Слайд 1Презентация посвящена
Ленинградской симфонии Д.Д.Шостаковича
Слайд 2
По словам Адольфа Гитлера, в этот день блокадный Ленинград должен был
сломаться перед его войсками. Но вместо радостной новости фюрер Третьего рейха услышал музыку. Она громко звучала в Большом зале филармонии Ленинграда, транслировалась из громкоговорителей, установленных на улицах, была слышна из динамиков на окраине города. Ее слышали все: и Адольф Гитлер, сидя в своем кабинете в Германии, и фашисты, расположившиеся в окопах неподалеку от Ленинграда, и изможденные войной советские люди, и весь мир
Слайд 3
Симфония №7 «Ленинградская»
Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих строках глухие их шаги,
Их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
Кто проходил огонь, и смерть, и лед.
Я говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделённого страданья.
Ольга Берггольц
Д.Шостакович
Слайд 4История создания
Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой
Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м.
Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления.
В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял.
Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе 1940г.
Слайд 5
В сентябре 1941 года, уже в блокированном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович
написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте.
1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.
История создания
Слайд 6
Д. Шостакович на занятиях по тушению авиабомб. Ленинград, июль 1941 г.
Слайд 7Премьера
Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась
в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда.
29 марта под управлением С. Самосуда симфония была впервые исполнена в Москве. Чуть позже симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске.
Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 19 июля 1942 года в Нью-Йорке — её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини.
Л. Русов Портрет Е.Мравинского
Слайд 8Первое исполнение симфонии в Куйбышеве.
Слайд 9Д. Шостакович на первом исполнении симфонии в Куйбышеве.
Слайд 10Д. Шостакович работает над Седьмой симфонией
"Нашей победе над фашизмом, нашей
грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию".
Слайд 11Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город тайком от
фашистов, и 9 августа 1942 года в руках у жителей и защитников Ленинграда были приглашения на концерт.
Слайд 13По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в
условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии. Некоторые едва смогли поднять инструменты. Казалось, исполнить симфонию невозможно. И несмотря на это, концерт состоялся.
Слайд 14
Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые
музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
Слайд 16 Программа концерта
в Большом зале
Ленинградской филармонии,
где 9 августа 1942
г.
была исполнена
7-я симфония.
Слайд 18И. Серебряный.
Концерт в осажденном
Ленинграде.
Слайд 20- Как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных
квартир, - вспоминал потом художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин. - Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции.
Правда, первая репетиция продлилась всего 20 минут. Никто из музыкантов просто физически не выдержал бы дольше. Дирижера привезли на санках, он едва держался на ногах, не все из приехавших на репетицию смогли подняться по лестнице.
Слайд 27«Меня глубоко взволновало, что в эти дни, в осажденном городе, под
бомбами, Шостакович пишет симфонию. Значит, искусство не умерло, оно живо, сияет, греет сердце», - написала в своем дневнике писательница Вера Инбер.
Слайд 29Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал
ее и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы…
Слайд 31Симфония №7 «Ленинградская»
I часть
Сонатная форма
с эпизодом вместо разработки
II часть
Скерцо
III часть
Адажио
IV
часть
Финал
Слайд 33«НАШЕСТВИЕ»
Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все
большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…»
Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенна.
Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки.
Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Слайд 34
По словам Шостаковича, 1-я часть Симфонии №7 представляется грандиозной симфонической поэмой,
которая рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь» ворвалась грозная сила – война… Экспозиция 1-й части повествует о жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Это простая мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся страна… Все дышит спокойствием мирной жизни.
Слайд 35Картина художника
Л. А. Русова "Ленинградская симфония. Дирижирует
Е. А.Мравинский» 1980 год.
Слайд 36Финал симфонии
Финал начинается еле слышным тремоло литавр. Как будто постепенно собираются силы.
Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды - вновь воспоминание о павших. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.
Как ни широко многообразие жанров в творчестве Шостаковича, по складу своего дарования он, прежде всего композитор-симфонист. Для его творчества характерны огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликтов, динамичность и строгая логика развития. Особенно ярко эти черты проявились в его симфониях. Перу Шостаковича принадлежат пятнадцать симфоний. Каждая из них - страница истории жизни народа. Композитора не зря называли музыкальным летописцем своей эпохи. Причем не бесстрастным наблюдателем, как бы сверху обозревающим все происходящее, а человеком, тонко реагирующим на потрясения своей эпохи, живущим жизнью своих современников, причастным ко всему, что происходит вокруг. Он мог бы сказать о себе словами великого Гете: - Я не зритель посторонний, А участник дел земных! Как никто другой, он отличался отзывчивостью ко всему происходящему с родной страной и ее народом и даже шире - со всем человечеством. Благодаря этой восприимчивости он смог уловить характерные для той эпохи черты и воспроизвести их в высокохудожественных образах. И в этом отношении симфонии композитора - уникальный памятник истории человечества.
Слайд 37
"Эта симфония - напоминание миру, что ужас
блокады и бомбежки Ленинграда
не должен повториться". В. Гергиев.
Слайд 39Выучить правила
Симфония –музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для
большого оркестра смешанного состава (симфоническогоСимфония –музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерногоСимфония –музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духовогоСимфония –музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт
Слайд 40
Адажио — медленный музыкальный темп.
скерцо-часть симфонии, или самостоятельная музыкальная пьеса