Слайд 1Презентация
на тему:
ДЕТСКАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ
Слайд 2Что такое одаренность?
Толковый словарь под редакцией
С.И. Ожегова объясняет слово «одаренность» следующим образом: «Тот же, что талантливый…»
Талантливый – это человек, обладающий врожденными качествами, особыми природными способностями.
Слайд 3По степени одаренности выделяют три группы детей:
1. Сверходаренные дети
– гении (один человек на каждые десять тыс.);
2. Высокоодаренные – талантливые (2-3% численности населения);
3. Одаренные (15-20%).
Слайд 4К умственно отсталым детям, по разным данным, относят около 2- 5%.
Остальные
дети входят в пределы нормы, что составляет около 70%.
Слайд 5Музыкально одаренный ребенок
Как правило, у таких детей вырабатываются свои музыкальные предпочтения,
формируются свои приоритеты;
Некоторые произведения им нравятся и они готовы их слушать снова и снова, а к другим они равнодушны;
Слайд 6Основные признаки музыкальной одаренности у детей начинают проявляться с раннего возраста:
Проявление
музыкальной впечатлительности и отзывчивости на музыку;
Попытки пения;
Двигательная реакция на музыкальный ритм;
Предпочтения одного музыкального произведения другому.
Слайд 7 Многочисленные примеры жизни
и творчества известных музыкантов убедительно показывают, сколь мощное воздействие оказывают детские впечатления на их мироощущение и творчество. Это отчетливо прослеживается при изучении биографий и творчества В.А. Моцарта, М.И. Глинки, А.П. Бородина, Б. Бартока, С. Прокофьева, С. Стравинского.
Слайд 8
Под музыкальной способностью понимают такое восприятия и видения мира, когда
все впечатления от окружающей действительности у человека имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов.
Слайд 9В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями обычно подразумевают:
1. Музыкальный слух;
2.
Чувство ритма;
3. Музыкальная память.
Слайд 10Профессор Б.М. Теплов отмечает, что музыкальная одаренность не сводится к сумме
способностей, её составляющих, а представляет новое качество, включающее, например, общие творческие способности личности. Её невозможно понять без учета целого ряда психологических качеств более общего характера, относящихся к интеллектуальной, эмоциональной, характерологическим сферам и т.п.
Слайд 11Г. Вильсон, обобщив результаты многих исследований, отмечает, что музыкальные способности проявляются
вне связи с общими интеллектуальным уровнем, как его оценивают стандартные тесты.
При этом есть небольшая корреляция между музыкальной одаренностью и высоким интеллектом, однако, в целом музыкальный талант в значительной степени независим от других способностей.
Слайд 12Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
1. Эмоциональный отклик на
музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;
2. Способность к переживанию в форме музыкальных образов;
3. Способность к творческому восприятию музыки;
4. Музыкальных слух – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;
5. Ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;
6. Чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
Слайд 13
Рекомендуемые методы, применяемые для развития музыкальных способностей:
1. Метод наблюдения за
музыкой;
2. Метод сопереживания;
3. Метод моделирования художественного творческого процесса;
4. Метод интонационно стилевого постижения музыки.
Слайд 14Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватель должен понимать, что музыкальная
одаренность специфична, во-первых учитель должен уметь распознать музыкальные и творческие способности ребенка, которые часто прячутся за его недисциплинированностью или странностью, во-вторых, учитель должен правильно оценить возможности ребенка и помочь ему развивать его творческие способности.