Слайд 1МУЗЫКАЛЬНАЯ И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
ВЕНГРИИ
Автор презентации:
Калабун Алена Витальевна,
преподаватель МБУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ
Слайд 2
Венгрия – одно из наиболее любимых туристами государств Центральной Европы. Страна отличается
колоритной пестрой национальной культурой,
Слайд 3Венгрия находится в Центральной Европе, на Среднедунайской равнине. Это значит, что
большая часть территории Венгрии имеет равнинный рельеф. На севере Венгрии находится горный массив Матра.
Слайд 4Через всю территории Венгрии с севера на юг протекает река Дунай.
Столица
Слайд 7В конце IX века территорию современной Венгрии заселили мадьяры (венгры)
Большинство ученых
полагают, что родина современных венгров находится где-то в Западной Сибири. Эта теория подтверждается тем, что венгерский язык относится к угорской группе, входящей в уральскую языковую семью. Т.е. венгерский язык похож на финский и эстонский языки.
Слайд 8НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ВЕНГРИИ
Венгерский женский народный костюм состоит из короткой и
очень широкой юбки, одеваемой на пышный подъюбник, сделанный из нескольких юбок.
В ансамбль входили вышитые короткие рубашки с широкими рукавами, но также, были и длинные рубашки, поверх которых одевается яркий пруслик (безрукавка) из бархата. Безрукавка, плотно прилегающая по талии, напоминающая мужской жилет. Также женщины Венгрии носили пендей - нижнюю юбку, сшитую из полотна, обертывали куском цветной шерстяной тканью и укрепляли ее на талии поясом из шерсти. Одежду украшали шнуровкой, вышивкой и металлическими петельками и поверх юбки надевали фартук – обязательный атрибут костюма. На голову повязывали платки, и надевали чепцы различной формы. Девушки украшали голову разнообразнее: широкой пестрой лентой, украшенный бусами и стеклярусом особый твердый обруч
Слайд 9МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ВЕНГРИИ
Состоит из семи основных элементов.
Длинные рубахи до колен
с широкими развевающимися рукавами, как правило, белого цвета. На севере и западе страны рубашки шили короткими.
Штаны – широкие холщовые на западе или узкие суконные на востоке.
Жилеты в современном варианте укорочены до талии, чаще всего они черные, с цветочной вышивкой, золотыми нитями.
Губа – так называлось длинное пальто простого покроя, его набрасывали на плечи.
Сюр напоминал плащ и тоже использовался как накидка с зашитыми рукавами-карманами.
Высокие черные сапоги, известные как бочкоры, можно увидеть в народном костюме Венгрии чаще всего. Не обходится и без сплетенных из березовой коры лаптей, закрепленных на ноге с помощью тряпок и кусков кожи.
Головной убор – соломенные или войлочные шляпы различной формы: широкополые, цилиндрические с закрученными кверху полями.
Слайд 10МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВЕНГРИИ
Среди старинных национальных музыкальных инструментов Венгрии можно выделить духовные:
волынку, которая представляет собой резервуар, который наполняется воздухом. Сам резервуар делался из телячьей или козьей шкуры, Снизу прикрепляли две игральные язычковые трубочки.
Свирель представляла собой простую деревянную дудку,
Цимбалы -очень похожи на русские гусли. В конструкции имеют плоский деревянный корпус неправильной формы. В зависимости от размеров цитры на лицевой стороне было натянуто от 30 до 45 струн.
Слайд 11В настоящее время народ Венгрии больше используют другие музыкальные инструменты, которые
хорошо известны в странах Европы: кларнет, аккордеон и особенно скрипку.
Слайд 12
Венгрия – это страна танцев и музыки. В XVII–XVIII веках народная
венгерская музыка ассоциировалась с цыганской. Многие исполнители выступали в смешанном, венгерско-цыганском стиле. Следствием такого смешения явилось музыкальное направление – вербункош.
