Слайд 1Тема проекта: История одного инструмента-фортепиано
Автор проекта: Черпинская Алевтина Петровна, учитель
музыки
Слайд 2Содержание
Цель
Задачи
Аннотация
Введение
Актуальность
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
Слайд 3Цели:
Найти и представить интересную информацию о фортепиано
Выяснить, почему фортепиано
считают самым универсальным (популярным) инструментом
Узнать больше о инструменте
Узнать что было до фортепиано.
Почему, где и когда оно появилось.
Подобрать подходящую литературу
Слайд 4Задачи:
Выявить преимущества и недостатки фортепиано.
Слайд 5Аннотация
Данный проект раскрывает историю музыкальных инструментов. Как на протяжении многовекового
развития музыкальной культуры менялся инструмент. В работе затрагиваются научные и исторические факты. Направленность проекта информационно познавательная; по предметно-содержательной области- меж предметный ( музыка, история ).
Слайд 6Актуальность
В последнее время достаточно часто звучит мысль о том, что музыкальное
образование должно стать обязательным, потому что оно очень положительно влияет на всестороннее развитие человека.
Слайд 7Теоретическая часть
Изобретение фортепиано изменило характер всей европейской музыки, которая является важной
частью всей мировой культуры. За прошедшие годы почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями.
Сегодня нельзя найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач – у которого в доме не было бы фортепиано.
У фортепиано огромные безграничные возможности, поэтому многие великие музыканты предпочли этот инструмент, создавая для него произведения искусства, настоящие шедевры. Такие великие музыканты как: Л. Бетховен, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, В. Моцарт, С. Рахманинов, П. Чайковский, А. Скрябин и многие другие. Они выступали и как пианисты, показывая неограниченные возможности инструмента. И сегодня среди нас живёт этот инструмент – фортепиано. И чаще других он помогает нам ощущать великую силу музыки и радость общения с ней.
Слайд 8Позднее корпус был снабжён ножками. Размеры клавикорда колебались от малых (октавных)
инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших, с корпусом длиной до 1,5 метров. Число октав изначально составляло всего лишь две с половиной, но с середины 16 века оно увеличилось до четырёх, а в дальнейшем равнялось уже пяти октавам. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И.С. Бах, его сын К.Ф.Э. Бах, В.А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен (хотя во времена последнего в моду всё стремительней входило фортепиано — инструмент, который Бетховену очень нравился). Из-за своего сравнительно тихого звучания клавикорд использовался преимущественно в домашнем быту и в начале 19 в. окончательно вытеснился фортепиано.
Слайд 9Клавицитериум
Клавицитериум- клавесин с вертикально расположенными струнами для домашнего использования. Как и
рояль, клавесин занимал много места, поэтому вскоре была создана его вертикальная версия, которая называлась «клавицитериум». Он представлял собой аккуратный компактный инструмент, нечто вроде арфы, снабженной клавиатурой.
Для удобства игры клавиатура клавицитериума сохранила горизонтальное положение, находясь в плоскости, перпендикулярной к плоскости расположения струн, а игровой механизм получил несколько иную конструкцию передачи движения от задних концов клавиш к прыгунам, которые поместили также в горизонтальное положение. Передняя крышка клавицитериума при игре обыкновенно открывалась, звук лился свободно и стал сильнее, чем у других форм щипковых клавишных инструментов подобных размеров. Клавицитериум применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструиент.Традиционно инструменты 17-18 веков богато украшались росписью и резьбой. Одним из распространенных видов росписи были библейские сюжеты с изображением музыкальных инструментов. Замечательное композиционное решение использовал неизвестный богемский художник 17 века, украсивший своей картиной корпус клавицитериума, где изобразил царя Давида играющим на арфе. На данный момент этот инструмент находится в нью-йоркском музее Метрополитен. Старейший из сохранившийся клавицитериумов хранится в Королевском колледже музыки в Лондоне. По оценкам около 1480 года производства. Сделан был предположительно в Южной Германии, в Ульме или Нюрнберге.
Слайд 10Фортепиано
Фортепиано-клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и
пианино. Название произошло от итальянского forte- »громко» и piano- «тихо».
Слайд 11История происхождения
Фортепиано изобретено в начале 18 века итальянским мастером Б,
Кристофори из Флоренции. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали.
В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 годах.
Постепенно мастера совершенствовали инструмент. Сейчас фортепиано имеет достаточно сложное устройство. Весь механизм его состоит из струн и молоточков, рычагов и ремней, педалей и клавиш. И только в совокупности все эти приспособления заставляют инструмент звучать. Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики.
В 20 веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.
Слайд 12УстроЙство современного фортепиано
Фортепианная механика
Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны.
Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.
Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.
При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).
Педали Фортепиано
В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.
Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.
Слайд 13
Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед
нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.
В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.
В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.
Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.
Слайд 14Рояль и пианино
В наше время существует две его разновидности : рояль-для
концертного исполнения и пианино-для домашнего музицирования. Появление фортепиано изменило характер всей европейской музыки. За последние 300 лет почти все великие композиторы писали для фортепиано.
Слайд 15Шопен-поэт фортепиано
Шопен не создал ни одной оперы, ни одной симфонии.
Он писал исключительно для фортепиано. Но его «несерьёзные» мазурки, вальсы и ноктюрны покорили сначала всю Европу, а затем и весь мир.
«Вальс №7»
Слайд 16Музыка в стихах
Музыка имеет свой язык. Слова часто бессильны там,
где «говорит» музыка. Так, например о музыке читаем мы в стихах Анны Ахматовой:
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся,
Или ещё:
И музыка со мной покой делила,
Сговорчивей нет в мире никого.
Музыка способна «рассказать» о самых
тонких оттенках человеческих чувств, мыслей,
настроений, переживаний.
Слайд 17заключение
Изучив найденную литературу я узнала, как же появился этот инструмент, и
что выделяет его из десятков других?
Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который по преданию изобрёл Пифагор и использовал для своих музыкально – теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной. Пока Пифагор продолжал свои опыты, другие музыканты придумали и построили инструменты под названием полихорд или многострун. Так как у этого инструмента было несколько струн.
Полихорды были разные, и играли на них разными способами: зацепляли струны пальцами, били по струнам палочками, играли специальными пластиночками.
Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуры мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами взяли у полихорда. Нажмёшь на клавишу – задвигаются соединённые с ней деревянные рычажки. На конце рычажка укреплена металлическая пластиночка, черенок вороньего пера или отрезок буйволовой кожи. Когда при нажатии на клавишу по струне ударяла металлическая пластиночка, раздавался приятный и тихий звук. Такие инструменты получили название клавикорды. А более звучный щипковый полихорд, в котором струна защипывалась пером или зацепкой – клавесин.
Именно, клавикорд и клавесин стали предшественниками фортепиано. Клавикорды появились примерно к 13-14 векам. Небольшими и лёгкими переносными клавикордами первоначально в Западной Европе пользовались исключительно бродячие музыканты. В небольшом деревянном ящике, который ставился на стол, помещалась узкая клавиатура и набор металлических струн. Струны клавикордов делались одинаковой длины, но разной толщины. Поскольку струны были одинаковой длины, внешне клавикорды выглядели как прямоугольный ящик.
Слайд 18Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках. Звук клавикорда был
слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством людей. Поэтому его применяли для домашнего музыцирования.
Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. У него было несколько названий: клавицимбал, чембало, верджинел и самое распространённое – клавесин. Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах.
Клавесин. Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Клавесин похож на спинет, имеет ту же щипковую механику, но размеры его крупнее. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма – внешним видом он напоминает современный рояль. Звук извлекался следующим образом: исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих пёрышек или кусочков кожи. Язычки цепляли струну и раздавался звук. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера (квадратный или прямоугольный). Инструмент был очень популярен во время, когда носили парики и пышные платья со сборками. Это был уже настоящий концертный инструмент. Поначалу клавесин мог давать концерты только в светских салонах и гостиных. В больших залах его голос терялся. На этом инструменте можно было играть лёгкую музыку, подвижные пьесы, сопровождать пение. Звук клавесина хорошо сочетался с голосом, со звуков скрипки или виолы. Клавесин стали использовать в оркестре. Дирижёр сам сидел за клавесином, левой рукой играл аккорды, а правой руководил оркестром. Этот инструмент стал принадлежностью богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта деревьев, его отделывали золотом, слоновой костью, бронзой, драгоценными камнями.
Слайд 19Великолепный инструмент всё-таки был тусклый и малоинтересный. Исполнитель не мог на
нём играть громче или тише. Звук клавесина всегда был громким.
Мастера придумывали разные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина, но все они были неудобными. Клавесин не исчез со сцены, его можно услышать и сейчас на концертах старинной музыки.
В 15-17 веках появился ещё один струнно – клавишный инструмент – это спинет. Это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами в четыре октавы. Он также являлся украшением дома
На рубеже 18 века композиторы и музыканты стали испытывать потребность в новом клавишном инструменте.
Решил эту проблему итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Он работал мастером по ремонту музыкальных инструментов богатой коллекции флорентийского герцога Козимо Медичи. В свободное время он конструировал новые музыкальные инструменты. В один день 1709 года появился необычный музыкальный инструмент. Он был похож на клавесин, но в этом инструменте звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент откликался на лёгкое прикосновение пальцев руки к клавишам, а механизм позволял молоточку после удара быстро вернуться назад.
Кристофори назвал свой инструмент - «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название было сокращено и появилось фортепиано, «форте» - громко и «пиано» - тихо.
После этого независимо было изобретено фортепиано во Франции – Жан Мариус (1716 г, в Германии Готлиб Шретер (1717 – 21гг).
Но признание фортепиано получило не сразу. Долгое время у него был соперник – клавесин. Композиторы писали для клавесина много произведений. Прошло сто лет, как фортепиано вышло вперёд.
Слайд 20Моцарт был первым музыкантом, который выступал на концертах, играя на фортепиано.
Но сдался клавесин при Бетховене. Он не выдержал мощной музыки великого мастера.
Первые фортепиано были не очень похожи на современные инструменты. В 19 веке у фортепиано постоянно совершенствовался механизм, менялось расположение струн. Мастера придумали педаль, которая при нажатии меняла тембр и силу звука.
Так появились два вида фортепиано: горизонтальный рояль, и вертикальный пианино. Рояль стал концертным инструментом, пианино стали использовать дома, там, где нельзя поставить рояль, и где нужен меньший звук.
Слайд 21Список литературы.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов : Кн. Для учащихся
старших классов – 2-е изд. –М. Просвещение,1989-192.
Зильберквит М. Мир музыки. Очерк. - М. : Дет. Лит, 1988, 336 с.
Зимин П. А. История фортепиано и его предшественников. М. 1968,178
Клёнов А. С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка. - М., 1997
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М. : Терра, 1996
Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры; Ростов –на – Дону: Феникс 2005
Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская; М. : Педагогика, 1985
http://www.sonata-etc.ru/instruments/old-time/25/date/index.html
http://www.allpianists.ru/history1.html