Слайд 1
Выполнила:
Учитель музыки
Талыбова Айлин Акимовна
2018
Музыкальное образование в семье
Слайд 2Актуальность исследования:
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность
приобретает процесс музыкального воспитания и образования ребенка в современной российской семье.
Слайд 3Объект: процесс музыкального воспитания и образования ребенка в современной российской семье.
Предмет: стратегия и
тактика современной российской семьи в сфере музыкального воспитания и образования ребенка.
Слайд 4Гипотеза исследования:
Взаимодействие ДОУ и семьи будет эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические
условия:
- повысить педагогическую грамотность родителей;
- обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи, проявляющееся в активном участии родителей в образовательном процессе.
Слайд 5Цель исследования:
Целью исследования является теоретическое обоснование стратегии и тактики современной российской семьи
в сфере музыкального воспитания и образования ребенка.
Слайд 6Задачи исследования:
1. Выявить музыкально-образовательные стратегии современной российской семьи, обусловленные особенностями действующей
системы музыкального образования.
2. Определить внутрисемейные и надсемейные условия, обеспечивающие успешность реализации в семейном воспитании ребенка музыкально-образовательного направления.
3. Теоретически обосновать вариант семейного воспитания, ведущим компонентом которого является обучение ребенка музыке в учреждении дополнительного образования, трактуя его как самобытную модель семейного воспитания ребенка с приоритетом музыкально-образовательного направления.
4. Выявить объединяющую роль модели семейного воспитания ребенка с приоритетом музыкально-образовательного направления для семей разного типа, обосновать вариативность и многофункциональность данной модели.
5. Выявить в практике семейного воспитания варианты реализации модели семейного воспитания с приоритетом музыкально-образовательного направления,
Слайд 7Методы исследования:
1. Анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов
2. Беседа
3.
Анкетирование
4. Наблюдение
5. Эксперимент
Слайд 8Основные понятия:
Семья, семейные традиции,
Музыкальное образование,
Музыкальное воспитание,
Музыкальные способности.
Слайд 9Музыка в жизни человека
Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет
искусство и, в частности, музыкальное. О воздействии музыки на человека говорилось во все времена. Музыка играет в жизни человека важную роль. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на человека. животных, растений.
Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности.
Слайд 10Значимость музыки для ребенка
Музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания
окружающего мира.
Музыкальное воспитание оказывает существенное позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение.
Слайд 11Семья
Семья - первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно
влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше - примером, поступками, действиями, увлечениями - отношением к окружающему. Воздействует независимо от того, привлекают ли родители сознательно внимание детей ко всему этому или пускают их «на самотёк». Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке.
Слайд 12Музыкальная культура детей начинается с первого года жизни и до трёх
лет формируется в процессе общения со взрослыми, прежде всего с родителями. Важную роль здесь играет общение ребёнка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи и пения являются важнейшими средствами приобщения ребёнка к музыке, формирования у него устойчивого заинтересованного отношения к музыкальному искусству.
Слайд 13виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста:
Слушание музыки
Пение.
Музыкально-ритмическая деятельность
Игра на детских музыкальных
инструментах
Музыкально-дидактические игры
Творческая деятельность
Слайд 14Основные направления музыкального образования
1. Расширение музыкального кругозора.
2. Воспитание мировоззрения и моральных
качеств.
3. Воспитание воли и характера.
4. Воспитание интереса к творческому труду и умения работать.
5. Воспитание актуальности и дисциплины.
6. Воспитание изящества и благородства жестов и осанки.
7. Воспитание уважения к старшим и чувства товарищества.
8. Воспитание культуры речи.
Слайд 15Формы работы с семьей
Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей:
- Массовые;
-
Групповые;
- Индивидуальные.
Слайд 16Основные задачи музыкального воспитания детей в семье :
обогатить духовный мир ребенка
музыкальными впечатлениями,
вызвать интерес к музыке,
передать традиции своего народа,
сформировать основы музыкальной культу
развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);
способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Слайд 17Экспериментальная база исследования:
МБДОУ №445 «ёлочка» г. Н.Новгород
Слайд 18Цель проводимого исследования:
Анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье,
выявления уровня компетентности
родителей в вопросах музыкального воспитания,
готовности родителей к сотрудничеству,
проведения анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье
проведести анкетирование родителей.
В опросе участвовало 53 человека.
Слайд 19Выводы.
Всего 24% родителей когда-то занимались музыкальными видами деятельности. Хотя 100% родителей
не считают музыку пустой забавой, всё же в 31% случаев она не занимает в их жизни значительное место. Однако считают, что развивать музыкальные способности детей нужно как в детском саду, так и в семье – 92% родителей.
Большинство родителей дали положительные ответы: «да» или «почти всегда» – 75%. 38% детей любят устраивать для родителей домашние концерты, используя музыкальный материал, выученный в детском саду.
Слайд 20Анализ ответов родителей показал, что у большинства из них есть желание
сделать всё необходимое для музыкального развития своего ребёнка. Но для этого им необходима помощь педагогов: консультации (48%), практические занятия (30%), подбор литературы по этому вопросу (12%). 98% родителей готовы к сотрудничеству с детским садом!
Слайд 21 Формы и методы участия родителей в учебно-воспитательной работе ДОУ
с учетом их личных способностей и умений:
индивидуальные беседы и консультации,
дни открытых дверей,
анкетирование,
тематические родительские собрания,
слайдовые презентации,
информационный уголок для родителей «Советы музыкального руководителя»,
фоторепортажи,
выставки книг по художественно – эстетическому воспитанию,
музыкальные концерты,
совместные праздники родителей с детьми,
выставки музыкально – дидактических игр для родителей,
выставка совместных работ педагогов и воспитанников, родителей и детей,
музыкальный КВН,
конкурсы (на лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками, на лучшую частушку и др.).
Слайд 22Совместные праздники родителей с детьми.
выпускной.
Слайд 23В работе с родителями выделили основные цели и задачи взаимодействия:
1. Изучение
семьи – её музыкально – индивидуальных возможностей и интересов, с целью обеспечения дифференцированного подхода в работе с семьей.
2. Повышение музыкальной культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в музыкально-педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.
4. Совместное создание музыкальной предметно – развивающей среды в детском саду и дома.
Слайд 24Работа по привлечению родителей к участию в музыкальном воспитании детей предполагает несколько
этапов:
Знакомство с родителями – на данном этапе устанавливаются доверительные отношения.
Педагогический мониторинг (знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами) - на данном этапе проводится анкетирование родителей и диагностика детей.
Формирование установки на сотрудничество – знакомство родителей с результатами диагностирования детей, выявление проблем и определение путей их решения.
Педагогическая поддержка и помощь – проведение групповых и индивидуальных консультаций, разработка рекомендаций, организация выставок совместного творчества.
Организация совместных мероприятий – привлечение родителей к участию в различных видах деятельности совместно с детьми.
Слайд 25Заключение
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых
по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Цель – воспитывать будущих созидателей жизни, так как каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Слайд 26Литература.
1.Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского
сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С. 66-70.
2.Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С. 52-58.
3.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. - 2002. - №4. - 66 с.
4.Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
5.Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. - С. 82-92.
6.Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. - М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. - 320 с.
7.Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие / М.П. Боброва. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. - С. 48-57.
8.Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
9.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
10.Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под.ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1979. - 192 с. .ГладковаЮ.А. О роли отца в семейном воспитания