Слайд 1Исследовательская
работа
«звук и цвет»
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Цель исследования
Задачи исследования
Методы исследования
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исторические данные
Музыкально-цветовая
синестезия
Творчество музыкантов, обладавших «цветным слухом»
Музыка, как гармония звуков
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тестирование
Результаты опроса
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Слайд 4ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное и изобразительное искусство тесно связаны.
Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка выражает чувства, эмоции, настроение за счёт цветовой гаммы. Мелодия, звуки – это как краски художников, бывают холодные и тёплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики, как гамма, тон, оттенок, нюанс, используются для трактовки музыкальных произведений.
Слайд 5АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность исследовательской работы заключается в установлении взаимосвязи музыки с визуальными
видами искусств.
Актуальность социальной значимости, которая заключается в распространении информации о феномене как «цветной слух».
Слайд 6ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассмотреть, увидеть, услышать взаимосвязь музыкальных звуков и цветовой гаммы и
выявить возможность владения «цветного слуха» у обучающихся.
Слайд 7ЗАДАЧИ
изучить историческую информацию о взаимосвязи музыкальных звуков с цветом;
выяснить,
что такое музыкально-цветовая синестезия;
получить информацию о композиторах, обладающих «цветным слухом»;
рассмотреть музыку, как гармонию звуков;
провести исследовательскую, практическую часть;
сделать выводы по теме исследования.
Слайд 8МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
изучение и анализ методической литературы, материалов Интернета;
отбор материала
по теме исследования;
проведение тестирования учащихся;
обработка и анализ результатов тестирования.
Слайд 9ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ещё в древние времена сложились представления о
тесной взаимосвязи музыкального звука и цвета. Одними из первых музыку в цвете увидели древние индийцы. Для них каждый музыкальный тон соответствовал планете, созвездию, части света, цвету.
Древние греки считали, что звуки соответствовали не только планетам, но и семи цветам радуги. Гениальный Аристотель утверждал в трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям. Пифагорейцы отдавали предпочтение белому цвету, как главенствующему во Вселенной, а цвета спектра в их представлении соответствовали семи музыкальным тонам.
Слайд 10ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В начале XVIII века, в Англии, великий
учёный Исаак Ньютон первым сформулировал понятие цвета и музыки в своём научном труде. Каждая нота приобрела «свой» цвет: До – красный, Ре – фиолетовый, Ми – синий, Фа – голубой, Соль - зелёный, Ля – жёлтый, си – оранжевый. Напоминает радугу.
Слайд 11ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Известный французский поэт Артур Рэмбо на рубеже
XIX - XX веков написал любопытный сонет, где представил буквы в цветовом отражении. Вот строки из его стихотворения «Гласные»:
«А» - бархатный корсет на теле насекомых, которые
жужжат над смрадом нечистот.
«Е» - белизна холстов, палаток и тумана, блеск горных ледников и хрупких опахал.
«И» - пурпурная кровь, сочащаяся рана иль алые уста средь гнева и похвал.
Интересно, что первый перевод сонета Рэмбо появился 1894 году вовсе не в поэтическом сборнике, а в русском издании книги французского психолога Альфреда Бине «К вопросу о цветном слухе».
Слайд 12СИНЕСТЕЗИЯ
В наше время, существует термин, как музыкально-цветовая синестезия
– это разновидность хроместезии (так называемого «цветного слуха»), при котором музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации.
Речь идёт о некой связи абсолютной высоты звуков с определёнными цветами. Синестетический цветной слух явление довольно редкое.
Слайд 13СИНЕСТЕЗИЯ
Синестетиками в музыке были
А. Скрябин Н. А.
Римский-Корсаков О. Мессиан
Слайд 14СИНЕСТЕЗИЯ
Они воспринимали тональности окрашенными в определённые цвета. Интересно, что в определении
цвета одних и тех же тональностей могли быть расхождения. Так, например, Римский-Корсаков слышал до-мажор белым, а Скрябин - красным; соль-мажор - коричневым и золотистым, а Скрябин - оранжевым.
Слайд 15СИНЕСТЕЗИЯ
Скрябин даже разработал целую цветомузыкальную систему, и он
впервые представил синтез музыки и света, доказывая существование так называемого цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит). Вообще, композитор стремился к слиянию всех видов искусств.
Слайд 16ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
Музыкальный звук представляет собой смесь колебаний, частот,
которые вызывают у человека приятные, либо неприятные ощущения. Такие звуки называют «консонанс» и «диссонанс». Таким образом, в изобразительном искусстве с консонирующими звуками можно сравнить тёплые, светлые краски, а с диссонирующими звуками – холодные, серые цвета.
Слайд 17ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
Основной единицей, которой можно измерить все структуры
музыкального языка, является полутон – самое наименьшее расстояние между двумя звуками. Простейший и основной из них – интервал. Интервал – это расстояние между двумя звуками. Каждый интервал обладает своей окраской и выразительностью, зависящий от его величины. Из интервалов складываются и горизонтали (мелодические линии), и вертикали (аккорды) музыкальных построений. Именно интервалы являются той палитрой, из которой композитор берет краски и пишет ими свои музыкальные полотна. Термины живописи не случайны.
Слайд 18ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
Интервалы бывают малыми и большими, чистыми, уменьшёнными
и увеличенными. И каждый из них имеет свою окраску звука:
м2 и б7: Красный – в природе сигнал опасности, тревоги. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое, колючее.
б2 и м7: Оранжевый цвет смягчен, меньший акцент на тревогу. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущих.
Слайд 19ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
м3 и б6: Желтый цвет, прежде всего ассоциирующий с осенью,
ее грустным покоем и всем, что с этим связано. В музыке эти интервалы – основа минорного лада, который чаще всего воспринимается как средство выражения печали, задумчивости, скорби.
б3 и м6: Зеленый цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы – основа мажорного лада, лада светлого, оптимистического, жизнеутверждающего.
Слайд 20ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
ч4 и ч5 Голубой и Синий – цвет моря, неба,
простора. Интервалы звучат таким же образом – широко, просторно.
ув4 и ум5 Фиолетовый – самые любопытные и загадочные интервалы, они звучат совершенно одинаково и различаются только по орфографии. Интервалы, через которые можно уйти из любой тональности и прийти в любую другую.
Слайд 22ТЕСТИРОВАНИЕ
Тест, в котором нужно сопоставить 12 звучащих интервалов
с цветом при помощи стрелок.
Слайд 23РЕЗУЛЬТАТЫ
Всего в тестировании приняли участие 75 человек из
параллели 8-х классов. Анализ проводился на основании представленного теста (Пример 1).
Полученные результаты показывают, сколько человек верно смогли сопоставить интервалы с цветовой палитрой.
Слайд 25ВЫВОДЫ
Итак, полученные результаты показывают, что увидеть и услышать
взаимосвязь музыкальных звуков и цветовой гаммы смогли малое количество учащихся. Всё-таки не зря говорят, что синестетический «цветной слух» явление довольно редкое.
Слайд 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное и изобразительное искусства тесно связаны. Подобно живописи, музыка имеет свой
колорит. Изобразительное искусство, как и музыка выражает чувства, эмоции, настроение за счёт цветовой гаммы. Мелодия, звуки – это как краски художников, бывают холодные и тёплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики, как гамма, тон, оттенок, нюанс, используются для трактовки музыкальных произведений.
Слайд 27ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек ориентируется на индивидуальные предпочтения, подбирает свои
цвето-звуковые соответствия. Ведь когда мы слушаем и слышим музыку, под впечатлением ее волшебных звуков у нас возникает собственное, особое видение мира. Кто-то слышит в цвете отдельные тоны - как древние греки. У кого-то, как у Римского-Корсакова, расцвечиваются тональности. Кто-то воспринимает эмоционально-цветовую палитру как звуковую краску. Это всё зависит от общего развития человека.
Слайд 28ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Цветной» слух является врождённым и, согласно научным данным,
не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются.
Слайд 29ИСТОЧНИКИ
В. В. Афанасьев, Светозвуковой музыкальный строй. М.; «Музыка», 2002 г.;
А. Бине,
К вопросу о цветном слухе, М.; 1894;
В. В. Бочков, Музыка и цвет, М.; Аст-пресс, 2000;
Википедия;
Культурно-просветительский портал «Адамант», http://www.lomonosov.org;
Космическая музыка: От Платона до Кеплера, 1992, А. В. Волошинов, Математика и музыка, http://mathemlib.ru.