Презентация, доклад Мастер-класс по работе с детским вокальным коллективом

Содержание

Содержание:ВВЕДЕНИЕ1.Значение музыкально-дидактических пособий и игр, их значимость в развитии вокально-хоровых способностей у детей дошкольного возраста. 1.1. Определение музыкально-дидактической игры1.2 Значение развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста2. Практическое изучение развития вокально-хоровых способностей у детей дошкольного в

Слайд 1Методика развития вокально-хоровых навыков воспитанников ДОУ посредством музыкально-дидактических игр
мастер-класс музыкального руководителя

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Лучки
Н.В. Ушаковой
Методика развития вокально-хоровых навыков воспитанников ДОУ посредством музыкально-дидактических игр мастер-класс музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Лучки

Слайд 2Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1.Значение музыкально-дидактических пособий и игр, их значимость в развитии вокально-хоровых способностей

у детей дошкольного возраста.
1.1. Определение музыкально-дидактической игры
1.2 Значение развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
2. Практическое изучение развития вокально-хоровых способностей у детей дошкольного в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических пособий и игр.В 2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности
Содержание:ВВЕДЕНИЕ1.Значение музыкально-дидактических пособий и игр, их значимость в развитии вокально-хоровых способностей у детей дошкольного возраста. 1.1. Определение

Слайд 3Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое

Слайд 4 Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти,

развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого

Слайд 5Основное название музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в

доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.
В процессе игр дети не только приобретаются специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Основное название музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться

Слайд 6Методики хорового воспитания вокалистов в ДОУ постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся

данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
Методики хорового воспитания вокалистов в ДОУ постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения

Слайд 7Ценность музыкально-дидактических игр игр в том, что они доступны детскому пониманию,

вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактический игр в работе с детьми.
Цель работы определила и поставила следующие задачи:
1) Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие вокально-хоровых способностей;
2) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально- дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;
3) Наработать вспомогательный музыкально- дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;
4) Проанализировать полученные результаты.
Ценность музыкально-дидактических игр игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в

Слайд 8Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в

основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).
Музыкальные игры и пособия можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог

Слайд 9Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не

вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие воспитанника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки:
1. Певческая установка
Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
1. Дирижёрский жест
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание
- дыхание
- начало пения
- окончание пения
- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи
Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет

Слайд 103. Дыхание и паузы
Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания -

бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять воспитанникам, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
4. Звукообразование
Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.
5. Дикция
Развитие навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.
6. Строй, ансамбль
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a kappella.
3. Дыхание и паузы	Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и

Слайд 11В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на

развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках.
Учитывая особенности восприятия детей, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки.
Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.
Используются упражнения - игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций.
Систематическое использование песен - упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей.
В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения

Слайд 12Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно

проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2-3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне.
В свободное время от занятий с детьми целесообразно организовывать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно при вести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин».Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки. Попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют

Слайд 13Для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста применяются дидактические

игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» - для сопоставления трех звуков, различных по высоте, «Сколько нас поет?»-для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Ученый кузнечик»-для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон- седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха.
Дети с большим интересом относятся к таким приемам, как нахождение тоники и пропевание последнего звука (или звуков) мелодии. Например, музыкально-дидактическая игра «Ученый кузнечик».
Педагог располагает на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и.взяв палочку, на конце которой прикреплен кузнечик, играет звук фа, показывает на первый цветок и говорит: «Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок, но обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Попрыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а отсюда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т. д.». Один ребенок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») - тонику дети должны найти самостоятельно. Вначале это упражнение не всегда удается детям, особенно прыжки с первого на соседний, второй и обратно. Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но увлекательность и игровой характер упражнения помогут им преодолеть эту трудность, ведь каждому захочется поводить кузнечика. Если дети ошибаются, то педагог помогает.
Для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста применяются дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной:

Слайд 14Используя образное сравнение, можно предложить детям игру «Птички на проводе», которая

развивает активное слуховое внимание и музыкальную память. На фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку педагог выкладывает трех нарисованных птичек и рассказывает: «на улице рядом с дорогой тянулись электрические провода, на одном проводе сидели три воробья и пели одну и ту же песенку. (Поет звукоподражание «чив-чив-чив» на одном звуке, показывая направление мелодии, держа руку на одном уровне.) Сидели долго, первому воробью это надоело, он перелетел на провод повыше и спел такую песенку. (Педагог перемещает воробья на третью линейку и пропевает звукоподражание «чив-чив» с показом рукой и направления мелодии вверх, дети должны повторить эту песенку.) Второму воробью скоро надоело сидеть на одном месте, и он перелетел на провод пониже. (Пропевает «чив-чив» и показывает направление мелодии вниз, дети повторяют.) А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку «чив-чив» на одном звуке. (Закрепляет воробья снова на вторую линейку и пропевает, держа руку на одном уровне.)»
Затем педагог просит детей запомнить пение каждого воробья, повторяет три мотива, играет один из них, предлагает ребенку показать на фланелеграфе, какому воробью принадлежит эта песенка, и спеть мотив. Таким образом, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных задач в игре.
Используя образное сравнение, можно предложить детям игру «Птички на проводе», которая развивает активное слуховое внимание и музыкальную

Слайд 15В работе можно практиковать «музыкальное» приветствие. Это уже будет элемент игры

в оперу. Можно, конечно, ничего этого не делать, но тогда не возникает атмосфера необыкновенности, которая, должна быть на каждом занятии.
При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми на уроке можно опираться на следующие:
1. Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
· слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
· сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
· введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
· пение «по цепочке»;
· моделирование высоты звука движениями руки;
· отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
· настройка на тональность перед началом пения;
· устные диктанты;
· выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
· в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.
В работе можно практиковать «музыкальное» приветствие. Это уже будет элемент игры в оперу. Можно, конечно, ничего этого

Слайд 16Ну, здравствуйте, ребята! (взрослый)
Здравствуйте! (дети)
Как ваше настроение? (взрослый)
Очень хорошо! (дети)
Пора нам

заниматься!(взрослый)
Да-да-да! (дети)
Мы будем все стараться! (взрослый)
Так же, как всегда! (дети)

Музыкальное приветствие

Ну, здравствуйте, ребята! (взрослый)Здравствуйте! (дети)Как ваше настроение? (взрослый)Очень хорошо! (дети)Пора нам заниматься!(взрослый)Да-да-да! (дети)Мы будем все стараться! (взрослый)Так

Слайд 17ПРИПЕВ:
Будем танцевать
И песни распевать.
Прошу, ребята вас,(взрослый)
За мною повторять!
2

куплет.
Посмотрите, в гости к нам щенята пришли
Отвечайте, как они!
Ну, здравствуйте, щенята!
Гав- гав- гав!
Как ваше настроение?
Гав- гав- гав - гав - гав!
Пора нам заниматься!
Гав- гав- гав!
Мы будем все стараться!
Гав- гав- гав - гав - гав!


ПРИПЕВ: Будем танцевать И песни распевать.Прошу, ребята вас,(взрослый)За мною повторять! 2 куплет.Посмотрите, в гости к нам щенята

Слайд 183 куплет.
Посмотрите в гости к нам мышата пришли,
Отвечайте, как они!
Ну, здравствуйте,

мышата!
Пи-пи-пи!
Как ваше настроение?
Пи-пи-пи-пи-пи!
Пора нам заниматься!
Пи-пи-пи!
Мы будем все стараться!
Пи-пи-пи-пи-пи!
ПРИПЕВ:
Будем танцевать и песни распевать.
Прошу, ребята, вас, за мною повторять!

3 куплет.Посмотрите в гости к нам мышата пришли,Отвечайте, как они!Ну, здравствуйте, мышата!Пи-пи-пи!Как ваше настроение?Пи-пи-пи-пи-пи!Пора нам заниматься!Пи-пи-пи!Мы будем

Слайд 19В гостях у возгласов
(учимся управлять голосом)
Произнести, пропеть возгласы:
по ролям,

всей группой;
в разном темпе;
с различной динамикой;
с различными эмоциями.

ОЙ-ОЙ-ОЙ
АЙ-АЙ-АЙ!

В гостях у возгласов(учимся управлять голосом)Произнести, пропеть возгласы: по ролям, всей группой;в разном темпе;с различной динамикой;с различными

Слайд 20Катание со снеговиком
(на любой гласный звук)

Катание со снеговиком(на любой гласный звук)

Слайд 21Карточки для занятий

Карточки для занятий

Слайд 23Список литературы:
1. Журнал «Музыкальный руководитель» №1,2006г, ст. «Учите петь хором».
2. «Учите

детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет»; сост. Г.М. Орлова, С.И. Бекина. -М: «Просвещение»,1988г.
3. «Учите детей петь:Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет»;сост. Г.М. Орлова,С.И. Бекина-М: «Просвещение»,1987г.
4. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», Н. Г. Кононова, Москва «Просвещение»,1982г.
Список литературы:1. Журнал «Музыкальный руководитель» №1,2006г, ст. «Учите петь хором».2. «Учите детей петь: Песни и упражнения для

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть