Слайд 1Фортепианная музыка
П.И. Чайковского
Лекция-концерт.
Автор - Синицына Людмила Николаевна, преподаватель МОУ ДОД
«ОДШИ №3» г. Братска
Слайд 2Участники лекции-концерта: учащиеся фортепианного отделения
Преподаватели: Синицына Л.Н.
Оганян Сюзанна, 3 класс
Малышева Алина,
7 класс
Манукян Лусик, 7 класс
Мазманян Офелия, 7 класс
Чайкисова З.Ф.
Лунёнок Настя, 2 класс
Чеснокова Кристина, 7 класс
Слайд 4Программа концерта
Произведения П.И. Чайковского
Манукян Лусик, «Сентиментальный вальс»
Лунёнок Настя, «Песня Жаворонка»
Оганян Сюзанна,
«Апрель. Подснежник»
Малышева Алина, «Май. Белые ночи»
Мазманян Офелия, «Октябрь. Осенняя песня»
Чеснокова Кристина, «Декабрь. Святки»
Слайд 6П.И.Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры,
опираясь на русское народное творчество и городской романс XIX века, создал классические образцы русского национального музыкального искусства. Он создал лирическую оперу, русский классический балет; его фортепианные и скрипичные концерты являются большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку. По-новому зазвучали его фортепианные миниатюры и лирические романсы.
Музыка Чайковского лирична. Основным средством выразительности является развернутая мелодия. Мелодия включает в себя и широкий напев русской народной песни и напевно-декламационную выразительность человеческой речи. Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высоком профессионально-художественном мастерстве. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, и не только в его балетах, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке. Подобно Глинке Чайковский воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского.
Чайковским было написано множество фортепианных произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100 фортепианных сочинений.
В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».
В пьесах встречаются разнообразные черты фортепианного стиля Чайковского, но главную роль играет широкая мелодия песенного склада, в которой слышатся интонации русского романса и русской народной песни.
В мировой фортепианной литературе нет произведения, в котором так гениально просто передан круговорот сменяющихся месяцев, жизни природы и людей.
Слайд 7Я помню вальса звук прелестный-
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос
неизвестный
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
В молодые годы Петр Ильич любил бывать на балах или дружеских вечеринках. При этом его практически всегда просили поиграть на фортепиано свои пьесы. В то время любимыми были вальсы. Чайковский написал много вальсов. Вальс есть в 5 и 6 симфониях, в опере «Евгений Онегин», в балетах «Спящая красавица» и «Щелкунчик», в форт-ном цикле «Времена года»(апрель, декабрь).
«Сентиментальный вальс» был сочинен в 1882г. И посвящён милой женщине, гувернантке в семье друга Г.П. Кондратьева. Но не стоит искать связь музыки вальса с посвящением. Если вслушаться - она расскажет о другом. Уже в возрасте 30-40 лет Чайковский грустил о приближающейся старости, печалился о прошедшей молодости. Эти настроения и воплощены в «Сентиментальном вальсе». Основная тема как раз выражает чувство спокойной грусти. Вторая часть- воспоминание о прошлом, словно в памяти героя этой маленькой поэмы всплыли картины бала, на котором он когда то вальсировал. В музыке появляется звучания, напоминающие духовой оркестр, играющий на балу. Музыка становится бравурной, размашистой. Воспоминания взволновали героя и появляется эпизод, полный взволнованной порывистости… Однако, это было давно и опять звучит мелодия сентиментальной грусти, сожалений о прошедшем.
Слайд 8И Петербург и Москва представляли собой огромные концертные города, где вечерами
из окон можно было слышать музыку: играли трио, квартеты, дуэты, рояли, скрипки, виолончели. Это были первые шаги к созданию первого из самых музыкальных народов мира.
Музыкальное образование в те годы было обязательным, необходимым и серьезным. И в гимназиях и домашнему музицированию обучались сотни тысяч мальчишек и девчонок. И появилась «индустрия», поставляющая музыкальный материал. Все это печаталось огромными тиражами в журналах, во вкладышах. К сожалению, появлялось очень много «низкопробной», «непрофессиональной» музыки. В 1875 году Николай Матвеевич Бернард - редактор, владелец журнала «Нувеллист» обратился к своему любимому композитору П.И. Чайковскому с предложением написать 12 пьес к 12-ти месяцам года. Произошло событие революционное в области музицирования. И Чайковский понимая, что это будет журнал для огромного количества людей, что это будут играть гимназисты и гимназистки, он подумал о том, что это должно быть доступно. Николай Матвеевич был не только большим ценителем музыки Чайковского, но и русской поэзии. Он предписал каждому произведению стихи. И перед каждой пьесой есть фрагменты, цитаты из поэзии.
Слайд 10«Песня жаворонка»
Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю
певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка. У Чайковского есть две пьесы, имитирующие пение жаворонка. Кроме данной, пьеса с таким же названием имеется в «Детском альбоме», и трудно удержаться от соблазна сопоставить их. «Песня жаворонка» из «Детского альбома» — это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым, радостным настроением; лишь в средней части пьесы появляется налет грусти. Вся музыка построена на звукоподражании птичьему щебету — тема, весьма распространенная в музыке всех эпох. Достаточно назвать «Жаворонка» М. Глинки, «Соловья» А. Алябьева, «Весну» из цикла концертов «Времена года» А. Вивальди, «Перекликание птиц» Ж. Ф. Рамо, изображение кукушек — от Л. Дакена до «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена, голос Птички во II действии оперы Р. Вагнера «Зигфрид»… Примеры можно приводить до бесконечности. У Чайковского было особое отношение к цветам. Любимый цветок ландыш с его тонким ароматом вызывал у него слезы.
Слайд 12«Подснежник» Апрель
«Идея роста в ускоренной съёмке». Подснежник - так называются растения,
которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства.
Слайд 14«Белые ночи» Май
Белые ночи - так называются ночи в мае на
севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Начинается с «гуслярных переборов» широко, что придает вступлению ощущение былинности. И казалось музыка должна пойти по- другому пути - все светлее и светлее, но... Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер .Быстрая смена состояния- характерная особенность Чайковского. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.
Слайд 16«Осенняя песня». Октябрь
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие
писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветии. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. У всех гениев, обращавшихся к теме осени получались шедевры. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. Полное одиночество, вдвоем с тишиной. И вспоминаем, что Чайковский был меланхолик. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но Третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.
Слайд 18«Святки». Декабрь
Святки - время от Рождества до Крещенья. На святки ходили
ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Заключительная пьеса цикла - “Святки” - имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки. Это просто «зимняя сказка».
Слайд 21Отзыв на лекцию
14 апреля 2014 года мы с учениками художественного отделения
посетили лекцию-концерт о П.И.Чайковском, подготовленную и проведенную преподавателем фортепианного отделения Синицыной Людмилой Николаевной.
Людмила Николаевна интересно рассказывала о Чайковском как о человеке и великом русском композиторе. Мы узнали интересные факты творчества, о личности композитора, его характере, жизни. Много было рассказано о чувствах композитора, которые отображены в музыке.
Ученики класса Людмилы Николаевны играли произведения Чайковского, и перед каждым музыкальным номером ребята ещё и слушали небольшие стихотворные цитаты, подобранные к звучащей музыки. Нам очень понравилось исполнения из цикла «Времена года». Дети получили большое удовольствие и знание.
Нам очень понравилась творческая, дружелюбная атмосфера лекции - концерта и мы надеемся на новые встречи.
С уважением преподаватели «ОДШИ №3» художественного отделения
Тетюхина Л.В.
Васильева А.В.
Федотова О.С.