Слайд 1 После прослушивания музыки расскажите, какой человек скрыт в ней
и охарактеризуйте время, в котором он живет.
Слайд 2Какой же он, этот человек? Что его волнует?
(беспокоен, неуравновешен, мятежен,
растерян).
Как это подтверждает музыка?
(хаотична, нет стройности, упорядоченности, спокойствия и уверенности, нет конкретной мелодии, мрачное, тревожное настроение).
А что можно сказать о времени, в котором живет этот человек, ведь искусство – это зеркало времени?
(хаотично, проблемно, внутренне изменчиво, противоречиво, это XX век)
Слайд 4Человеку комфортно в этом мире?
Почему это время так повлияло на
человека?
(технический прогресс, угроза ядерной войны, экологические проблемы).
Слайд 5Человеку очень трудно в этом мире. Он шокирован резкими переменами, ему
душно и страшно. Он не может найти ответы на многие вопросы. Ему кажется, что люди его не понимают, что до них можно только докричаться. Ведь крик – это сигнал тревоги, средство найти поддержку.
Слайд 6«Не затыкайте уши – он обращается к вам!»
Слайд 7Что нового вы услышали в этой музыке?
Какое направление?
(рок-музыка).
С помощью каких
средств в музыке выражен образ человека?
(оглушительное звучание, тяжелые неровные ритмы, новые музыкальные инструменты).
Слайд 8Искусство XX века сильно обновляется: появляются новые стили, направления, жанры.
Все
эти стили и направления XX века стали называться «авангардом». Этот термин происходит от слова, обозначающего войсковое подразделение, идущее впереди, и относится к художникам, которые обращались к поиску новых средств выражения своих чувств.
Слайд 9«Ищите новые пути.
Стал тесен мир.
Его оковы
Неумолимы и суровы…»
Так
писал о XX веке поэт Константин Фофанов, о мире, который был потрясен ужасом и страхом, о мире, в котором человек был так мал, робок и растерян.
Слайд 11Что это за произведение?
А как вы думаете, почему именно эта картина
появилась на нашем уроке?
(она отражает внутреннее состояние человека того времени).
А какие средства выразительности использовал художник?
«Я слышал, как кричит природа
Э. Мунк
Слайд 12Человеку было страшно жить в новом мире, так как он не
знал, что ждет его в будущем. Слишком быстро все менялось, слишком быстро техника заполняла мир человека.
Развитие техники повлияло и на развитие архитектуры. Теперь здания не рассматривались с точки зрения красоты, а рассматривались с точки зрения функциональности.
Слайд 13 Как сказал Ле Корбюзье:
«Дом – это машина
для жилья».
Слайд 14Обратите внимание на эти сооружения. Ведь они действительно похожи на машины.
Этот стиль получил название конструктивизм .
Слайд 16К характеристике этого времени подойдет высказывание «Все течет, все изменяется», которое
нашло отражение в картине
С. Дали «Мягкие часы».
Слайд 17И в музыке происходит много перемен. Так же, как и в
других видах искусства, появляется стиль под названием «авангардизм». Авангардисты отрицают все, что было создано ранее. Но ведь новый музыкальный язык создать невозможно, можно лишь обогатить его новыми тембрами, ритмами, акустическими эффектами, инженерно-режиссерскими решениями. Появляются новые течения: компьютерная музыка; сонористика; электронная музыка; конкретная музыка.
Слайд 18И вот в музыке XX века, такой сложной и противоречивой, прошедшей
через множество модернистских течений, все чаще и чаще звучат голоса из прошлого… Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Почему музыка и другие виды искусства обращаются к прошлому?
Что хотят там найти?
(стремление понять человека, его чувства, переживания, мысли, стремления).
Слайд 19 «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», поэтому в
искусстве нашего времени появляется понятие «стилизация», «полистилистика» – использование стилей прошлого в контексте музыки наших дней.
Особенно ярко это выражено в творчестве композитора XX века Альфреда Шнитке.
Слайд 20 О нем писали так: «В музыке Шнитке мы слышим свой
голос, голос …жизни, доставшейся на нашу долю, трагичной и прекрасной, пошлообыденной и высокой».
Слайд 21«Кончерто гроссо»
Интонации стиля какого композитора вы услышали в ней?
(В.А.Моцарта).
Слайд 22Ведь в искусстве всех веков есть вечные темы (красота, любовь к
миру, миру человеческих чувств), вечные категории добра, истины и красоты. И неслучайно люди нашего времени в своих произведениях обращаются к нетленным творениям классического искусства – образцам и эталонам подлинного вкуса.
Как вы думаете почему? Что такое классика?
(образец, лучшее).
Слайд 23«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая цивилизованность от дикости».
(А.С. Пушкин).
Слайд 24А так как классическое искусство – это нестареющая эстетическая ценность, утверждающая
идею красоты и гармонии, можем ли мы назвать классическую музыку современной?
(определение современности – звено в цепи никогда не прекращающихся традиций, вытекает из прошлого и предопределяет будущее).
Слайд 25Задание:
определить новую модель музыки нашего времени, ее связь
с классическим искусством прошлого.
Слайд 26Как называется эта музыкальная модель?
(ремикс).
Какое произведение лежит в основе?
(А. Вивальди
«Зима»)
Какие новые музыкальные особенности украсили его?
(стремительный темп, использование электронных инструментов).
Слайд 27В. Мэй, ремикс «Шторм».
Сравните ремикс с произведением А. Вивальди.
Нужны ли ремиксы?
(это
пропаганда музыки великого композитора, его вторая жизнь).
Слайд 28Не только в музыке, но и в других видах искусства много
примеров обращения к прошлому, в котором человек ищет ответы на волнующие его вопросы.
Черты какого стиля объединяют эти здания?
Слайд 29Это черты готического стиля.
Это говорит о том, что человеку свойственно искать
образы прекрасного в прошлом, а так же в обращении к природе, что нашло отражение в органической архитектуре.
Слайд 31Как существуют разные стили в архитектуре, так и есть разные города,
в которых мы можем встретить такие здания. Эти города как люди неповторимы и могут звучать.
Какой этот город?
Современный, хаотичный, беспокойный.
Слайд 32 Перед вами панорамы городов. Представьте себя на улицах этих городов
и прислушайтесь к музыке, которая звучит там. Ведь у каждого города своё неповторимое звучание.
Слайд 33В каком из них могла бы звучать эта музыка?
Какие чувства
выражает эта музыка?
(возвышенность, умиротворение).
Флоренция.
Слайд 34Какой из представленных музыкантов мог бы исполнять ее?
Слайд 35К какой эпохе относятся эти произведения?
(эпоха Возрождения).
Сравните особенности искусства эпохи
Возрождения с искусством XX века.
Возрождение: покой, уравновешенность, умиротворенность, возвышенность, гармоничность.
XX век: хаотичность, беспокойство, тревожность, изменчивость.
Несмотря на сложность и противоречивость нашего времени, хаотичность и сумбур в построении городов, человек всегда остаётся человеком и стремится построить свой «идеальный город», хотя бы в своём воображении.
Слайд 36Ведь не зря наш современник рок-музыкант Б.Гребенщиков взял за основу своей
песни о золотом городе прекрасное произведение эпохи Возрождения.
Слайд 38О чём же мечтают люди XXI века?
(о гармонии, красоте, доброте)
Где
они стремятся найти эту гармонию?
(в произведениях прошлого, которые не подвластны времени.)
И что бы ни происходило вокруг, красота и гармония запечатлены в произведениях искусства, в облике городов.
Пусть отблеск их красоты войдёт в каждую душу и тогда, может быть, эта красота сохранится и умножится.
Слайд 39«Красота спасёт мир».
(Ф.М.Достоевский)