Слайд 1
Кубыз- башкирский народный музыкальный инструмент
Слайд 2
Актуальность темы: Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в
глубокую древность. В последние годы возрастает интерес к истории и фольклору. Выступления кубызистов показывают стремление башкир к сохранению традиций народного исполнительского искусства и национальных инструментов. Как сохранить один из древних музыкальных инструментов своего народа в современном мире?
Слайд 4
Объект исследования: Кубыз . Роль музыкального инструмента кубыз в обществе.
Цель работы:
научиться самостоятельно играть на кубызе и изучить стили и жанры игры.
Слайд 6
Задачи научно-исследовательской работы:
Собрать материал о национальном инструменте, о лауреате международного конкурса
«Виртуоз кубызист», лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Шайхзады Бабича, Отличник образования РБ М.Зайнетдинова.
Вызвать интерес у своих сверстников, выявить желание научиться играть на кубызе.
Провести анкетирование.
Посещение краеведческого музея.
Научиться играть на кубызе.
Слайд 7Введение
В последние годы возрастает интерес к истории и фольклору. Я –
башкирка, и хочу больше узнать о своем народе и сохранить его традиции и культуру. Ведь, не зная свою историю, культуру, обряды и традиции , ты не можешь познать себя.
Слайд 9Башкирские музыкальные инструменты
Башкирский народный инструментарий состоит:
из ныне существующих (курай, кубыз, думбыра),
вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган)
проникших в быт в XIX веке инструментов европейского происхождения (тальянка, мандолина, скрипка).
Упоминания о старинных башкирских музыкальных инструментах - курае, кубызе, домбыре, кыл-кубызе,сорнае - встречаются в эпосе, преданиях, народных песнях и сказках.
Слайд 10Легенда о кубызе
О происхождении кубыза в народе сложена легенда:
«Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз».
В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта. До XX века кубыз был женским и детским инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его не представляла трудностей.
Слайд 11Кубыз -
Один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку. Археология связывает
его возникновение с эпохой позднего неолита. В легенде говорится об инструменте из клена, но мало кто знает, что в Башкортостане в прошлом изготавливали кубыз из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
Слайд 13
Инструмент известен в мире под многими названиями, его внешний вид может
быть весьма разнообразным, но единым остается способ звукозвлечения и предназначение - сольное музицирование. В Алтае он - варган, в Белорусии _ думбра, в Киргизии- хомус, в Вьетнаме - Дан Мои, в Венгрии - доромбы , в Казахстане - шанкобыз , В Японии – бамур, в Якутии - Холеус.
Слайд 14Агас - кубыз
В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий инструмента "Агас-кубыз" – деревянный кубыз
(башк. агас – дерево)
Изготавливают его из березы, сосны , а лучше –из клена. Оказывается годится не каждый клен, а только стоящий на возвышенности и в который ударила молния. Из сердцевины такого клена нарезаются пластинки, которые просушиваются не менее года в тени на ветру. Из всех пластин выбираются наименее покоробленные, они-то и идут на изготовление музыкального инструмента. В Филиппинах кубыз делают из бамбука.
Слайд 15 Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим.
В деревне Гумерово, Мечетлинского района в
1985 году нашли исполнительницу на деревянном кубызе, руководителя ансамбля кубызистов - Кафию Гарипову.Оказывается, деревянный кубыз она делает сама.
У него очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева (клёна) в форме линейки, длина - 17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина - 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.
Слайд 17Кыл - кубыз
Кыл-кубыз (kыл kумыз) - струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный,
дека из кожи, длина около 600 мм. Имеет 2-3-жильные струны, смычок из конского волоса на древке.
В древности кыл-кубыз применяли баксы (шаманы) для изгнания духов при лечении больных, исполняя ритуальные песни харнау (hарнау). В 1994 открылся класс кыл-кубыза в Уфимском училище искусств (УУИ).
Слайд 18
На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и
женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Металлический кубыз представляет собой дужку с язычком посередине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, приводя его в состояние вибрации.
Слайд 19Полированный (блестящий) металлический кубыз с узором, концертный вариант, имеющий более мощное
звучание.
Кубыз с деревянным резонатором. Создаёт объёмный, богатый звук, резонаторное отверстие даёт свободу для экспериментов со звучанием, создаёт эффект эха или обертонного звука.
Слайд 20
Губной кубыз - тонкий, мягкий, не прижимается к зубам, только к
губам. Подвижный язычок, богатый, громкий звук. Без футляра.
Слайд 221. Кольцо корпуса
2. Корпус
3. Дека
4. Язычок
5. Заклепка
Слайд 24Башкиры издавна живут в дружбе с представителями различных народов. Благодаря этому
башкирский народ бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов.
Слайд 25Сегодня в Башкортостане пользуются популярностью инструменты мастеров и исполнителей Роберта Загретдиноваи
Миндигафура Зайнетдинова из Мечетлинского района, Марата Давлетбаева из Салавата, Зия Халилова из Кумертау . В последние годы в Башкортостане стали создаваться финские образцы кубызов.
Слайд 26Загретдинов Роберт – всемирно известный кубызист
Слайд 27
В последнее время благодаря пропаганде башкирского кубыза известным исполнителем Робертом
Загретдиновым популярностью стало пользоваться различное виртуозное звукоподражание, не встречающееся в фольклорном музицировании башкир, но получившее развитие в концертной филармонической практике.
Слайд 30 Кубызу в 1979году в городе Мелн в Австрии поставлен памятник
в честь 300-летия "Союза мастеров по изготовлению маультроммелей"
Слайд 32Интернет-ресурсы
http://www.bashculture.ru/archives/category/musichttp://www.bashculture.ru/archives/category/music - http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskaja_muzyka -.
http://plus-mskbash.ucoz.ru/index/http://plus-mskbash.ucoz.ru/index/ http://plus-mskbash.ucoz.ru/index/ melodii_na_kurae
Роберт Заһретдинов. Ҡумыҙҙа уйнау сәнғәте. Өфө,
1996.
Ватандаш журналы 2009 й., №4, 107-се б.
Аманат журналы 2007 й., №4
Башҡортостан ҡыҙы журналы 1995 й., №7
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
http://text.tr200.biz/referat_muzyka/?referat=546055&page=1
http://vk.com/bashmelody
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
http://vk.com/mindigafur.zainetdinov