Слайд 1Инструментальная музыка
Образы камерной музыки Фридерика Шопена
Слайд 2Содержание инструментальной музыки
Все искусства имеют единую основу – жизнь. Пока жив
человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть добро и зло, любовь и ненависть, мир и война. Отношение к этим вечным темам воплощается в художественных образах музыки и театра, изобразительного искусства и литературы. Каждый из видов искусства живет по своим законам.
Слайд 3По способу исполнения музыкальные произведения разделяются на вокальные и инструментальные.
По условиям
и месту исполнения и восприятия – на камерные и симфонические.
Слайд 4Камерная музыка ( от латинского слова camera - комната), начиная с
16 века предназначалась для домашнего музицирования. Позднее стала звучать в концертных залах.
Симфоническая музыка звучит в концертных залах.
Слайд 5Инструментальная музыка бывает программной и непрограммной.
К программной музыке относятся произведения, имеющие
сюжет или образ, раскрывающийся в названии.
Непрограммная музыка – квартеты, квинтеты, сонаты, симфонии, концерты и т.д.
Слайд 6Примеры программной музыки
Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк», сюита «Картинки с
выставки» М.Мусоргского, сифмоническая картина «Море» К.Дебюсси.
Слайд 7Способы развития в инструментальной музыке.
Сходство и различие ( повтор и контраст).
Повтор
интонаций, тем, ритмических фигур создает ощущения ясности и гармонии.
Контраст – столкновение, сопоставление разных образов.
Слайд 9Ф.Шопен был одним из величайших пианистов мира, импровизатором, сочинявшим музыку в
процессе игры.
Полонез ля-мажор стал музыкальным символом Польши.
Очень часто звучат Вальсы и Мазурки Шопена, которые в его творчестве уже не являются музыкой для танцев. Это глубокие по содержанию инструментальные произведения.
Слайд 1024 прелюдии
Ф.Шопен написал цикл пьес для фортепиано 24 прелюдии. Прелюдия –
эта короткая пьеса, раскрывающая один образ.
Послушайте Прелюдии и ответьте на следующие вопросы
Какой в этой музыке принцип развития – контраст или сходство (есть повторы тем, разные темы или нет )?
Какой жанр в этих Прелюдиях – песня, танец, марш?
Слайд 11Вдали от Родины
Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим
пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. «Нет у меня сил назначить день отъезд; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там где жил».
Слайд 12На прощальном вечере, устроенном друзьями, двадцатилетнему Шопену преподнесли серебряный кубок с
польской землей, который он хранил в знак верности своей Родине.
Когда из Польши пришла весть о народном восстании, он хотел прервать гастроли и вернуться на Родину. Однако его родные и друзья отговорили его от этого шага.
Слайд 13«Я проклинаю час отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется…
В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».
Как творческий отклик на проходившие в Польше события 1831 года, появились такие сочинения Шопена как Этюд №12 «Революционный», и Прелюдия №24.
Слайд 14Какой образ возникает у тебя когда ты слушаешь эти произведения? Что
напоминает мелодия: эпическое повествование, взволнованный рассказ, драматическую декламацию?
Слайд 15гнев
возмущение
Героический порыв
отчаяние
восторг
радость
счастье
возмущение
восторг
природа
волнение
Поэтическая речь
драма
лирика
героика