Слайд 1Работу выполнили
учащиеся 6в класса гимназии №9
Нуриева Ксения и Пивоварова
Алина;
Руководитель – учитель музыки
Слепова Наталия Владимировна
26.04.2017
Слайд 2Цель исследования
Изучить роль музыки в советских кинофильмах.
Слайд 3Задачи исследования
познакомиться с историей советского кинематографа, с отечественными композиторами, создававшими
киномузыку;
изучить классификацию музыки в кинофильмах;
раскрыть значение песенного жанра в кино;
исследовать взаимосвязь музыки и кино;
проанализировать результаты анкетирования;
на основе полученных результатов исследования сделать выводы.
Слайд 4Гипотеза- музыка является неотъемлемой и важнейшей частью советского кинематографа.
Объект исследования –
музыка в советских кинофильмах.
Предмет исследования – отечественные кинофильмы.
Слайд 5Методы исследования
изучение литературных источников и интернет – ресурсов;
прослушивание аудиозаписей,
просмотр видео – фрагментов;
анкетирование школьников 12-14 лет;
анализ полученных сведений и знаний, а также результатов анкетирования.
Слайд 6Актуальность исследования
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно
откроет вам целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Дмитрий Шостакович
Слайд 7Немое кино. Профессия - тапёр.
Понятие кинематограф появилось впервые в его французском
варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер (братья Люмьер).
Первый кинематограф был «немым кино», т.е. не имел звукового сопровождения. Так благодаря чему, кинематограф начала 20 века стал массовым явлением в истории, что сопровождало немой кинофильм во время его показа, и кто такой тапёр?
Слайд 8Популярности немого кино во многом способствовали такие артисты как Макс Линдер,
а чуть позже и Чарльз Чаплин.
Конечно, феномен Чарли Чаплина — самый яркий пример. К 1917 году, трудно было найти уголок на планете, где не знали бы бродяжку Чарли.
Слайд 9Немое кино никогда не смотрели в тишине! С самого начала появления
кино, появилась и профессия тапёра. Тапёр — пианист, от художественного вкуса и мастерства которого, во многом зависит то впечатление, которое произведёт на вас сам фильм. Необходимо отметить, что от тапёра требовалось искусство импровизации, поэтому, по-настоящему талантливый тапёр никогда не играл одно и то же дважды. Конечно, не только фортепианная музыка сопровождала кинопоказы. Не счесть всех вариантов и разновидностей оркестров, ансамблей и шумовых бригад, которые занимались звуковым оформлением кинофильмов.
Слайд 10Звуковое кино. Первое звуковое кино в СССР.
В начале 30-х годов в
результате достижений советских и иностранных специалистов кино стало звуковым.
Как и во всех областях человеческой деятельности, более совершенная техника побеждала менее совершенную: техника звукового кино, позволявшая отражать действительность в формах, более ярких и более близких к формам самой жизни и наших представлений о ней, постепенно оттесняет технику кино немого. Несмотря на значительные трудности — необходимость крупных затрат на переоборудование кинотеатров и киностудий, на переобучение кадров, необходимость осмысления новых выразительных средств и экспериментальной проверки их,— звуковое кино из года в год расширяло свой плацдарм и набирало темпы.
Слайд 11 Самым первым звуковым кино в СССР считается картина «Путёвка
в жизнь», вышедшая на экран в 1931 году. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу.
Слайд 12В 1934—1935 годах создаются такие крупнейшие произведения звукового киноискусства, как «Чапаев»,
«Юность Максима», «Петербургская ночь», «Гроза», «Аэроград», а в 1935 году общий выпуск звуковых художественных фильмов превосходит выпуск немых. Живое слово, музыка несказанно обогатили кинофильмы.
Слайд 13С появлением первых звуковых фильмов многие композиторы прочно связали свою творческую
жизнь с работой для экрана.
Слайд 14Музыка в советском кино. Её разновидности, роль песенного жанра.
В рамках одной
исследовательской работы невозможно рассказать обо всех композиторах, сочинявших музыку для советского кино. Нам придется остановиться на некоторых из них.
Слайд 15
Свою работу в кино Дмитрий Дмитриевич Шостакович считал важнейшим делом. Он
всегда являлся в полной мере одним из авторов картины. Это хорошо понимали режиссёры, с которыми он работал. С режиссером Григорием Козинцевым Д.Д.Шостакович сотрудничал в 10 фильмах. «Говоря о музыке Шостаковича, я хотел сказать, что её никак нельзя назвать музыкой для кино.
Слайд 16
Вообще мне кажется, что музыка Шостаковича не может быть для чего-то.
Она существует сама по себе» - режиссер Григорий Козинцев.
Список кинофильмов с музыкой Д.Д. Шостаковича очень велик, мы назовем некоторые из них: «Падение Берлина», «Юность Максима», «Выборгская сторона», «Овод», «Молодая гвардия» и многие другие.
Слайд 17
Подлинно творческое содружество связывало композитора Сергея Сергеевича Прокофьева и режиссёра С.
М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма.
Слайд 18
Судьба сложилась так, что "Александр Невский" стал единственным фильмом Сергея Эйзенштейна,
вышедшем в прокат в 30-е годы. Гениальный фильм "Александр Невский " со всей силой и широтой русского духа предсказал грядущую победу русского народа над германским фашизмом.
Слайд 19 Композиторов, связавших свою жизнь и творческую судьбу с кино очень
много, но кроме вышеперечисленных композиторов - симфонистов, мы должны также вспомнить прекрасных композиторов – песенников, чьи песни, написанные к кинофильмам любимы не одним поколением.
В рамках данного исследования мы более подробно расскажем об А. Н. Пахмутовой и А. С. Зацепине.
Слайд 20
Музыка для кинофильмов занимает особое место в жизни и творчестве Александры
Николаевны Пахмутовой. Первый документальный фильм, в котором прозвучала ее музыка, написанная совместно с Андреем Эшпаем, назывался «Экран жизни» 1955 года. Потом была работа над фильмами «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь – трава горькая», «Баллада о спорте», а также к фильмам «Битва за Москву», «Сын за отца» и др.
Слайд 21Первым фильмом, к которому Александр Зацепин написал музыку, была комедия «Наш
милый доктор».
Затем судьба свела его с набиравшим обороты режиссером Леонидом Гайдаем, и эта встреча оказалась знаковой для обоих мужчин. Зацепин пишет ряд песен для новых кинофильмов «Операция «Ы» и «Кавказская пленница», в результате чего буквально врывается на музыкальный Олимп. С тех пор прошло свыше 50 лет, а люди до сих пор с удовольствием слушают и поют легкие песенки «Постой, паровоз», «Песенка о медведях» и «Если б я был султан».
Слайд 22Разновидности киномузыки.
С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на
внутрикадровую, закадровую и конкретную.
Внутрикадровая музыка — это музыка, источник которой находится или подразумевается в кадре (звучащий оркестр, поющий вокалист, радиоприёмник, транслирующий песню и т. п.).
Закадровая музыка как бы отстранена от действия и в то же время характеризует события фильма, выражает скрытое течение сюжета. Она не мотивирована действием в кадре, но создает определенный эмоциональный настрой.
Конкретная музыка - стиль, в основе которого лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее, и в ряде случаев подвергнутых различным преобразованиям (обработка фильтрами, искажение, изменение скорости).
Слайд 23Не будет преувеличением сказать о том, что самым популярным жанром вокальной
музыки является песня. Любимые песни есть у всех и зачастую это песни из советских кинофильмов.
Песня, удачно введенная в фильм, никогда не воспринимается зрителем-слушателем как отдельный «музыкальный номер». Она для зрителя - неотделимая часть реалистического образа в фильме.
Слайд 24 Исаак Осипович Дунаевский
Песня способна создать настроение доверительного общения, отличается лаконизмом,
завершенностью, доходчивостью. Классические образцы песенного жанра в кино создал И. О. Дунаевский. Его музыка, песни к фильмам «Весёлые ребята», «Волга-Волга» и другие, отличающиеся мелодичностью, лейтмотивностью характеристик, проникнутые жизнерадостным мироощущением, приобрели широкую популярность.
Слайд 25Результаты исследования по итогам анкетирования школьников
1.Нужна ли музыка в кинофильмах?
2.Будет ли
фильм интересен без музыки?
Слайд 263. Зачем нужна музыка в кинофильмах?
Слайд 274. Можно ли узнать фильм по музыке, звучавшей в нем?
Слайд 285. Музыка из каких советских фильмов вам нравится?
Слайд 29Анализируя наше анкетирование, мы делаем вывод о том, что музыка играет
одну из главных ролей в кино. Она — это неотъемлемая его часть, без которой картина не будет завершенной и полной.
Слайд 30заключительный вывод нашего исследования
- мы узнали, что первый кинематограф был «немым
кино», но даже он нуждался в музыкальном сопровождении и эту функцию выполнял тапёр;
- мы узнали, что первое звуковое кино появилось в СССР в начале 30х годов 20 века;
- мы определили имена композиторов, создававших музыку для советских кинофильмов;
- мы выявили и проанализировали разновидности киномузыки;
- мы определили значение песенного жанра в кино;
- мы провели анкетирование школьников, проанализировали его результаты, и сделали вывод о том, что наша гипотеза полностью подтверждена. Музыка действительно является неотъемлемой и важнейшей частью советского кинематографа.