Слайд 1Венские композиторы классики.
Выполнила преподаватель высшей категории Хабирова Елена Насимовна
МБОУ
ДОД Иглинская ДМШ им. М. Хисматуллина
села Иглино, Иглинского районаРеспублики Башкортостан
Слайд 2Урок- игра, обобщение полученных знаний.
Цели и задачи: Повторить и закрепить полученные
знания о Венских композиторах-классиках - Гайдне, Моцарте,Бетховене, Активизировать музыкальные представления , слух и память. Уметь сопоставлять факты , события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом пространстве.
Слайд 3 Краткий экскурс в историю
Венская классическая школа была основана в Австрии
в конце 18 – начале 19 в. С ней связаны три великих композитора – Гайдн, Бетховен и Моцарт, каждый из которых обладал яркой творческой индивидуальностью.
Музыку Гайдна отличает светлое радостное настроение, Моцарта – лирико-драматическое. Бетховен предпочитал героический пафос борьбы, преодоления, победы, был большим поклонником инструментальной музыки.
Слайд 7Кто автор этих произведений?
Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», 32 сонаты для фортепиано, в
т.ч. «Аппасионата», «Патетическая», «Лунная», 9 симфоний из них «Пятая симфония»,
« Третья симфония»(Героическая )
Слайд 9Правильно!
Звучали фрагменты музыки Гайдна Симфония №10 «С тремоло литавр» ,
1часть
Соната для фортепиано ре мажор тема 1 части.
Слайд 11 О ком это сказано ?
Русский композитор П. И. Чайковский
сказал о нем: «Не будь его,- не было бы ни Моцарта, ни Бетховена»
Слайд 12 Из чьей биографии эти факты?
Родился в 1732 году в местечке
Рорау близ Вены. Дружная многодетная музыкальная деревенская семья определили характер молодого композитора.30 лет он служил у князя Эстергази, одного из самых богатых людей империи . Его с любовью называли «папашей» и в молодости и в глубокой старости. Короли и князья восторгались его музыкой и заказывали ему симфонии и оратории. Умер в 1809году.
Слайд 14Молодцы!
Звучали фрагменты музыки Бетховена: симфония № 5 1,2 части, увертюра
«Эгмонт» экспозиция.
Слайд 15 О ком эти строки?
Гайдн сказал о нем : «Я считаю
вашего сына величайшим композитором из тех. О ком когда либо слышал».
«Все его произведения отличаются классической ясностью и стройностью формы, они напоены радостью, светом ибо он, несмотря на свою тяжелую жизнь, был творцом человеческого разума и счастья».
Слайд 16Из чьей биографии эти факты?
Родился в 1756 году в городе Зальцбурге.
Когда он был пятилетним ребенком, слава о нем гремела по все стране. Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье назвала его академиком в 14 лет , хотя по уставу моложе 29 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в большого гения. Умер в 1791году.
Слайд 17 О ком эти строки?
В начале 18 столетия он изготовил себе
визитную карточку, в которой объяснял, почему он не мог покидать свой дом. На ней было напечатано «все мои силы оставили меня , я стар и слаб»
Слайд 18Из чьей биографии эти факты?
Родился в 1770 году в маленьком немецком
городе Бонне, на берегу Рейна. Он с детства узнал нужду , в 12 лет стал опорой семьи .В этом мальчике чувствовалась большая воля и целеустремленность. Он много работал, изучал музыку великих композиторов , овладел игрой на клавесине, скрипке, альте, флейте, все чаще брался за перо , чтобы записать музыкальные мысли. Когда на вершине славы его постигла страшная болезнь- глухота, ему помогла вера в то , что его искусство нужно людям, что он должен дарить им радость, учить мужеству и стойкости. И он ее победил, потому что к нему пришла не смерть, а бессмертие. Умер в 1827 году
Слайд 20 О ком идет речь?
Он говорил: « Я схвачу судьбу
за глотку, ей не удастся совсем согнуть меня!- О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз…»
«Музыка должна высекать огонь из мужественных сердец»
«Свобода и прогресс являются целью искусства, как и всего мироздания»
Слайд 22 Точно!
Звучали фрагмент 1 части симфонии №40
Ария Фигаро « Мальчик
резвый…» В. Моцарта
Слайд 23О ком эти строки?
«Я так сказать торчу в музыке весь день.»
В ответ отцу он написал: « О моей так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы – для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши»
Слайд 24 Кто автор ? Кто автор?
Более
100 симфоний, в том числе 6 «Парижских» и 12 «Лондонских», «С тремоло литавр», оратории «Сотворение мира» и «Времена года»
Рондо из «Маленькой ночной серенады», «Лакримоза» из «Реквиема», симфония №40, Рондо в турецком стиле. Опера «Свадьба Фигаро»в
Слайд 25 О ком это сказано?
Музыка его наполнена могучей силой протеста, она
дышит борьбой за торжество справедливости. Великие идеалы воспел в своей музыке этот замечательный немецкий композитор- идеалы Свободы, Равенства , Братства»
Слайд 26
Подведем итоги! Классицизм в музыке – венские классики
Развитие новой музыкальной
культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.
Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики.
Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.
Слайд 27Музицирование в эпоху классицизма
Слайд 28Спасибо за участие! Слушайте классическую музыку !