Слайд 1Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Тема урока:
Удивительный мир музыкальных образов.
Слайд 2РОМАНС О РОМАНСЕ
Из кинофильма «Жестокий романс», 1984,
режиссер-постановщик Эльдар Рязанов
Музыка Андрея
Петрова
Слова Бэлы Ахмадулиной
1. Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее его соловьи.
То ль в расцвете судьбы, то ль на склоне,
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым мое время продли.
Слайд 3 Какие ощущения вы испытали?
Какие образы у вас
возникли?
Что роднит музыку и разговорную речь?
ИНТОНАЦИЯ
Из музыкальных интонаций складывается мелодия.
Мелодия – душа музыкального произведения.
Слайд 5 Звучит русская народная песня «Тонкая рябина»
Какой музыкальный инструмент звучал?
Что можете о нём рассказать?
Слайд 6 А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются
в сопровождении гитары?
Слайд 7Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента –
гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.
Слайд 8Старинный русский романс.
целый пласт отечественной музыкальной культуры
его любили М.
Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов…
трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил»…
Слайд 9романс
«Я вас любил»
М. Глинка
— А. Пушкин.
Слайд 10Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Слайд 11Романс «Колокольчик»
Для кого предназначался этот романс: простого народа или светского
общества?
Слайд 12Назовите общие черты прозвучавших романсов?
Чувства - волнение, тоска, переживание, любовь,
благодарность, сомнение…
Мелодия - просто, искренне, красивая, близка естественной речи, трепетно, проникновенно, с сожалением; благородная мелодия;
Слайд 13Александр Львович Гурилёв
1802 – 1856 гг.
Первое музыкальное образование получил от
своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно меланхолический, задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент.
Слайд 14Борис Сергеевич Шереметев
(1822 – 1906 гг.)
владелец имения в селе
Волочаново. Он был младшим из 10 детей, получил блестящее образование, с 1842 г. Служил в лейб-гвардии Преображенскому полку, участвовал в Севастопольской обороне. В 1875 г являлся предводителем дворянства Волоколамского уезда, организовал музыкальный салон, который посещали соседи – дворяне.
Слайд 16Домашнее задание:
Запишите в тетрадь названия старинных русских романсов.
Полностью романс.