Слайд 1«Музыка - прежде всего искусство человеческого общения»
М.П.Мусоргский
Слайд 2Тема урока
Царит гармония оркестра
Симфонический оркестр
Слайд 3Цель урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре
Слайд 5
Гармония – согласован-ность, слаженность, стройность.
Слайд 6Симфонический
оркестр
Струнные
Духовые
Ударные
Деревянно-
духовые
Медно-
духовые
Слайд 7
Скрипка
Альт
Виолончель
Контрабас
Струнные смычковые
Слайд 8Деревянные духовые инструменты
Слайд 10Медные духовые инструменты
валторна
тромбон
туба
труба
Слайд 14Проверьте свои знания
«Третий лишний»
Труба, валторна, флейта
Литавры, арфа, тарелки
Скрипка, контрабас, саксофон
Гобой, труба,
кларнет
Барабан, альт, тарелки
Тромбон, фагот, валторна
Слайд 16Оркестр – коллектив музыкантов,
играющих вместе на различных
музыкальных инструментах.
Слайд 17
Оркестр (от греч.орхестра) - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных
ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии. Симфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы.
Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: структурные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).
Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов.
Слайд 21
Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском
инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра. Это — духовые парного состава, литавры и струнный квинтет.
Слайд 24Ни один оркестр не обходится без дирижера
( перевод с французского - «управлять, направлять, руководить»).
«Дирижёр»
Я слушал музыку, следя за дирижёром.
Вокруг него сидели музыканты -
у каждого особый инструмент,
(сто тысяч звуков, миллион оттенков!)
А он один, над ними возвышаясь,
Движеньем палочки, движением руки,
Движеньем головы, бровей, и губ, и тела,
И взглядом, то молящим, то жестоким,
Те звуки из безмолвья вызывал,
А вызвав, снова прогонял в безмолвье.
Слайд 25Послушно звуки в музыку сливались:
То скрипки вдруг польются,
То тревожно
Господствовать начнёт виолончель,
То
фортепьяно мощные фонтаны
Ударят вверх и взмоют, и взовьются.
И в недоступной зыбкой вышине
Рассыплются на брызги и на льдинки,
Чтоб с лёгким звоном тихо замереть. (В.Солоухин)
Слайд 26Какова роль дирижера в оркестре?
Слайд 27Дирижер выполняет несколько задач:
задает темп и указывает размер.
указывает порядок вступления отдельных
групп музыкантов
определяет динамику музыкального произведения
Слайд 29Карло Мария Джулини
(9 мая 1914 -14 июня 2005)
-
итальянский скрипач и дирижёр
Слайд 30Театр «Ла Скала»(Милан, Италия) Джулини дирижировал тринадцатью операми, одним балетом и
пятьюдесятью концертами.
Слайд 31«Музыка на бумаге мертва. Наша задача – не что иное, как
пытаться оживить эту безупречную математику знаков». (К. Джулини)
Слайд 32Леона́рд Бернста́йн
( 25 августа 1918 — 14 октября 1990) —
американский композитор, пианист и дирижёр.
Слайд 33Учился в Гарвардском университете. Ассистент дирижёра (1943-44), дирижёр (1957-58), главный дирижёр
(1958-69) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-48).
Слайд 34Автор множества книг, а также музыкальных произведений: опер, оперетт, мюзиклов («Питер
Пэн”1950), симфоний, писал музыку к балетам и др.
Слайд 35Ге́рберт фон Карая́н
( 5 апреля 1908 — 16 июля 1989)
—
австрийский дирижёр.
Слайд 36Выступал в качестве дирижера с различными симфоническими оркестрами в Австрии, Германии,
Англии , дирижировал также в оперном театре «Ла Скала» в Милане. Продолжал дирижировать и записываться вплоть до своей смерти в 1989 году.
Слайд 37По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о
классической музыке среди ста дирижёров из разных стран Герберт фон Караян занял четвёртое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён.
Слайд 38Евге́ний Фё́дорович Светла́нов
(6 сентября 1928—3 мая 2002) —
выдающийся советский
российский дирижёр, композитор и пианист.
Слайд 39Окончил музыкально-педагогическом училище, институт имени Гнесина, Московскую консерваторию . Дебютировал в
1954 году в Большом театре постановкой оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». Эта же опера спустя 45 лет стала последней работой Светланова в Большом театре.
Слайд 40Искусство Светланова получило признание не только в России, но и за
границей: его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками
Слайд 41Влади́мир Теодо́рович Спивако́в
(12 сентября 1944) - советский и российский
дирижёр и скрипач
Слайд 42В 1962—1967 годах учился в Московской консерватории. Лауреат международных конкурсов в
т. ч. имени Паганини (1967), Конкурса имени Чайковского (1970, вторая премия).
Слайд 431984 году получил знаменательный подарок от Леонарда Бернстайна — его дирижёрскую
палочку.
Слайд 44С 1997 года музыкант играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который
передали ему в пожизненное пользование меценаты — поклонники его таланта.
Слайд 46Пётр Ильич Чайковский
1840 – 1893
Считается одним из величайших композиторов в истории
музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний , четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Слайд 47Почему П.И.Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой»?
Слайд 48Виды оркестров
Джазовый
Эстрадно-
симфонический
Оркестр
народных
инструментов
Духовой
Камерный
Симфонический
Оркестр