Презентация, доклад Кубыз - башкирский народный инструмент башкирского народа

Содержание

Актуальность темы: Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. В последние годы возрастает интерес к истории и фольклору. Выступления кубызистов показывают стремление башкир к сохранению традиций народного исполнительского искусства и национальных инструментов.

Слайд 1
Кубыз- башкирский народный музыкальный инструмент

Кубыз- башкирский народный музыкальный инструмент

Слайд 2
Актуальность темы: Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в

глубокую древность. В последние годы возрастает интерес к истории и фольклору. Выступления кубызистов показывают стремление башкир к сохранению традиций народного исполнительского искусства и национальных инструментов. Как сохранить один из древних музыкальных инструментов своего народа в современном мире?
Актуальность темы: Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. В последние годы возрастает

Слайд 4
Объект исследования: Кубыз . Роль музыкального инструмента кубыз в обществе.
Цель работы:

научиться самостоятельно играть на кубызе и изучить стили и жанры игры.
Объект исследования: Кубыз . Роль музыкального инструмента кубыз в обществе.Цель работы: научиться самостоятельно играть на кубызе и

Слайд 6
Задачи научно-исследовательской работы:
Собрать материал о национальном инструменте, о лауреате международного конкурса

«Виртуоз кубызист», лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Шайхзады Бабича, Отличник образования РБ М.Зайнетдинова.
Вызвать интерес у своих сверстников, выявить желание научиться играть на кубызе.
Провести анкетирование.
Посещение краеведческого музея.
Научиться играть на кубызе.

Задачи научно-исследовательской работы:Собрать материал о национальном инструменте, о лауреате международного конкурса «Виртуоз кубызист», лауреат Государственной республиканской молодежной

Слайд 7Введение
В последние годы возрастает интерес к истории и фольклору. Я –

башкирка, и хочу больше узнать о своем народе и сохранить его традиции и культуру. Ведь, не зная свою историю, культуру, обряды и традиции , ты не можешь познать себя.
ВведениеВ последние годы возрастает интерес к истории и фольклору. Я – башкирка, и  хочу больше узнать

Слайд 9Башкирские музыкальные инструменты
Башкирский народный инструментарий состоит:
из ныне существующих (курай, кубыз, думбыра),


вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган)
проникших в быт в XIX веке инструментов европейского происхождения (тальянка, мандолина, скрипка).
Упоминания о старинных башкирских музыкальных инструментах - курае, кубызе, домбыре, кыл-кубызе,сорнае - встречаются в эпосе, преданиях, народных песнях и сказках.

Башкирские музыкальные инструментыБашкирский народный инструментарий состоит:из ныне существующих (курай, кубыз, думбыра), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго,

Слайд 10Легенда о кубызе

О происхождении кубыза в народе сложена легенда:

«Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз».

В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.   До XX века кубыз был женским и детским инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его не представляла трудностей.

Легенда о кубызе  О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе

Слайд 11Кубыз -
Один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку. Археология связывает

его возникновение с эпохой позднего неолита. В легенде говорится об инструменте из клена, но мало кто знает, что в Башкортостане в прошлом изготавливали кубыз из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
Кубыз -Один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита.

Слайд 13
Инструмент известен в мире под многими названиями, его внешний вид может

быть весьма разнообразным, но единым остается способ звукозвлечения и предназначение - сольное музицирование. В Алтае он - варган, в Белорусии _ думбра, в Киргизии- хомус, в Вьетнаме - Дан Мои, в Венгрии - доромбы , в Казахстане - шанкобыз , В Японии – бамур, в Якутии - Холеус.



Инструмент известен в мире под многими названиями, его внешний вид может быть весьма разнообразным, но единым остается

Слайд 14Агас - кубыз
В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий инструмента  "Агас-кубыз" – деревянный кубыз

(башк. агас – дерево)
Изготавливают его из березы, сосны , а лучше –из клена. Оказывается годится не каждый клен, а только стоящий на возвышенности и в который ударила молния. Из сердцевины такого клена нарезаются пластинки, которые просушиваются не менее года в тени на ветру. Из всех пластин выбираются наименее покоробленные, они-то и идут на изготовление музыкального инструмента. В Филиппинах кубыз делают из бамбука.
Агас - кубызВ Башкортостане наиболее распространен самозвучащий инструмента  

Слайд 15 Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим.
В деревне Гумерово, Мечетлинского района в

1985 году нашли исполнительницу на деревянном кубызе, руководителя ансамбля кубызистов - Кафию Гарипову.Оказывается, деревянный кубыз она делает сама.
У него очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева (клёна) в форме линейки, длина - 17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина - 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.


Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим. В деревне Гумерово, Мечетлинского района в 1985 году нашли исполнительницу на деревянном

Слайд 17Кыл - кубыз  
Кыл-кубыз (kыл kумыз) - струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный,

дека из кожи, длина около 600 мм. Имеет 2-3-жильные струны, смычок из конского волоса на древке.
В древности кыл-кубыз применяли баксы (шаманы) для изгнания духов при лечении больных, исполняя ритуальные песни харнау (hарнау). В 1994 открылся класс кыл-кубыза в Уфимском училище искусств (УУИ).

Кыл - кубыз  Кыл-кубыз (kыл kумыз) - струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный, дека из кожи, длина около 600

Слайд 18
На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и

женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Металлический кубыз представляет собой дужку с язычком посередине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, приводя его в состояние вибрации.

На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем

Слайд 19Полированный (блестящий) металлический кубыз с узором, концертный вариант, имеющий более мощное

звучание.
Кубыз с деревянным резонатором. Создаёт объёмный, богатый звук, резонаторное отверстие даёт свободу для экспериментов со звучанием, создаёт эффект эха или обертонного звука.
Полированный (блестящий) металлический кубыз с узором, концертный вариант, имеющий более мощное звучание.Кубыз с деревянным резонатором. Создаёт объёмный,

Слайд 20







Губной кубыз - тонкий, мягкий, не прижимается к зубам, только к

губам. Подвижный язычок, богатый, громкий звук. Без футляра.

Губной кубыз - тонкий, мягкий, не прижимается к зубам, только к губам. Подвижный язычок, богатый,

Слайд 221. Кольцо корпуса
2. Корпус
3. Дека
4. Язычок
5. Заклепка

1. Кольцо корпуса2. Корпус3. Дека4. Язычок5. Заклепка

Слайд 24Башкиры издавна живут в дружбе с представителями различных народов. Благодаря этому

башкирский народ бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов.


Башкиры издавна живут в дружбе с представителями различных народов. Благодаря этому башкирский народ бережет и сохраняет свою

Слайд 25Сегодня в Башкортостане пользуются популярностью инструменты мастеров и исполнителей Роберта Загретдиноваи

Миндигафура Зайнетдинова из Мечетлинского района, Марата Давлетбаева из Салавата, Зия Халилова из Кумертау . В последние годы в Башкортостане стали создаваться финские образцы кубызов.
Сегодня в Башкортостане пользуются популярностью инструменты мастеров и исполнителей Роберта Загретдиноваи Миндигафура Зайнетдинова из Мечетлинского района, Марата

Слайд 26Загретдинов Роберт – всемирно известный кубызист

Загретдинов Роберт – всемирно известный кубызист

Слайд 27
В последнее время благодаря пропаганде башкирского кубыза известным исполнителем Робертом

Загретдиновым популярностью стало пользоваться различное виртуозное звукоподражание, не встречающееся в фольклорном музицировании башкир, но получившее развитие в концертной филармонической практике.
В последнее время благодаря пропаганде башкирского кубыза известным исполнителем Робертом Загретдиновым популярностью стало пользоваться различное виртуозное

Слайд 28Зайнетдинов Миндигафур

Зайнетдинов Миндигафур

Слайд 30 Кубызу в 1979году в городе Мелн в Австрии поставлен памятник

в честь 300-летия "Союза мастеров по изготовлению маультроммелей"

Кубызу в 1979году в городе Мелн в Австрии поставлен памятник в честь 300-летия

Слайд 31Литература

Литература

Слайд 32Интернет-ресурсы
http://www.bashculture.ru/archives/category/musichttp://www.bashculture.ru/archives/category/music - http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskaja_muzyka -.
http://plus-mskbash.ucoz.ru/index/http://plus-mskbash.ucoz.ru/index/ http://plus-mskbash.ucoz.ru/index/ melodii_na_kurae
Роберт Заһретдинов. Ҡумыҙҙа уйнау сәнғәте. Өфө,

1996.
Ватандаш журналы 2009 й., №4, 107-се б.
Аманат журналы 2007 й., №4
Башҡортостан ҡыҙы журналы 1995 й., №7
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
http://text.tr200.biz/referat_muzyka/?referat=546055&page=1
http://vk.com/bashmelody
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
http://vk.com/mindigafur.zainetdinov

Интернет-ресурсыhttp://www.bashculture.ru/archives/category/musichttp://www.bashculture.ru/archives/category/music - http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskaja_muzyka -.http://plus-mskbash.ucoz.ru/index/http://plus-mskbash.ucoz.ru/index/ http://plus-mskbash.ucoz.ru/index/ melodii_na_kuraeРоберт Заһретдинов. Ҡумыҙҙа уйнау сәнғәте. Өфө, 1996.Ватандаш журналы 2009 й., №4, 107-се

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть