Презентация, доклад к уроку: Особенности гитарной барочной музыки на примере сюиты Робера де Визе

Характеристика музыки Барокко Музыка барокко - это стиль европейской классической музыки в период приблизительно от 1600 до 1750 гг. Барокко (от итальянского barocco – причудливый, необычный). Эпоха барокко следует за эпохой

Слайд 1 Презентация к уроку: «Особенности гитарной

барочной музыки на примере сюиты Робера де Визе».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей
«Краснотурьинская музыкальная щкола №3»

Разработала: преподаватель по классу гитары Никопольская Марина Владимировна.
2014г.

Презентация к уроку:  «Особенности гитарной барочной музыки на примере сюиты

Слайд 2 Характеристика музыки Барокко
Музыка барокко -

это стиль европейской классической музыки в период приблизительно от 1600 до 1750 гг. Барокко (от итальянского barocco – причудливый, необычный). Эпоха барокко следует за эпохой Возрождения и предшествует эпохе Классицизма.
Главным в музыке барокко было выражение эмоций.
Музыка барокко — это буйство и экстаз, в отличие от уверенности и самостоятельности эпохи Возрождения.
В инструментальной музыке барокко появились такие жанры, как соната, сюита, фуга, партита, чакона, токката, Concerto Grosso (большой концерт), получившие развитие в музыке А. Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф. Генделя, а также вокальные формы: опера, оратория, страсти, месса, кантата, хорал.
Для музыки барокко характерны новые приёмы игры на музыкальных инструментах : тремоло и пиццикато.
 Музыка барокко знаменита развитием контрапункта.
Контрапункт — две и более музыкальные линии, звучащие одновременно, другими словами — нота против ноты (punctus contra punctum). Контрапункт достиг высокого уровня развития особенно в музыке И.С. Баха.
 


Характеристика музыки Барокко Музыка барокко - это стиль европейской классической музыки в

Слайд 3В эпоху барокко излюбленным музыкальным инструментом была лютня. Лучшие королевские дворы

Европы с почетом принимали великих виртуозов – лютнистов. Своей конструкцией и названием этот инструмент обязан арабскому уду, который был завезен в Европу в Средние века. Центрами производства лютен были Италия и Германия.
Известным английским композитором и лютнистом был Джон Доуленд, опубликовавший в 1597 г. «Первую книгу песен и арий».
Основателем французской школы лютнистов был Рене Мезанжо. немецкой - Сильвиус Леопольд Вайс.
Разновидностью лютни были теорба (басовая лютня), архилютня и китарроне— басовая разновидность итальянской гитары, отличающиеся от обычной лютни наличием двух колковых механизмов. Произведения для лютни записывались с помощью табулатуры, где каждая линия и буквы указывали на лад, который следует зажать пальцами.

Лютня – инструмент королей.

В эпоху барокко излюбленным музыкальным инструментом была лютня. Лучшие королевские дворы Европы с почетом принимали великих виртуозов

Слайд 4

Строение лютни

Слайд 5 Табулатура
Табулатура (французский tabulature, немецкий Tabulatur, от лат.(латинский) tabula —

доска, таблица), буквенная или цифровая система записи музыки, применявшаяся в 15 – 17 вв.
Табулатура, существовавшая в Италии и Испании, представляла собой систему из 6 линий. Каждая линия соответствовала отдельной струне лютни, а на линиях писались цифры соответствующие определённым ладам на инструменте (применялись цифры от 1-го до 9).
Открытая, не прижатая к грифу струна обозначалась цифрой «0».
Линии располагались в порядке, обратном расположению струн на инструменте. т.е. нижние линии соответствовали верхним струнам, а верхние линии соответствовали нижним струнам. В испанской лютневой табулатуре ритм обозначался с помощью знаков мензуральной нотации, которые ставились над линиями.
В итальянской лютневой табулатуре для обозначения ритмического рисунка применяли штили и хвостики к ним (количество хвостиков определялось размером длительности).
ТабулатураТабулатура (французский tabulature, немецкий Tabulatur, от лат.(латинский) tabula — доска, таблица), буквенная или цифровая система

Слайд 6 Теорба
Теорба — басовая разновидность лютни, появилась в

Италии в к.XVI века. Этот величественный инструмент имеет набор мелодических струн, настроенных как у лютни, и набор более длинных, свободно вибрирующих басовых (бурдонных) струн, образующих диатонический звукоряд. Количество струн от 14 до 19 (в основном одинарных, но были инструменты и с парными струнами.)

Теорба Теорба — басовая разновидность лютни, появилась в Италии в к.XVI века. Этот величественный

Слайд 7 Архилютня

 
Архилютня была меньшего размера, чем

теорба. Чаще всего имела 14 струн, первые шесть в строе типичном для эпохи Ренессанса (в отличие от барочной лютни, у которой первые шесть струн давали ре-минорный аккорд) строили в чистую кварту, кроме 3-й и 4-й, которые строили в большую терцию.

Архилютня    Архилютня была меньшего размера, чем теорба. Чаще всего имела 14 струн,

Слайд 8 китарроне
Китарроне — басовая разновидность итальянской гитары (инструмента с

овальный корпусом, в отличие от испанской ) был распространен в конце XVI и первой половине XVII веков преимущественно в Италии. Использовался для сопровождения сольного пения. Количество струн - 14 одинарных. Китарроне на вид практически ничем не отличался от теорбы, но имел отличное от нее происхождение.

китарронеКитарроне — басовая разновидность итальянской гитары (инструмента с овальный корпусом, в отличие от испанской

Слайд 9

Таехико Сато - Робер де Визе “ Чакона “
Таехико Сато - Робер де

Слайд 10 Jonas Nordberg – ROBERT de VISEE “ PRELUDE &

ALLEMANDE ”
Jonas Nordberg – ROBERT de VISEE “ PRELUDE & ALLEMANDE ”

Слайд 11 Музыкальные инструменты Барокко
Инструменты, использовавшиеся в

музыке барокко — струнные (лютня, скрипка, альт, виолончель, контрабас), медные (труба, валторна, свирель). Популярные духовые инструменты — флейта, фагот, гобой. Часто использовались орган и клавесин.
  В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.
К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни.
В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо (итал. basso continuo - букв. - непрерывный бас) и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостаси клавишными инструментами.

Музыкальные инструменты Барокко   Инструменты, использовавшиеся в музыке барокко — струнные (лютня, скрипка,

Слайд 12Барочная гитара
История этого инструмента началась в 17 веке, место ее

рождения - Италия. Этот инструмент является результатом естественной эволюции лютни. Появилась прямая головка грифа, корпус стал меньше, уже, появилась талия. Гриф удлинился, но лады остались жильными. Нижняя дека все равно делалась из полосок. Струны были жильными, их количество составляло 5 хоров (парных струн), но имелись гитары и с 6 хорами. Строй барочной гитары был Aa-dd-gg-bb-ee . Фактическое отсутствие басовых струн и являлось основным отличием этого инструмента от других щипковых (в том числе и от лютни), но благодаря чистому светлому тембру и упругому звучанию обеспечило ему широкую популярность для исполнения basso continuo.

Барочная гитара История этого инструмента началась в 17 веке, место ее рождения - Италия. Этот инструмент является

Слайд 13

Дуэт старинной музыки Canto Vivo
лютня и барочная гитара.

Слайд 14

особенности сюиты.

Сюита – от фр. ряд, последовательность. Старинной сюитой 17 века называют циклы лютневых, а позднее клавирных и оркестровых танцевальных пьес, которые контрастировали по темпу, метру, ритмическому рисунку и объединялись общей тональностью, реже - интонационным родством.
Вначале сюита состояла из четырех разнохарактерных танцев:
аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Со временем они стали дополняться другими - изящным церемонным менуэтом, жеманным небыстрым гавотом, шутливым бурре или живым, веселым провансальским ригодоном. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части - прелюдия, ария, каприччио, рондо. Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием «старинные».

В 1661 году Людовик XIV издает указ об организации Парижской Академии танца. При дворе создается официальная должность «королевского учителя игры на гитаре» .Эту должность при Людовике XIV занимал Франческо Корбетта.


особенности сюиты. Сюита – от фр.

Слайд 15 Робер Де Визе ок. 1658 –

1725 гг.

Известным французским композитором, лютнистом и гитаристом эпохи барокко был
Робер де Визе . Около 1680 года он вступил в Королевское музыкальное общество, где в основном и протекала его деятельность. В период регентства его положение придворного гитариста было признано официально. Уже после смерти Людовика ХIV, в 1719 году де Визе получил место «королевского учителя игры на гитаре».
Робер де Визе оставил два сборника пьес для гитары, посвященные Людовику ХIV; пьесы для лютни и теорбы, выпущенные в 1716 году; рукописные сочинения для этих трех инструментов. «Сборник пьес для гитары, посвященный королю» (Париж, 1682) состоит из пьес, которые, по словам автора, «представляют собой плод многолетней работы». Они сгруппированы в виде шести сюит, каждая из которых включает от шести до тринадцати пьес и открывается прелюдией.


Робер Де Визе     ок. 1658 – 1725 гг. Известным французским композитором,

Слайд 16Аллеманда
АЛЛЕМАНДА (франц. allemande — немецкий) — старинный танец в умеренном темпе

и четном размере (чаще всего 4/4), с плавной, закругленной мелодикой.
В XVII веке вошла в сольную (лютневую, клавирную) и оркестровую сюиту в качестве обязательной 1-й части. Утратив песенно-танцевальные черты, она стала торжественной вступительной пьесой в медленном темпе.


АллемандаАЛЛЕМАНДА (франц. allemande — немецкий) — старинный танец в умеренном темпе и четном размере (чаще всего 4/4),

Слайд 17Сарабанда
САРАБАНДА - (от испанского – sacra banda, буквально – крестный ход).

Торжественно-сосредоточенный скорбный танец, возникший в Испании как церковный обряд с плащаницей, совершаемый шествием в церкви по кругу.
С середины XVII века становится постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты (в которой она занимает место перед заключительной жигой) и номером в опере и балете (Люлли «Триумф любви» и др.). Это способствовало кристаллизации ее жанровых признаков — медленный танец-шествие торжественно-сосредоточенного, скорбного характера, 3-дольный метр (3/4 или 3/2), акцент на второй доле такта.
 

СарабандаСАРАБАНДА - (от испанского – sacra banda, буквально – крестный ход). Торжественно-сосредоточенный скорбный танец, возникший в Испании

Слайд 18Гавот
Гаво́т (фр. gavotte, от прованс. gavoto, буквально — танец гавотов, жителей

области Овернь во Франции). Первоначально развился как быстрый народный танец-цепочка в южных и центральных районах Франции, а также в Бретани.
В XVII веке был введён Жаном-Батистом Люлли в репертуар придворной и салонной музыки и стал часто встречаться в качестве составной части сюиты, следуя, как правило, за сарабандой. Музыкальный размер – 4/4 или 2/2. Темп умеренный. Исполнялся весело и грациозно, в хороводном движении по кругу.

ГавотГаво́т (фр. gavotte, от прованс. gavoto, буквально — танец гавотов, жителей области Овернь во Франции). Первоначально развился

Слайд 19Менуэт
Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный

французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный танец. С XVII века широко распространился по всей Европе.

МенуэтМенуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие

Слайд 20Бурре
Бурре (от фр. bouree, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные

или резкие прыжки) — старинный французский народный танец. Возник предположительно около середины XV—XVI века в средней Франции (нагорная провинция Овернь и Верхняя Луара).
В XVII веке, с началом во Франции националистической моды на всё «французское», бурре проникает в обиход высших аристократических слоёв общества и становится придворным танцем.
Придворный Бурре— танец с характерным чётным размером (так называемый «alla breve» — размер с жёстким делением на два, например, на 4/4 или на 4/8, разделённых пополам), энергичным темпом, чётким ритмом и чаще всего начинающийся с затакта в одну четверть. В середине XVII века Бурре вошёл в устойчивую форму инструментальной сюиты — в качестве предпоследней части, после сарабанды или паспье — и перед заключительной жигой. Г.Ф. Гендель в Англии и Ж.Б Люлли во Франции одними из первых начали включать бурре в свои Большие оперы и балеты.

БурреБурре (от фр. bouree, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — старинный французский

Слайд 21
Музыка барокко была полна украшений и

виртуозных приемов.
В сюите ре минор Робера де Визе (транскрипция В.Агабабова) в большей степени используется трель.
Трель представляет собой относительно продолжительное чередование основной (записанной) ноты и ноты выше нее; обозначается она символом tr, часто сопровождаемым волнистой линией (которая обычно указывает длительность звучания трели). Исполняется трель левой рукой как длинные и непрерывные легато.
Музыка барокко была полна украшений и виртуозных приемов.В сюите ре минор Робера

Слайд 22

заключение

В качестве аудио- и видео- материалов для урока рекомендовано использовать записи известных гитаристов и лютнистов: Джулиана Брима, Андреса Сеговии,Таехико Сато, Джонаса Норберга, Пола О’ Детта, Эдина Карамазова, а так же сайты Lute.ru, guitarist.ru., guitarra-antiqua.ru.

заключение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть