Презентация, доклад исследовательской работы на тему Звук и цвет

Содержание

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ Актуальность темыЦель исследованияЗадачи исследованияМетоды исследования2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Исторические данные Музыкально-цветовая синестезия Творчество музыкантов, обладавших «цветным слухом» Музыка, как гармония звуков

Слайд 1Исследовательская работа «звук и цвет»

Исследовательская  работа «звук и цвет»

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Цель исследования
Задачи исследования
Методы исследования
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исторические данные
Музыкально-цветовая

синестезия
Творчество музыкантов, обладавших «цветным слухом»
Музыка, как гармония звуков

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ Актуальность темыЦель исследованияЗадачи исследованияМетоды исследования2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Исторические данные Музыкально-цветовая синестезия Творчество музыкантов, обладавших «цветным слухом»

Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тестирование
Результаты опроса
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТестированиеРезультаты опроса4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 4ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное и изобразительное искусство тесно связаны.

Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка выражает чувства, эмоции, настроение за счёт цветовой гаммы. Мелодия, звуки – это как краски художников, бывают холодные и тёплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики, как гамма, тон, оттенок, нюанс, используются для трактовки музыкальных произведений.

ВВЕДЕНИЕ     Музыкальное и изобразительное искусство тесно связаны. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит.

Слайд 5АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность исследовательской работы заключается в установлении взаимосвязи музыки с визуальными

видами искусств.
Актуальность социальной значимости, которая заключается в распространении информации о феномене как «цветной слух».

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность исследовательской работы заключается в установлении взаимосвязи музыки с визуальными видами искусств. Актуальность социальной значимости, которая

Слайд 6ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассмотреть, увидеть, услышать взаимосвязь музыкальных звуков и цветовой гаммы и

выявить возможность владения «цветного слуха» у обучающихся.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯРассмотреть, увидеть, услышать взаимосвязь музыкальных звуков и цветовой гаммы и выявить возможность владения «цветного слуха» у

Слайд 7ЗАДАЧИ
изучить историческую информацию о взаимосвязи музыкальных звуков с цветом;
выяснить,

что такое музыкально-цветовая синестезия;
получить информацию о композиторах, обладающих «цветным слухом»;
рассмотреть музыку, как гармонию звуков;
провести исследовательскую, практическую часть;
сделать выводы по теме исследования.
ЗАДАЧИ изучить историческую информацию о взаимосвязи музыкальных звуков с цветом; выяснить, что такое музыкально-цветовая синестезия; получить информацию

Слайд 8МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
изучение и анализ методической литературы, материалов Интернета;
отбор материала

по теме исследования;
проведение тестирования учащихся;
обработка и анализ результатов тестирования.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ изучение и анализ методической литературы, материалов Интернета; отбор материала по теме исследования; проведение тестирования учащихся;

Слайд 9ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ещё в древние времена сложились представления о

тесной взаимосвязи музыкального звука и цвета. Одними из первых музыку в цвете увидели древние индийцы. Для них каждый музыкальный тон соответствовал планете, созвездию, части света, цвету.
Древние греки считали, что звуки соответствовали не только планетам, но и семи цветам радуги. Гениальный Аристотель утверждал в трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям. Пифагорейцы отдавали предпочтение белому цвету, как главенствующему во Вселенной, а цвета спектра в их представлении соответствовали семи музыкальным тонам. 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ   Ещё в древние времена сложились представления о тесной взаимосвязи музыкального звука и цвета.

Слайд 10ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В начале XVIII века, в Англии, великий

учёный Исаак Ньютон первым сформулировал понятие цвета и музыки в своём научном труде. Каждая нота приобрела «свой» цвет: До – красный, Ре – фиолетовый, Ми – синий, Фа – голубой, Соль - зелёный, Ля – жёлтый, си – оранжевый. Напоминает радугу.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ   В начале XVIII века, в Англии, великий учёный Исаак Ньютон первым сформулировал понятие

Слайд 11ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Известный французский поэт Артур Рэмбо на рубеже

XIX - XX веков написал любопытный сонет, где представил буквы в цветовом отражении. Вот строки из его стихотворения «Гласные»: «А» - бархатный корсет на теле насекомых, которые
жужжат над смрадом нечистот.
«Е» - белизна холстов, палаток и тумана, блеск горных ледников и хрупких опахал. «И» - пурпурная кровь, сочащаяся рана иль алые уста средь гнева и похвал.
Интересно, что первый перевод сонета Рэмбо появился 1894 году вовсе не в поэтическом сборнике, а в русском издании книги французского психолога Альфреда Бине «К вопросу о цветном слухе».

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ   Известный французский поэт Артур Рэмбо на рубеже XIX - XX веков написал любопытный

Слайд 12СИНЕСТЕЗИЯ
В наше время, существует термин, как музыкально-цветовая синестезия

– это разновидность хроместезии (так называемого «цветного слуха»), при котором музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации.
Речь идёт о некой связи абсолютной высоты звуков с определёнными цветами. Синестетический цветной слух явление довольно редкое.

СИНЕСТЕЗИЯ   В наше время, существует термин, как музыкально-цветовая синестезия – это разновидность хроместезии (так называемого

Слайд 13СИНЕСТЕЗИЯ
Синестетиками в музыке были
А. Скрябин Н. А.

Римский-Корсаков О. Мессиан
СИНЕСТЕЗИЯ   Синестетиками в музыке были А. Скрябин Н. А. Римский-Корсаков О. Мессиан

Слайд 14СИНЕСТЕЗИЯ
Они воспринимали тональности окрашенными в определённые цвета. Интересно, что в определении

цвета одних и тех же тональностей могли быть расхождения. Так, например, Римский-Корсаков слышал до-мажор белым, а Скрябин - красным; соль-мажор - коричневым и золотистым, а Скрябин - оранжевым.
СИНЕСТЕЗИЯОни воспринимали тональности окрашенными в определённые цвета. Интересно, что в определении цвета одних и тех же тональностей

Слайд 15СИНЕСТЕЗИЯ
Скрябин даже разработал целую цветомузыкальную систему, и он

впервые представил синтез музыки и света, доказывая существование так называемого цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит). Вообще, композитор стремился к слиянию всех видов искусств.

СИНЕСТЕЗИЯ   Скрябин даже разработал целую цветомузыкальную систему, и он впервые представил синтез музыки и света,

Слайд 16ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
Музыкальный звук представляет собой смесь колебаний, частот,

которые вызывают у человека приятные, либо неприятные ощущения. Такие звуки называют «консонанс» и «диссонанс». Таким образом, в изобразительном искусстве с консонирующими звуками можно сравнить тёплые, светлые краски, а с диссонирующими звуками – холодные, серые цвета.

ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ   Музыкальный звук представляет собой смесь колебаний, частот, которые вызывают у человека приятные, либо

Слайд 17ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
Основной единицей, которой можно измерить все структуры

музыкального языка, является полутон – самое наименьшее расстояние между двумя звуками. Простейший и основной из них – интервал. Интервал – это расстояние между двумя звуками. Каждый интервал обладает своей окраской и выразительностью, зависящий от его величины. Из интервалов складываются и горизонтали (мелодические линии), и вертикали (аккорды) музыкальных построений. Именно интервалы являются той палитрой, из которой композитор берет краски и пишет ими свои музыкальные полотна. Термины живописи не случайны.

ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ   Основной единицей, которой можно измерить все структуры музыкального языка, является полутон – самое

Слайд 18ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
Интервалы бывают малыми и большими, чистыми, уменьшёнными

и увеличенными. И каждый из них имеет свою окраску звука:
м2 и б7: Красный – в природе сигнал опасности, тревоги. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое, колючее.
б2 и м7: Оранжевый цвет смягчен, меньший акцент на тревогу. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущих.


ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ   Интервалы бывают малыми и большими, чистыми, уменьшёнными и увеличенными. И каждый из них

Слайд 19ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
м3 и б6: Желтый цвет, прежде всего ассоциирующий с осенью,

ее грустным покоем и всем, что с этим связано. В музыке эти интервалы – основа минорного лада, который чаще всего воспринимается как средство выражения печали, задумчивости, скорби.
б3 и м6: Зеленый цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы – основа мажорного лада, лада светлого, оптимистического, жизнеутверждающего.



ГАРМОНИЯ ЗВУКОВм3 и б6: Желтый цвет, прежде всего ассоциирующий с осенью, ее грустным покоем и всем, что

Слайд 20ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
ч4 и ч5 Голубой и Синий – цвет моря, неба,

простора. Интервалы звучат таким же образом – широко, просторно.
ув4 и ум5 Фиолетовый – самые любопытные и загадочные интервалы, они звучат совершенно одинаково и различаются только по орфографии. Интервалы, через которые можно уйти из любой тональности и прийти в любую другую.


ГАРМОНИЯ ЗВУКОВч4 и ч5 Голубой и Синий – цвет моря, неба, простора. Интервалы звучат таким же образом

Слайд 21ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ
Пример 1

ГАРМОНИЯ ЗВУКОВПример 1

Слайд 22ТЕСТИРОВАНИЕ
Тест, в котором нужно сопоставить 12 звучащих интервалов

с цветом при помощи стрелок.

ТЕСТИРОВАНИЕ   Тест, в котором нужно сопоставить 12 звучащих интервалов с цветом при помощи стрелок.

Слайд 23РЕЗУЛЬТАТЫ
Всего в тестировании приняли участие 75 человек из

параллели 8-х классов. Анализ проводился на основании представленного теста (Пример 1).
Полученные результаты показывают, сколько человек верно смогли сопоставить интервалы с цветовой палитрой.

РЕЗУЛЬТАТЫ   Всего в тестировании приняли участие 75 человек из параллели 8-х классов. Анализ проводился на

Слайд 24РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 25ВЫВОДЫ
Итак, полученные результаты показывают, что увидеть и услышать

взаимосвязь музыкальных звуков и цветовой гаммы смогли малое количество учащихся. Всё-таки не зря говорят, что синестетический «цветной слух» явление довольно редкое.
ВЫВОДЫ   Итак, полученные результаты показывают, что увидеть и услышать взаимосвязь музыкальных звуков и цветовой гаммы

Слайд 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное и изобразительное искусства тесно связаны. Подобно живописи, музыка имеет свой

колорит. Изобразительное искусство, как и музыка выражает чувства, эмоции, настроение за счёт цветовой гаммы. Мелодия, звуки – это как краски художников, бывают холодные и тёплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики, как гамма, тон, оттенок, нюанс, используются для трактовки музыкальных произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕМузыкальное и изобразительное искусства тесно связаны. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка

Слайд 27ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек ориентируется на индивидуальные предпочтения, подбирает свои

цвето-звуковые соответствия. Ведь когда мы слушаем и слышим музыку, под впечатлением ее волшебных звуков у нас возникает собственное, особое видение мира. Кто-то слышит в цвете отдельные тоны - как древние греки. У кого-то, как у Римского-Корсакова, расцвечиваются тональности. Кто-то воспринимает эмоционально-цветовую палитру как звуковую краску. Это всё зависит от общего развития человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Каждый человек ориентируется на индивидуальные предпочтения, подбирает свои цвето-звуковые соответствия. Ведь когда мы слушаем

Слайд 28ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Цветной» слух является врождённым и, согласно научным данным,

не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   «Цветной» слух является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью

Слайд 29ИСТОЧНИКИ
В. В. Афанасьев, Светозвуковой музыкальный строй. М.; «Музыка», 2002 г.;
А. Бине,

К вопросу о цветном слухе, М.; 1894;
В. В. Бочков, Музыка и цвет, М.; Аст-пресс, 2000;
Википедия;
Культурно-просветительский портал «Адамант», http://www.lomonosov.org;
Космическая музыка: От Платона до Кеплера, 1992, А. В. Волошинов, Математика и музыка, http://mathemlib.ru.

ИСТОЧНИКИВ. В. Афанасьев, Светозвуковой музыкальный строй. М.; «Музыка», 2002 г.;А. Бине, К вопросу о цветном слухе, М.;

Слайд 30СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть