Презентация, доклад к занятию по внеурочной деятельности

"Песня жаворонка". Март "Поле зыблется цветами,В небе льются света волны.Вешних жаворонков пеньяГолубые бездны полны" А.Н.Майков«Пшеничное поле с жаворонком» Ван Гог

Слайд 1Фортепианный цикл «Времена года. Весна.» П.И.Чайковский
учитель музыки
Воробьева Н.В.

Фортепианный цикл  «Времена года. Весна.» П.И.Чайковскийучитель музыкиВоробьева Н.В.

Слайд 2 "Песня жаворонка". Март
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые

бездны полны" А.Н.Майков

«Пшеничное поле с жаворонком»
Ван Гог


Слайд 3
Первая пьеса из весеннего цикла

посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.
Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.  

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются

Слайд 4
Слушая эту пьесу, мы представляем себе

картину ранней весны: еще не ощущается радость пробуждения природы и в настроении преобладает скорее меланхолия, краски звучания еще тусклые, неяркие. Два такта вступления (только аккомпанемент) создают именно такое настроение. Новое привносит мелодия: от жаворонка в ней, быть может, мелодический узор из мелких нот в самом начале. Основная мелодия пьесы первый раз, естественно, звучит в верхнем голосе, но тут же имитируется в нижнем, словно некий отзвук из леса, и затем опять в верхнем — на сей раз уже с развитием, заключающим в себе не только вопрос первой фразы, но и ответ.
Как и все остальные пьесы этого цикла, «Песнь жаворонка» написана в трехчастной форме. После настроения грусти, покоя первой части контраст оживленностью музыки вносит средняя часть. Мы это не только слышим в звучании пьесы, но и видим в нотах — композитор дает пояснение: un pochettino pi? mosso (как обычно, по-итальянски — чуточку живее). Мелодическая линия смело взлетает вверх, напоминая порывистый полет птиц. В мелодии появляются форшлаги, мотивы и ритмы, напоминающие птичье щебетание, ритм становится прихотливее (появляются синкопы, еще более мелкие длительности).

Слушая эту пьесу, мы представляем себе картину ранней весны: еще не ощущается

Слайд 5
В третьей части пьесы (репризе) возвращается более

спокойное состояние, движение замедляется. Уже от исполнителя зависит интерпретация: наделить ли эту часть неким новым содержанием или преподнести музыкальный материал как повторение, хотя мы знаем, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В конце пьесы более весомо утверждается основная тональность, соль минор: в басу дольше удерживается тоника (соль).


В третьей части пьесы (репризе) возвращается более спокойное состояние, движение замедляется. Уже от

Слайд 8 "Подснежник". Апрель
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые

грезы
О счастьи ином..." А.Н.Майков

Слайд 9
Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на

полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Апрель» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.
Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев

Слайд 10
 Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое

точное определение — трепетность. Ее передают — каждый по-своему — оба главнейших элемента музыки (Чайковского, во всяком случае): мелодия и аккомпанемент. В мелодии — короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. Это — переживания цветка, хотя, конечно, в этой аллегории просвечивают человеческие чувства, иначе эта музыка вряд ли бы нас так волновала.
 Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение — трепетность. Ее передают

Слайд 12"Белые ночи ". Май
"Какая ночь!
На всем какая нега!
Благодарю, родной
полночный

край!
Из царства льдов,
из царства вьюг и снега
Как свеж и чист
твой вылетает май!" А.А.Фет
«Белые ночи» Н.Стрельцова


Слайд 13
Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих

пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, практически, как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце – всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам.
Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам»,

Слайд 14
 Мелодии, из которых соткана пьеса, — и это тоже черта стиля

Чайковского — очень легко можно напеть. Похожа на романс. Восклицательные интонации в эпиграфе находят выражение и в музыкальных интонациях — в музыке ощущается восторженность чувств. Начинается в высоком регистре, но после паузы переходит средний, а затем низкий регистр.
Средняя часть контрастирует с крайними. Она более оживленная. Мажор сменяется минором. Другая динамика: в первой части господствуют оттенки тихой звучности, здесь, наоборот, громкой. Метр: в первой — трехдольный, во второй — двухдольный). Словом, всё говорит о большей взволнованности. 
 Мелодии, из которых соткана пьеса, — и это тоже черта стиля Чайковского — очень легко можно напеть.

Слайд 16
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть