Презентация, доклад ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. Я. ЭШПАЯ В КУРСЕ СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (на примере ПГСГА)

Содержание

МИНОБРНАУКИ РОССИИфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» факультет культуры и искусствакафедра педагогики, психологии художественного образования итеории музыкиИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. Я. ЭШПАЯ В КУРСЕ«СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» (на примере ПГСГА)Выполнил:студентка 5 курса Марченкова Евгения ВалерьевнаНаучный руководитель:кандидат

Слайд 1ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Слайд 2МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
 
факультет

культуры и искусства
кафедра педагогики, психологии художественного образования и
теории музыки

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. Я. ЭШПАЯ В КУРСЕ
«СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» (на примере ПГСГА)







Выполнил:
студентка 5 курса
Марченкова Евгения Валерьевна

Научный руководитель:
кандидат искусствоведения,
доцент М. В. Мжельская

Самара
2015

МИНОБРНАУКИ РОССИИфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» факультет культуры и искусствакафедра педагогики, психологии художественного

Слайд 3Андрей Яковлевич Эшпай

Андрей Яковлевич Эшпай

Слайд 4Проблема исследования
Несмотря на огромную популярность, творчество композитора остается недостаточно исследованным, оно

не включено в программы по «Истории музыки» современного периода, его персоналия упоминается лишь в общих обзорах прошедшего столетия.

Необходимость восполнить данный пробел, разработка методических рекомендаций по изучению его творчества в современном учебном процессе - обусловили актуальность дипломной работы.
Проблема исследованияНесмотря на огромную популярность, творчество композитора остается недостаточно исследованным, оно не включено в программы по «Истории

Слайд 5Степень изученности темы
А. Я. Эшпаю посвящены музыковедческие работы:
3 кандидатских

диссертации (Е. М. Самойленко, Е. М. Симонянц, А. Г. Кардаш),
в трех диссертациях его творчество разбирается обзорно (А. В. Лазанчиной, Е. Н. Денисовой),
дипломная работа Н. Римской выявляет фольклорные истоки инструментальной музыки композитора.

Степень изученности темы А. Я. Эшпаю посвящены музыковедческие работы: 3 кандидатских диссертации (Е. М. Самойленко, Е. М. Симонянц, А. Г. Кардаш), в трех диссертациях

Слайд 6Книги и очерки
- 2 монографических очерка (А. В. Богдановой и Л. А. Новоселовой)
- Непрошедшее

время. Беседы разных лет»
- статья В. Ценовой
- книга «Воды текут…» (Марийской АР)
книга С. А. Щеглова «Берега остаются: страницы жизни и творчества композитора А. Я. Эшпая: статьи, исследования, дискография»
Книги и очерки- 2 монографических очерка (А. В. Богдановой и Л. А. Новоселовой) - Непрошедшее время. Беседы разных лет»- статья В. Ценовой-

Слайд 7Цель исследования
Выявить теоретические и методические возможности изучения творчества А. Я. Эшпая в

вузовском курсе «Современная отечественная музыкальная культура»
Цель исследования Выявить теоретические и методические возможности изучения творчества А. Я. Эшпая в вузовском курсе «Современная отечественная музыкальная культура»

Слайд 8Объект исследования
Процесс изучения курса «Современная отечественная музыкальная культура» (в соответствии

с рабочей программой ПГСГА кандидата искусствоведения, доцента М. В. Мжельской)

Предмет исследования

Творчество А. Я. Эшпая и методические аспекты его изучения в курсе «Современная отечественная музыкальная культура»

Объект исследования Процесс изучения курса «Современная отечественная музыкальная культура» (в соответствии с рабочей программой ПГСГА кандидата искусствоведения,

Слайд 9Задачи исследования
1) охарактеризовать творческий облик А. Я. Эшпая;
2) выявить особенности симфонических произведений и

инструментальных концертов А. Я. Эшпая;
3) дать характеристику вокально-хоровых произведений и киномузыки А. Я. Эшпая;
4) познакомиться с опытом изучения современной отечественной музыки, в т. ч. творчества А. Я. Эшпая, в ВУЗах и СУЗах России;
5) разработать методические рекомендации и контрольно-оценочные материалы по изучению творчества А. Я. Эшпая в курсе «Современная отечественная музыкальная культура» ПГСГА.
Задачи исследования1) охарактеризовать творческий облик А. Я. Эшпая; 2) выявить особенности симфонических произведений и инструментальных концертов А. Я. Эшпая; 3) дать характеристику

Слайд 10Теоретико-методологическая основа исследования:

положения современных музыковедов о глубоком философском содержании и стилистике

творчества А. Я. Эшпая (Е. М. Симонянц, Е. М. Самойленко, А. Е. Кардаш);
подходы к изучению творчества современных отечественных композиторов, разработанные в учебных пособиях М. Е. Тараканова, Е. Б. Долинской, Т. Н. Левой, В. Н. Бацун.

Методы исследования:


изучение музыковедческой и педагогической литературы,
структурный и целостный анализ музыкальных произведений,
анализ образовательных программ и учебных пособий.

Теоретико-методологическая основа исследования:положения современных музыковедов о глубоком философском содержании и стилистике творчества А. Я. Эшпая (Е. М. Симонянц, Е. М. Самойленко, А. Е. Кардаш); подходы

Слайд 11Научная новизна
Результаты исследования будут использоваться в помощь студентам при подготовке к

семинару в рамках курса «Современная отечественная музыкальная культура», разработанным в ПГСГА М. В. Мжельской

Практическое значение

Введен в научный оборот анализ «Концерта для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом»

Научная новизнаРезультаты исследования будут использоваться в помощь студентам при подготовке к семинару в рамках курса «Современная отечественная

Слайд 12Глава I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. Я. ЭШПАЯ В КУРСЕ «СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Творческий облик А. Я. Эшпая
1.2. Симфонические произведения А. Я. Эшпая.
1.3. Концерты А. Я. Эшпая
1.4. Вокально-хоровой жанр и киномузыка А. Я. Эшпая

Глава I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. Я. ЭШПАЯ В КУРСЕ «СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»1.1. Творческий облик А. Я. Эшпая1.2. Симфонические

Слайд 13Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. Я. ЭШПАЯ В КУРСЕ «СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

2.1. Опыт изучения современной отечественной музыки в ВУЗах и ССУЗах России

2.2. Изучение творчества А. Я. Эшпая на современном этапе

2.3. Контрольно-оценочные материалы и методические рекомендации студентам по изучению творчества А. Я. Эшпая

Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. Я. ЭШПАЯ В КУРСЕ «СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»2.1. Опыт изучения современной отечественной

Слайд 15Воспевание жизни
Энергия молодости
Действенность
Созидание
Главные идеи творчества А. Эшпая

Воспевание жизниЭнергия молодостиДейственность СозиданиеГлавные идеи творчества А. Эшпая

Слайд 16Творчество А. Я. Эшпая 1950-1970-х годов
«Симфонические танцы на марийские темы» (1951)
«Венгерские

напевы» для скрипки с оркестром (1952)
Первый фортепианный концерт (1954, 2-я ред. - 1987)
Первый скрипичный концерт (1956)
Первая (1959)
Вторая (1962) симфонии
Третья (1964)
Концерт для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом
(1966-1967)
Творчество А. Я. Эшпая 1950-1970-х годов«Симфонические танцы на марийские темы» (1951)«Венгерские напевы» для скрипки с оркестром (1952)Первый

Слайд 17Тема воина-победителя
Сила веры, надежды и любви

Тема воина-победителяСила веры, надежды и любви

Слайд 18
Солирующие инструменты
- это маленький оркестр в оркестре, который может звучать

и сам по себе. Но он здесь противостоит остальной массе оркестра


Солирующие инструменты - это маленький оркестр в оркестре, который может звучать и сам по себе. Но он

Слайд 19Концерт для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом

Концерт для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом

Слайд 21Музыкальная драматургия концерта



сопоставления двух полярных миров, образов
реального и «иного»

контраст напористого, импульсивного движения и
медлительного созерцания

Концертность

Музыкально-образная сфера

2 идеи

Музыкальная драматургия концерта

Слайд 22Концерт для оркестра (1966-1967)
Одночастный (Concerto grosso)






Вступление

Экспозиция

Разработка

Реприза

Сонатная форма (ц.1-63):

ц.1.

токкатная
тема







ц. 1-31
ГП (ц.1-17)
тема-переход
(ц.18-21)

ПП (ц.22-31):
1 - хорал струнных (ц.22-23)
2 - песня горных мари «Воды текут»
(ц.24-31)
каденция контрабаса (ц.28-31)






ц.32-36


Инфернальные образы


ц.37-63

каденция-фуга
(ц.37-39)
фугато ударных (ц.39-40)
сокращенная ГП

ЗТ (ц.52-59)
тема ПП+ tutti –фанфарная тема


Концерт для оркестра (1966-1967) Одночастный (Concerto grosso)

Слайд 23Экспозиция (ц.1–31)
сфера джазовой игры
действие, энергия
бойцовское начало
реальная

жизнь



3 - соло медных, дер.духовых (ц.8-9)
4 - тема струнных (ц.11) - интонации малой терции
5 - тема-соло струнных и медных духовых (ц. 17)
тема-переход (ц.18-22)


– соло трубы, контрапункт фортепиано пиццикато контрабаса (ц.4)
Философия жизни




1 - фортепиано с контрабасом
(4 такт 1 ц, ц.1-3) токкатная, синкопированная тема Действие



ГП (ц.1-17)

Экспозиция (ц.1–31) сфера джазовой игры действие, энергия бойцовское начало реальная жизнь3 - соло медных, дер.духовых (ц.8-9)4 -

Слайд 241 - хорал струнных (ц.22-23)
2 – соло трубы
песня горных мари


«Воды текут»
(ц.24-28)

Экспозиция (ц.1-31)

ПП(ц.22-31)

Внутренний мир
Психологическая тонкость
Интимность
Отстранённость лирики
Отрешенность
Мольба
Спокойствие
Мир воспоминаний

3 – каденция контрабаса (ц.28-31) построена на элементах разработки
и теме «Воды текут»

1 - хорал струнных (ц.22-23)2 – соло трубы песня горных мари «Воды текут» (ц.24-28)Экспозиция (ц.1-31) ПП(ц.22-31)Внутренний мир

Слайд 25
Воды текут - берега остаются
Птицы улетают - гнезда остаются
Листья

опадают - деревья остаются
Мы уходим - вы остаетесь…
Воды текут - берега остаютсяПтицы улетают - гнезда остаютсяЛистья опадают - деревья остаются  Мы

Слайд 26Яков и Андрей Эшпай

Яков и Андрей Эшпай

Слайд 27Яков Андреевич Эшпай (1890 - 1963)
советский и российский композитор
музыковед-фольклорист, хормейстер, педагог

Яков Андреевич Эшпай (1890 - 1963)советский и российский композитор музыковед-фольклорист, хормейстер, педагог

Слайд 281 - хорал струнных (ц.22-23)
2 – соло трубы
песня горных мари


«Воды текут»
(ц.24-28)

Экспозиция (ц.1-31)

ПП(ц.22-31)

Внутренний мир
Психологическая тонкость
Отстранённость лирики
Отрешенность и Мольба
Спокойствие
Мир воспоминаний

3 – каденция контрабаса (ц.28-31) построена на элементах разработки
и теме «Воды текут»

1 - хорал струнных (ц.22-23)2 – соло трубы песня горных мари «Воды текут» (ц.24-28)Экспозиция (ц.1-31) ПП(ц.22-31)Внутренний мир

Слайд 29Разработка (ц.32–36)
Инфернальные образы
Уход в «параллельные» миры, обреченность
Таинственное предзнаменование
Аллюзии страшного

суда

2 элемента:
1 - фортепиано и контрабас,
2 - труба и скрипка -
лейтмотив малой терции

Разработка (ц.32–36) Инфернальные образыУход в «параллельные» миры, обреченностьТаинственное предзнаменование Аллюзии страшного суда2 элемента:1 - фортепиано и контрабас,

Слайд 30Реприза (ц.37-63)

1- каденция-фуга солирующих инструментов (ц.37-38)
фортепиано, труба, вибрафон и контрабас
токкатная,

синкопированная тема

2- фугато ударных (ц.39-40)

3 - ГП сокращенная (ц.41-51)

4 - ЗП (ц.52-59):
фанфарная тема - соло трубы (ц.52-55),
Соло струнных (ц.56-58)

тема ПП «Воды текут» - труба и медные духовые (ц. 59-62)
фанфарная тема (ц.63) - tutti оркестра






Энергия действия
Джазовая игра
Образы реального мира
Всепобеждающие интонации




Реприза (ц.37-63) 1- каденция-фуга солирующих инструментов (ц.37-38)фортепиано, труба, вибрафон и контрабастоккатная, синкопированная тема2- фугато ударных (ц.39-40)3 -

Слайд 31Концертное творчество А. Эшпая
Контрастность, эксперимент, яркость
Концертный блеск
Театральная рельефность

тематизма
Кинематографическая монтажность
Господство игрового начала
Энергия и интимность
сочетание авторского и народного
Джаз – как «захватывающий вид искусства»

«Джаз - искусство многообещающее и плодотворное»

Концертное творчество А. Эшпая Контрастность, эксперимент, яркость Концертный блеск Театральная рельефность тематизма Кинематографическая монтажность Господство игрового начала

Слайд 32Марийский фольклор «родной язык»

Марийский фольклор  «родной язык»

Слайд 33Главная идея творчества композитора

Жизнь

Главная идея творчества композитора Жизнь

Слайд 34 энергия движения
созидание природы – мировоззрение марийского народа
соединение традиций

русской композиторской школы и современных музыкально-выразительных средств
всепобеждающее бойцовское начало
поляризация образов
непредсказуемость, джаз
«Concordia discordans» (созвучие несозвучного)
искренность, оптимизм, чистота, тонкость, естественность

Элементы музыкальной поэтики Эшпая

энергия движения созидание природы – мировоззрение марийского народа соединение традиций русской композиторской школы и современных музыкально-выразительных

Слайд 35Единая гармония - изменяющийся мир...
В многоголосье планеты должен звучать голос

каждого народа, а это возможно, если художник - писатель, живописец, композитор - выражает свои мысли и чувства на родном для него образном языке. Чем художник национальнее, тем он индивидуальней… А. Эшпай
Единая гармония - изменяющийся мир... В многоголосье планеты должен звучать голос каждого народа, а это возможно, если

Слайд 36Прекрасный мир музыки не замкнут, не обособлен, а являет собой лишь

часть вселенной, имя которой — Жизнь
Прекрасный мир музыки не замкнут, не обособлен,  а являет собой лишь часть вселенной,  имя которой

Слайд 37Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть