Презентация, доклад на тему Особенности развития одаренности ребенка средствами искусства(5 класс)

Содержание

ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКАОдаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению

Слайд 1ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Слайд 2ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Одаренность - это

системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (А. И. Савенков).

Три категории одаренных детей.
Первая - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
Вторая - дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности. (юные музыканты, художники, математики, спортсмен. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.)
Третья - дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»)

ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКАОдаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество

Слайд 3Виды одаренности

Виды одаренности

Слайд 7Общеинтеллектуальная одаренность выражается
необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием

умственной деятельности;
высокой любознательностью и исследовательской активностью;
способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;
большим словарным запасом, сопровождающимся сложными синтаксическими конструкциями, а также умением ставить вопросы;
повышенной концентрацией внимания на чем-либо, упорством в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Общеинтеллектуальная одаренность выражается необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности; высокой любознательностью и исследовательской

Слайд 9Возрастно-психологические особенности развития одаренности ребенка-дошкольника
Ранние этапы развития

(до 2-3 лет) характеризует высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д.

К 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному.

С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.

Возрастно-психологические особенности развития одаренности ребенка-дошкольника    Ранние этапы развития (до 2-3 лет) характеризует высокая сензитивность

Слайд 10 Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства,

особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

В музыке - до 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое.

Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее –

Слайд 11КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
… под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент

способностей…. данный компонент в значительной мере определяет как конечный итог (предел), так и индивидуальный темп развития.

… иной аспект проблемы одаренности, — мозг человека с его способностью к творчеству — величайший дар природы и в этом смысле «одаренность» предстает перед нами уже не как «исключительность», а как «потенциал», имеющийся у каждого «дар»…

Отсюда - две глобальные, вырастающие из одного корня, задачи:
- разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;
- разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

Каждая из задач делится на четыре частных проблемы:
- концепция одаренности;
- выявление уровня одаренности (психодиагностика);
- прогнозирование развития;
- теории, технологии и методики воспитания, обучения и развития творческого потенциала личности.

… каждая последующая не может быть решена без предыдущей.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ… под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей…. данный компонент в значительной мере

Слайд 15 Самореализация - один из основных факторов возникновения

и развития творческих способностей, без которых, в свою очередь, она сама не может состояться.
В основе самореализации лежит психический рост и созревание человека, его желание стать тем, кем он может стать, пробуждение и проявление его скрытых возможностей, в первую очередь творческих.
Выделяемые факторы, обуславливающие самореализацию, проецируются и на условия, необходимые для развития творческого потенциала личности. Среди них:
-безусловное позитивное отношение со стороны окружающих, доверие;
-удовлетворение потребности в безопасности, уверенности в будущем;
-благоприятная социальная ситуация развития (положение ребенка в семье, условия воспитания);
-удовлетворение потребности в привязанности, любви, дружбе;
-самоуважение, положительная «Я – концепция»;
-самопознание, степень открытости своему опыту переживаний;
-стремление к удовлетворению когнитивных и эстетических потребностей, потребности знать и понимать;
-успехи и достижения личности в различных видах деятельности;
-способность к самоорганизации и саморегуляции;
-познание других людей и установление взаимоотношений с ними, искренность и открытое диалогическое общение. (А. Маслоу и К. Роджерс)
Самореализация - один из основных факторов возникновения и развития творческих способностей, без которых,

Слайд 16 Творческая активность, связана со способностью личности к

самодвижению, самоизменению и саморазвитию.

«Быть активным – значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми – хотя и в разной степени – наделен каждый человек. Это значит обновляться, расти, изливаться, любить, вырываться из стен своего изолированного «Я», испытывать глубокий интерес, стремиться к чему-либо, отдавать» (Э.Фромм).
«…творчество является активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы» (Д.Б. Богоявленская )

Характерным свойством ее является готовность человека к действию, к поиску и созданию творческого результата, желание пробовать и осваивать, не боясь риска ошибки, новые, незнакомые средства и способы воплощения замысла. Такое состояние проявляется в ситуации, когда для реализации мотивации недостаточно уже имеющихся материалов, личностных свойств и качеств. Активно-поисковая деятельность изменяет характер творческой активности в зависимости от содержания и вида деятельности, это предполагает и изменение доминирующих творческих компонентов.
Творческая активность, связана со способностью личности к самодвижению, самоизменению и саморазвитию.

Слайд 17 Мотивация - желания и потребности, устремления и

притязания личности, ее интересы. Имеется в виду не то, как человек действует, а то, ради чего он совершает свои действия и поступки.

Три типа мотивации:
1. Мотив достижения, связанный с положительной оценкой, ожиданием похвалы, желанием угадать беспроигрышный вариант решения.
2. Познавательный мотив, подразумевающий пополнение багажа знаний (в том числе и о собственных возможностях), заинтересованность в творческом процессе, а не в достижении успеха.
3. Мотив самосовершенствования, самоактуализации.

Устойчивые, доминирующие мотивы определяют направленность личности.
Мотивация - желания и потребности, устремления и притязания личности, ее интересы. Имеется в

Слайд 18ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Интегративные личностные характеристики

Любопытство (познавательная потребность) – всепоглощающая жажда интеллектуальной стимуляции и новизны.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных и мн. др.).
Сверхчувствительность к проблемам - способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают.
Проявляется в способности выявлять и ставить проблемы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления;
от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас — одновременно результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) "строить" сложные синтаксические конструкции, в характерном, для одаренных детей, придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке — производное (результат) критического мышления, предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Обеспечивает возможности: самодостаточности, самоконтроля, уверенности в себе, в своих способностях и решениях. Все это создает почву для неконформности, самостоятельности.
Проявляется в способности объективно характеризировать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКАИнтегративные личностные характеристики    Любопытство (познавательная потребность) –

Слайд 19Характеристики сферы умственного развития

Оригинальность мышления -

способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности.
Гибкость мышления - способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Устанавливать между этими явлениями (объектами, процессами) ассоциативные связи.
Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем.
Продуктивность или "беглость мышления" - способность генерирования большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству продуктов деятельности.
Способность к анализу и синтезу. Анализ — линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез — напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру.
Проявляется при решении логических задач и проблем.
Классификация и категоризация — объединение единичных объектов в классы, группы, категории.
Проявляется в самых разных видах деятельности ребенка. Например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.
Высокая концентрация внимания: а) высокая степень погруженности в задачу;
б) возможность успешной "настройки" (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.
Память. Преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.
Характеристики сферы умственного развития     Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся

Слайд 20Характеристики сферы личностного развития

Увлеченность содержанием задачи.

Многие исследователи считают увлеченность содержанием задачи — ведущей характеристикой одаренности.
Проявляется в деятельности и поведении ребенка.
Перфекционизм - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.
Нонконформизм характеризует степень самостоятельности и независимости ребенка — качеств, необходимых и юному и взрослому творцу.
Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, в стремлении действовать и поступать не традиционно, оригинально.
Лидерство - доминирование в межличностных отношениях.
Часто является результатом интеллектуального превосходства.
Соревновательность — склонность к конкурентным формам взаимодействия.
Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.
Широта интересов - разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка.
Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.
Юмор. Является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.
Характеристики сферы личностного развития     Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают увлеченность содержанием задачи

Слайд 21Оценивается "методом полярных баллов«

Каждую характеристику

потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале. Но будьте внимательны! Оцениваем не так, как принято в школе:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Оценивается

Слайд 22Лист оценок:
(интегративные характеристики)
1) любопытство;
2) сверхчувствительность;
3) способность к прогнозированию;
4)

словарный запас;
5) способность к оценке.

Лист оценок:
(сфера умственного развития)

1) оригинальность мышления;
2) гибкость мышления;
3) продуктивность;
4) способность к анализу и син­тезу;
5) классификация и категориза­ция;
6) высокая концентрация вни­мания;
7) память.

Лист оценок:
(сфера личностного развития)

1) увлеченность содержанием задачи;
2) перфекциониэм;
3) нонконформизм;
4) лидерство;
5) соревновательность;
6) широта интересов;
7) юмор.

Лист оценок:(интегративные характеристики)1)  любопытство;2)  сверхчувствительность;3)  способность к прогнозированию;4)  словарный запас;5)  способность к

Слайд 23Как подвести итоги.
Для того чтобы результаты нашей

диагностической работы были более наглядны, воспользуемся несложным графическим вариантом их представления. Для каждой группы характеристик сделаем заготовку так, как показано на рисунке 1.
Реальный ребенок при объективном оценивании в большинстве случаев дает неправильный многоугольник. Примеры можно увидеть на рисунке 2.
Если вы получили неправильный многоугольник — это говорит о вашей объективности, и, кроме того, это индивидуальное сочетание уровней развития отдельных характеристик как раз и образует ту неповторимую картину, которую называют "портретом личностного потенциала ребенка". В этой связи понятно, что то, что один портрет не похож на другой портрет или идеал — это нормально.
При этом следует иметь в виду, что у одних способностей есть свойство компенсировать недостаточное развитие других (например, относительно невысокая продуктивность вполне может быть компенсирована оригинальностью и гибкостью мышления).
Теперь известны направления вашей дальнейшей педагогической работы — вы знаете, какие качества хорошо развиты, а какие требуют повышенного внимания с вашей стороны.
Как подвести итоги.    Для того чтобы результаты нашей диагностической работы были более наглядны, воспользуемся

Слайд 24"Сколько групп можно составить из слов: яблоко, клен, слон, дуб, мышь,

самолет, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль"*

трио, скрипка, звук, тон, баян, дирижёр, фортепиано, квартет, труба, мелодия, хор, певец, музыкант, ритм


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть