Слайд 1Анатолий
Константинович
Лядов
( 1855- 1914 )
Слайд 2АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЯДОВ
(1855-1914)
Слайд 3 Анато́лий Константи́нович Ля́дов (29 апреля 1855, Санкт-Петербург — 15 августа 1914, усадьба Полыновка) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
Будущий композитор родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.
Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца, а в 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию в классы фортепиано и скрипки. Вскоре Лядов заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты.
Слайд 4 Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в
класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за непосещаемость.
Два года спустя Лядов восстановился в консерватории и успешно её окончил.
Слайд 5 Преподавал в Петербургской консерватории, причем преподавательская деятельность композитора началась сразу
по его окончании этой же консерватории.
Слайд 6Преподавал теорию, гармонию, контрапункт и форму в Придворной певческой капелле.
Слайд 7 Летом 1882 Анатолий Константинович Лядов познакомился с Надеждой Ивановной
Толкачевой. В январе 1884 они поженились. В этом году композитор начал преподавать контрапункт и фуги в регентских классах Певческой капеллы и начал совместную работу с Римским-Корсаковым над учебником гармонии.
Слайд 8Лядов — мастер музыкальной миниатюры, его сочинения характеризуются лаконизмом изложения. В
творческом наследии композитора большое место заняла фортепьянная музыка: прелюдии, этюды, арабески, цикл «Бирюльки», «Музыкальная табакерка» и др.
Миниатюра является основой и симфонического творчества, отмеченного острой характерностью образов, живописностью оркестрового колорита: «Баба-Яга» (1905), симфонический цикл «Восемь русских народных песен» (1906), «Волшебное озеро» (1909), «Кикимора» (1910).
Александру Лядову принадлежат детские песни на народные слова (3 сборника, 1887 — 1890), многочисленные обработки русских народных песен (в том числе 4 сборника для голоса с фортепьяно, издания 1898 — 1903; 3 сборника для хора без сопровождения, 1899 — 1907).
Слайд 9 В январе 1914 года сына Михаила призвали на военную службу. 20 июля этого
года Михаила Анатольевича мобилизовали в армию. Проводив сына, Анатолий Константинович с женой 6 августа уехали в Полыновку. Погода стояла холодная, и Лядов по дороге сильно простудился. После нескольких бессонных ночей, проведенных в кресле, днем 15 августа (по старому стилю) Лядов слег в постель. В 7 часов того же дня его не стало.
Слайд 10Три симфонические картины
по мотивам русских народных
сказок:
«Баба Яга»
«Волшебное озеро»
«Кикимора»
Слайд 15Быть может, так же, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Лядову
привиделась волшебная жизнь озера. В его четырехтактном эскизном наброске сохранился рисунок лесного озера в окрестностях деревни Полыновки, с камышами и елями на берегу, который, вероятно, послужил прототипом для написания музыки. Если бы он был художником, он бы нанес эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот сказочный замысел.
Слайд 16Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны моря или
мелкая рябь озера, то начинает казаться, что кто-то рисует на воде своей невидимой кистью. Этот рисунок невозможно уловить и запомнить, он все время меняется. Там можно увидеть все, что угодно – таинственные лица потусторонних существ, вьющиеся волосы девушек или рыбий глаз, подглядывающий за тобой прямо из глубины.