Презентация, доклад на тему Моделирование образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и обучающегося, учитывая специфику работы с детьми с ЗПР и ФНР

Содержание

Дети с ЗПР – кто это?Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость,

Слайд 1МБОУ «Школа №155 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Моделирование

образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога и обучающегося, учитывая специфику работы с детьми с ЗПР и ФНР

Учитель музыки 1 категории
Юлия Валерьевна Кулакова

2017 год

МБОУ «Школа №155 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. ПермиМоделирование образовательных ситуаций в совместной деятельности педагога

Слайд 2Дети с ЗПР – кто это?
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость

эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Группа учеников неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна:
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушениями интеллектуального развития;
дети с нарушениями слуха;
дети с нарушениями зрения;
дети с тяжёлыми нарушениями речи.






Дети с ЗПР – кто это?Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку

Слайд 3Фонематический слух
это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и

узнавания фонем, составляющих слуховую оболочку слова.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух.
ФНР (фонематическое нарушение речи)
Вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребёнок не слышит разницу между звуками и слышит их неправильно.
ФНР (фонетическое нарушение речи)
Нарушение артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребёнок не может правильно выполнить движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается.
Фонематический слухэто тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих слуховую оболочку слова.ФФНР

Слайд 4В основу Адаптированной программы положена система музыкальных занятий, которые направлены на

коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности у детей.

Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими задержку в психическом развитии, педагог учитывает их быструю утомляемость и другие особенности психического развития. Он внимательно наблюдает за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности. Педагог может варьировать структуру занятия, а если необходимо, то и его продолжительность в зависимости от самочувствия детей или даже от погодных условий. Занятия с детьми с ОВЗ могут иметь самую разнообразную форму, методы и приёмы. Главное, чтобы они чередовали в себе разные виды деятельности, что помогает сохранить заинтересованность детей, не допуская их переутомления. Музыкальный репертуар должен нравиться детям и быть доступным.


В основу Адаптированной программы положена система музыкальных занятий, которые направлены на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной

Слайд 5Как развить речевое дыхание?


«Одуванчик»












«Снежинки»
Как развить речевое дыхание?

Слайд 6Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а

вдох производился через нос.
Упражнения для речевого дыхания с предметами:
Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.Упражнения для речевого

Слайд 7Игра «Рифмы»,

Игра «Чья

песенка?»,

Звукоподражание «Что это?»,

Игра «Эхо»,

Игра «Исправь ошибку»

Игра «Тихо-громко»

Игра «Хлопни в ладоши»

Игра «Рифмы»,        Игра «Чья песенка?»,

Слайд 10Методы и приёмы
Различные виды упражнений на любом этапе занятия:
ходьба и

маршировка в различных направлениях:
Различные виды ходьбы сочетаются с музыкой, пением, рифмованным текстом:
По дорожке, обозначенной двумя канатами:
Мы гуляем по дороге.
Топ-топ-топ. Шагают ноги.
По дороге мы шагаем,
На канат не наступаем.
Групповой под барабан к противоположной стене зала:
Мы идём гурьбой по залу,
Для ходьбы нам места мало.
Совершаем поворот
И опять идём вперёд.


Методы и приёмыРазличные виды упражнений на любом этапе занятия: ходьба и маршировка в различных направлениях:Различные виды ходьбы

Слайд 11Стайкой вдоль каната, выложенного по кругу (дети идут под чёткие, редкие

удары барабана, после остановки поворачиваются лицом в круг):
Мы шагаем, как солдаты,
Мы шагаем вдоль каната.
Остановку совершаем,
А теперь назад шагаем.
Друг за другом держась левой рукой за верёвку, правой рукой, со сменой направления, друг за другом, держась за верёвку правой рукой, левой, по доске, с перешагиванием через палку, боком, с флажками, через кубики, между кубиками, «змейкой». На носках, на пятках.
По горячему песку
Быстро к морю побегу.
Я на пятках побегу.
Так я ног не обожгу.

