypress Hill»).
В поп-музыке наметился новый тренд — так называемые бой-бэнды («Backstreet Boys», «*NSYNC», «New Kids on the Block»). Нулевые (2000-е) годы отметились окончательным стиранием границ между жанрами. В целом десятилетие характеризуется некоторым ослаблением позиций рока и наибольшим влиянием хип-хоп музыки на соседние жанры — R&B (Rihanna, Beyonce, Bruno Mars).