Слайд 1Русская музыка
эпохи Просвещения
Духовный концерт
Учитель музыки :
Мансурова Л.Р.
ГБОУ СОШ №
559 СПб
Слайд 3
О русской музыке XVIII столетия до недавнего времени почти ничего не
было известно. Причины этого кроются, прежде всего в отношении самих россиян того времени к музыке как к искусству: ее считали второстепенным, более низшим искусством, чем литература или изобразительные искусства. За ненадобностью сжигались партитуры, уничтожались нотные рукописи. В XIX в. интерес к ней совсем иссяк.
Слайд 4
В русской православной церкви с середины XVIIв. стало распространяться многоголосное пение.
Так
как количество голосов в пении колебалось от 3 до 48, то сочинение и исполнение такой музыки требовало большого мастерства – знания вокальных способностей человеческого голоса, искусства управления хором.
В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр – многоголосный духовный концерт.
Слайд 5
Максим Созонтович Березовский
(1745 - 1777)
Основоположник жанра –
«духовный концерт»
Слайд 6
Михаил Созонтович Березовский был одним из «немногих бесспорно признанных творцов подлинно
высокого и глубокого национального искусства в России XVIII в.» — так воспринимается творчество композитора в настоящее время. Хотя уже при жизни Березовского его блестящий талант и высокое мастерство были очень высоко оценены специалистами.
Слайд 7Он родился в одном их крупных городов Украины. Кто были его
родители неизвестно, как неизвестно многое в биографии Березовского. Учился в школе певчих, затем в Киевской духовной академии, где сочинил свои первые хоровые концерты. От природы обладал абсолютным музыкальным слухом, прекрасными певческими способностями. Счастливый случай помог ему: его пригласили в певческую капеллу в Петербурге. Редкая одаренность Березовского была замечена и здесь — для завершения образования его посылают за государственный счет в Италию, в знаменитую Болонскую академию. И около восьми лет Русский, как называют Березовского в академии, учится у знаменитого Матрини. В Италии Березовский получил известность как композитор. Всячески помогая своему талантливому ученику, Матрини рекомендует его в число болонских академиков. Стать членом Болонской академии — большая честь. В 1770 г. академиком был назван 14-летний В.А. Моцарт. Березовский получил звание академика в следующем, 1771 г.
Слайд 8В апреле 1775 г. Березовского вызвали в Россию. Начался новый период
в его жизни — короткий и трагический. 24 марта 1775 г. жизнь Березовского оборвалась.
Истинная причина смерти композитора неизвестна, хотя есть догадки, предположения.
Жизнь Березовского трагически закончилась в 32 года. И он не смог, не успел создать того, что должен был бы создать. Последние два года стали годами разрушения надежд. Но были годы жизни, в которых соединилось все — удача, признание, мечты, успех.
Слайд 9Как композитор духовной музыки, Березовский является представителем нового направления в партесном
пении.
В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви.
Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества.
Слайд 10Свой самый лучший, самый знаменитый хоровой концерт «Не отвержи мене во
время старости» Березовский написал примерно в двадцатилетнем возрасте, в то время, когда ему сопутствовал успех, были жизненные перспективы, уверенность в своем предназначении. И написал его на слова 70-го псалма Давида: «Не отвержи мене во время старости; когда будет оскудевать сила моя... Боже! Не удаляйся от меня... Поспеши на помощь мне».
Слайд 11Концерт «Не отвержи мене во время старости» ре минор (стихи 9,
10, 11, 12 и 13 из псалма 70) является признанной вершиной творчества этого замечательного русского композитора. Его отличает строгость стиля, драматизм, мастерство разработки материала, полифоническое разнообразие фактуры. Характерной его особенностью является соединение традиций православного партесного (многоголосного) пения с западноевропейским жанром «страстного концерта». Возможно, именно этим объясняется исключительное эмоциональное воздействие, эталонная роль произведения для русской музыки последующего века, не только духовной, но и светской.
Слайд 12Осваивая чужую музыку испытывая влияние западноевропейских композиторов, русская музыка не потеряла
своего национального своеобразия, она опиралась на народное музыкальное творчество, питалась его корнями. Не имея общемирового значения, она сыграла огромную роль в развитии русской национальной культуры, в становлении национальной музыкальной школы.
Заключение