Слайд 13ВЕРБУНКОШ
Вербункош жанр венгерской танцевальной музыки, появившийся во второй половинеXVIII века, а также стиль венгерской инструментальной музыкиконца XVIII — начала XIX века В основувербункоша л - мужской танец «вербунк»
ВЕРБУНКОШ — венгерский мужской танец в сопровожденииструнного ансамбля; первоначально связан с вербовкой новобранцев. Его исполняли на пунктах вербовки и на проводах в армию.
Слайд 14ПАЛОТАШ
Палоташ - венгерский танец, возникший из вербункоша.
Палоташ предназначался для исполнения
на балах и торжественных мероприятиях ("палота" в переводе с венгерского означает "дворец"). Поэтому он был более умеренным и сдержанным, но тем не менее все еще быстрым и живым. Возникновение чардаша и палоташа также датируется серединой-концом XVIII века
Слайд 15ЧАРДАШ
Чардаш – один из наиболее популярных венгерских танцев, известный далеко за
пределами Венгрии.
Название танца происходит от венгерского слова «csárda», что в переводе означает «трактир», «постоялый двор», «харчевня». Существуют различные мнения по поводу происхождения чардаша. Одни считают, что этот танец произошел от венгерского народного танца вербункош, другие родоначальником чардаша считают танец гайдуков.
Слайд 16Танец чардаш по составу исполнителей принадлежит к смешанным: его танцуют и
мужчины и женщины. В танце наблюдается, обычно, две части: широкая лирическая и быстрая зажигательная. Музыкальный размер чардаша двудольный: 2/4 и ли 4/4. Для чардаша свойственны технически сложные синкопированные движения, быстрые сложные хлопушки, прыжки. Исполнители собранные, подтянутые, корпусу свойственно горделивое положение, в движениях чувствуется скрытый темперамент.
Слайд 17Сценическая форма «чардаша» делится на две части.
Первая часть — широкая, медленная,
вторая — быстрая, темпераментная.
Первой части свойственны сдержанность, певучесть, лиричность, второй — жизнерадостность, задор, преобладание виртуозной техники, особенно у мужчин. Есть «чардаши», в которых медленную часть исполняют женщины, быструю часть исполняют мужчины, и заканчивается танец парными движениями, в которых много вращений парных и женских.
Слайд 18Ференц Лист
«Венгерская рапсодия»
У истоков академической музыки страны стоял композитор Ференц
Лист. В числе его композиций, посвященных Венгрии, можно выделить такую новаторскую для того времени работу, как «Венгерские рапсодии».
Слайд 19Иоганес Брамс
«Венгерские танцы»
«Венгерские танцы» Брамса – одно из самых популярных
и эффектных сочинений композитора. Их появление связано с творческим союзом Брамса и венгерского скрипача Э.Ременьи. Выступая с Ременьи в качестве его аккомпаниатора, Брамс проникся красотой венгерских национальных мелодий, входивших в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в творчестве Брамса – в его знаменитых «Венгерских танцах» , где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.
Слайд 20Витторио Монти
Витторио МОНТИ (1868-1922) – итальянский скрипач и композитор, известный в свое
время преподаватель игры на скрипке и мандолине, автор знаменитого «Чардаша», написанного по мотивам мелодий венгерских народных танцев. Родился в Неаполе, Италия, учился там в Консерватории В 1900 году стал дирижером в музыкальном концертном зале «Париж-Концерт»
Слайд 21Петр Ильич Чайковский
Венгерский танец из балета «Лебединое озеро»
Многие мотивы чардаша
можно встретить в произведениях известных композиторов . Например в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро» композитор органично вплел элементы этого танца.
Слайд 22Делиб Венгерский танец из балета «Копеллия»
Слайд 23Имре Кальман
Оперетта «Сильва»
Чардашу посвящена и «Сильва», самая известная из оперетт,
написанных Имре Кальманом. Другое название этого произведения – «Королева чардаша».
Слайд 24
Помимо Венгрии, наибольшее распространение описываемые танцы получили в регионах, наиболее близких
к исторической родине вербункоша: Словакии, Хорватии, Словении, Моравии и Трансильвании. В этих областях можно увидеть эти танцы и по сей день.