Спит огромный чёрный пёс,
Положив на лапы нос.
Я на цыпочках хожу,
Так я пса не разбужу.
Стайкой вдоль каната, выложенного по кругу (дети идут под чёткие, редкие удары барабана, после остановки поворачиваются лицом

Слайд 12Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции. Например, «Колыбельная», где дети

поют только гласные.
Сон пришёл ко всем на свете.
А-а-а! А-а-а!
Спят в своих кроватках дети.
А-а-а! А-а-а!







Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением, без негоНапример, «Упрямый ослик».
Ослик по тропе идёт.
Иа-иа.
Ослик тюк травы несёт,
Иа-иа.
Для воспитания выразительного голоса полезна мелодекламация: чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной интонациями.



Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции. Например, «Колыбельная», где дети поют только гласные.

Слайд 13Полезно проговаривать короткие потешки громким шепотом.
Для уточнения произношения сохранных звуков или

автоматизации поставленных звуков можно использовать рифмованные тексты в сочетании с движением или с музыкой и движением. Например, «Кузнечики». Дети скачут друг за другом в полуприседе. Взрослый поёт весь текст. Дети поют полько автоматизированный звук.
Как кузнечики мы скачем,
Мы смеёмся, а не плачем.
Громко-громко мы хохочем,
Мы хохочем и стрекочем.
Ц-ц-ц!


Игры-дразнилки «Сова»
На суку сидит сова.
Ва-ва-ва, ва-ва-ва.
Мы увидели сову.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву.

Полезно проговаривать короткие потешки громким шепотом.Для уточнения произношения сохранных звуков или автоматизации поставленных звуков можно использовать рифмованные

Слайд 14Упражнения, регулирующие мышечный тонус,
Например, «Морские камушки». Звучит пьеса Н.А. Римского-Корсакова

«Море»

Дышит море в тишине,
Солнце светит в вышине.
Море, солнце, высота,
Тишина и красота.
Только волны побежали
Там, где камушки лежали.
Камни в море убежали,
Загремели, зашуршали.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, Например, «Морские камушки». Звучит пьеса Н.А. Римского-Корсакова «Море» Дышит море в тишине,Солнце светит

Слайд 15Упражнения, активизирующие внимание,

На качели, на качели,

ритмично по очереди приседают и
На качели зайки сели. встают, держась за руки
На качели зайки сели,
Выше облака взлетели.
Выше дома, выше крыши, расцепляют руки, поднимают их
Выше, выше, выше, выше! над головой, продолжая приседать и
Раз, два! Раз, два! вставать
Закружилась голова.
Так качались, так летали! Кружатся на месте. Руки в стороны
Так устали! И упали… приседают и расслабляются, падают на ковёр

Упражнения, активизирующие внимание, На качели, на качели,      ритмично по очереди приседают и

Слайд 16Игра - как основной вид деятельности дошкольников.

Игровые ситуации - здесь всё

регулируется игровой задачей и игровыми правилами. Педагог знакомит детей с её содержанием и правилами и контролирует их выполнение.

Игровые ситуации воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Игра - как основной вид деятельности дошкольников.Игровые ситуации - здесь всё регулируется игровой задачей и игровыми правилами.

Слайд 17«Узнай песенку» - нужно подобрать картинку к песенке и пропеть её.






«Какое

настроение в музыке» - необходимо найти карточку соответствующую настроению музыки.

«Разукрасим музыку» - создание условий для определённого эмоционального отклика детей на настроение музыкального произведения.

Одной из интереснейших форм занятий - Игра-путешествие. Оно засчитано на всё занятие и дети с самого начала погружаются в заданную атмосферу.
«Узнай песенку» - нужно подобрать картинку к песенке и пропеть её.«Какое настроение в музыке» - необходимо найти

Слайд 18
«Найди игрушку» - закрепление пройденного материала. Игровой материал: игрушки, соответствующие содержанию

песен: зайчики, кузнечики, волк, медвежата, лошадки, ослик, пёс, кошка и т.д.
Игрушки лежат на ковре, дети располагаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает прослушать мелодию и выбрать (называет имя ребёнка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не остаётся ни одной игрушки. Важно, что бы всем детям хватило игрушек.

«Найди игрушку» - закрепление пройденного материала. Игровой материал: игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчики, кузнечики, волк, медвежата, лошадки,

Слайд 20«Ромашки» - перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог

исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Следующим этапом педагог предлагает исполнить любую попевку в настроении выбранной ромашки
«Ромашки» - перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы

Слайд 21«Цветик-семицветик» - развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал:

большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетным произведениям, с которыми дети знакомились на занятиях.
«Кавалерийская» Д.Б. Кабалевского
2. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский
3. «Болезнь куклы» П.И. Чайковский
4. «Пастушок» С. Майкапар
5. «Шествие гномов» Э.Григ
6. «Дед Мороз» Р. Шуман
Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок выбирает любой лепесток, переворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. По возможности ребёнок называет название произведения и композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении жанра, характера, темпа произведения.

«Цветик-семицветик» - развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков

Слайд 23Использование на занятии игровых ситуаций и занимательного материала способствует созданию у

детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Использование на занятии игровых ситуаций и занимательного материала способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение

Слайд 24Игровые приёмы - внезапное появление объектов, игрушек, мяч, музыкальные инструменты, мягкие

игрушки. Оно вызывает у детей чувство удивления, эмоциональный отклик, являясь залогом познания окружающего мира. Например,
Мишка пришёл на концерт и хочет послушать песенку, затем он говорит спасибо и даёт оценку исполнения этой песенки;
загадывание загадок;
введение элементов соревнования;
создание игровой ситуации.

Игровые приёмы - внезапное появление объектов, игрушек, мяч, музыкальные инструменты, мягкие игрушки. Оно вызывает у детей чувство

Слайд 25Традиционные (основные) методы:
наглядный;
словесный;
практический – применяется с нарастанием

проблемности;

Есть особые методы, разработанные автором Ольгой Петровной Радыновой:
Метод контрастных сопоставлений:
Л. Бетховен «Весело-грустно»,
П.И. Чайковский «Новая кукла» и «Болезнь куклы».
Д.Б. Кабалевский «Плакса. Злюка. Резвушка».
Д.Б. Кабалевский «Упрямый братишка».
С. Майкопар «Пастушок».
И.-С. Бах «Шутка»

Этот метод позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. В младшем дошкольном возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы. В более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.



Традиционные (основные) методы: наглядный; словесный; практический – применяется с нарастанием проблемности;Есть особые методы, разработанные автором Ольгой Петровной

Слайд 26Метода уподобления характеру звучания - музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий,

направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, полихудожественное и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождение «эмоционального унисона» и является способом выражения смысла музыкальной речи, различение средств музыкальной выразительности. Для применения этого метода необходима творческая установка на распознавание и выражение эмоций, побуждение к действиям, способствующим осознанности восприятия музыкального образа детьми.
Здесь различные приёмы:
Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки.
Мелкая моторика рук – «Покажи пальчиками движение лошадки», «Бабочка», различные хлопки и т.п.
«Дождик»
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Дождик льёт с еловых лап.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, кап-кап-кап»
Метода уподобления характеру звучания - музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное,

Слайд 27«Три медведя» И. Арсеева

После прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают,

кто изображён в музыке, поднимая соответствующую карточку.
После прослушивания пьесы дети импровизируют движения под музыку.

«Три медведя» И. АрсееваПосле прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображён в музыке, поднимая соответствующую

Слайд 28Дирижёрский жест
Ритмопластика – «игры-имитации», «Медвежата»
Коротышки-медвежата
Погулять бредут куда-то.
Вперевалку друг за другом
Целый день

идут по кругу.
«Лошадки»
Скачет резвый жеребёнок,
Рыжей лошади ребёнок,
«И-го-го! И-го-го!
Где же мама? Далеко!»
Образные и танцевальные движения. «Неваляшки», «Малыши»

Этот метод удовлетворяет потребность детей в движених, помогает увлечь их, формирует положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке, способствует глубине восприятия, творческой активности.


Дирижёрский жестРитмопластика – «игры-имитации», «Медвежата»Коротышки-медвежатаПогулять бредут куда-то.Вперевалку друг за другомЦелый день идут по кругу.«Лошадки» Скачет резвый жеребёнок,Рыжей

Слайд 29Тактильное уподобление – прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным

пояснением настроения музыки, моделирующее характер звучания музыки.
«Апрель. Подснежник» П.И. Чайковский
Помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыки, почувствовать её и связать слуховые впечатления с тактильными, запомнить новое слово-образ, что ведёт к осознанности музыкального восприятия.
Словесное уподобление – эмоционально-выразительное пояснение характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий.
«Петя и волк» симфоническая сказка С.С. Прокофьев
Развивает художественно-образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, побуждает детей к творчеству.


Тактильное уподобление – прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки, моделирующее характер звучания

Слайд 30Вокальное уподобление в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время

звучания произведения и подпевания отдельных интонаций.
«Три подружки» Д.Б. Кабалевский
Способствует выявлению отношения к музыке взрослого, различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств, ориентирует ребёнка в потоке звуков. В средней и старшей группах дети сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о появлении интереса к музыке.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук, например, «м».
Мимическое уподобление характеру звучания. Выражение глаз, улыбка или серьёзность, внешнее проявление увлечённости.
Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа.
Оркестровка музыкальных произведений привлекательнейшая для детей деятельность, способствующая ярким эмоционально-оценочным проявлениям.
Вокальное уподобление в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций.«Три

Слайд 31«На чем играю?»
Ведущий показывает ребенку или группе детей музыкальные инструменты: бубен,

дудочку, гармошку, металлофон и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает, какой инструмент звучал.

«Где звенит?»
Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий инструмент. Ребенок садится на стул, ему завязывают глаза, а затем издают звук сбоку от него, сзади или впереди. Ребенок должен протянуть руку в ту сторону, откуда по его мнению звучит звук. У ребенка постарше можно спросить, где звенит. Малыш должен ответить: слева, справа, впереди, сзади. Эта игра способствует не только развитию фонематического слуха, но и умению ориентироваться в пространстве.

«На чем играю?»Ведущий показывает ребенку или группе детей музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон и другие. Затем

Слайд 32Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в занятиях с детьми.

Интонационное уподобление – это собственно музыкальное интонирование. Создание, исполнение и восприятие музыкального образа.
Цветовое уподобление. Применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений, осознания формы, развитие «словаря эмоций» детей.
«Краски музыки»
светлые тона – нежный, спокойный характер музыки;
тёмные, густые тона – мрачным, тревожным;
интенсивные, яркие тона – решительным, торжественным.
Этот приём способствует развитию представлению о выразительности цветовой гаммы, осознанности выбора цвета в изобразительной деятельности для выражения определённого настроения в рисунке.
Полихудожественное уподобление позволяет ребёнку осознать выразительную роль средств языка разных искусств – живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета.
«Картинки с выставки» Мусоргский

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в занятиях с детьми. Интонационное уподобление – это собственно музыкальное

Слайд 33Методика Екатерины Железновой
М.Ю. Картюшина
Сайты: xmusik.me

muz-color.ru
Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш. – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 240с (2)
Радынова О.П.. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. – 2- е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 208 с. (1)
Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. 1 класс. – 2- е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016. – 256с.
«Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты»
Нищеева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-96с. +CD
Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Евгении Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2014. - 120.: ил
Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная паличиковая гимнастика, подвижные игры, CD: Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.-48с.

Методика Екатерины ЖелезновойМ.Ю. КартюшинаСайты: xmusik.me       muz-color.ruМузыкальные шедевры: Песня, танец, марш. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть