Слайд 1Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Слайд 2Удивительный мир музыкальных образов
«Искусство есть средство беседы с людьми»
М.Мусоргский
Слайд 3Н.А.Римский –Корсаков
(1844-1908)
Музыка – искусство поэтической мысли, которое сродни нашей
речи.
Слайд 4Интонация
Музыкальная
Разговорная
Изобразительная
Выразительная
Слайд 5Музыкальный образ
Живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
В
художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни.
Слайд 6Вокальная музыка
(vocale - голосовой)
Слайд 9Хоровое пение с сопровождением и a capella
Слайд 10Жанры вокальной музыки
Песня
Вокализ ( песня без слов)
Романс
Серенада (песня под балконом возлюбленной)
Баркарола
(песня лодочника)
Баллада
Гимн
Кант
Слайд 11Жанры вокальной музыки
Крупная форма
Хоровой концерт
Кантата (от итал.слова “cantare”–“петь”)
Оратория (от лат.слова “oro”–“говорю”,
“молю”)
Реквием (заупокойная месса)
Месса
Слайд 12Жанры вокальной музыки
музыкальные спектакли
Опера
Балет
Оперетта
Мюзикл
Рок-опера
Слайд 13
Образы романсов и песен русских композиторов
Вспомнишь разлуку с
улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая ропот колес непрестанный.
Глядя задумчиво в небо широкое.
И. Тургенев
Слайд 14Старинный русский романс
Слово «романс» испанского
происхождения. Это
вокальное произведение для голоса в сопровождении гитары, фортепиано, воспевающее любовь, а
вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Слайд 15Почему мелодии и слова
популярных в народе
старинных романсов
оставляют след в
нашей
памяти?
Какие чувства, мысли,
переживания переданы
в романсах?
Слайд 16Песня-романс
Знакомые звуки,
Чудесные звуки!
О, сколько вам силы
дано!
Прошедшее счастье,
Прошедшие муки!
И радость свиданья,
И слезы разлуки –
Вам все воскресить
Суждено.
А.Плещеев
Слайд 17Александр Егорович Варламов
(1801-1848)
Создателями романсов были и выдающиеся
композиторы,
и певцы-любители, и неизвестные
музыканты. Песня-романс «Красный сарафан» на
стихи Н.Цыганова рассказывает о девичьей доле.
Слайд 18????????????????????????
Почему романс «Красный сарафан» называли русской песней?
Как отразились особенности стихотворения, его
сюжет на композиции музыкального сочинения, его форме?
Как строится беседа дочери с матерью?
Как меняются характер звучания, лад?
Какую роль играет аккомпанемент?
Слайд 19
Мир чарующих звуков
И музыкой нежной летучей
Слова облекаются вдруг…
Романс охватывает различные
сюжеты, передает чувства,
переживания, восторженное
любование красотой природы.
В них запечатлены
прекрасные качества души
русского человека, его
стремление к истине, добру,
красоте, любви.
Слайд 20 Романс-это жанр камерной музыки, которая предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией.
Сегодня мы можем услышать романсы и в больших концертных залах.
Слайд 21Жаворонок
Слова Н.Кукольника Музыка М.Глинки
Между небом и землей
Песня раздается.
Неисходною
струей
Громче, громче льется
Не видать певца полей
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
Слайд 22Благословляю вас, леса
Стихи А.Толстого Музыка П.Чайковского
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю
я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить,
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Слайд 23?????????????????????????
Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в вашем воображении под
воздействием
музыкальных образов русских романсов?
Какие чувства овладевают поэтом, слу-
шающим неизвестный нам романс?
Слайд 24Романс
Романса голос узнаю
На самом дальнем расстоянье
Стою и мысленно пою,
И мне приятно с ним слиянье.
И всех я вспоминаю вас,
Друзей и родственников
дальних,
Уже ушедших и печальных:
Напомнил мне о вас – романс!
К глазам я подношу платок,
Который мне не помогает,
И только воздуха глоток
Мне умереть не позволяет.
О том, что я отстал от вас
И в этой жизни затерялся,-
Напомнил старый мне
романс,
Романс, который оборвался.
В.Семернин
Слайд 25Два музыкальных посвящения
Романс «Я помню
чудное мгновенье» М.И.Глинки на стихи А.Пушкина –шедевр романсовой лирики начала XIXвека. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
Слайд 26«И жизнь, и слезы, и любовь»
Глинка сочинил романс в 1840г. стихотворение
поэт
посвятил Анне Петровне Керн, а Глинка- ее дочери
Екатерине. Романс отличается сочетанием широкой
мелодии с выразительной декламацией, что является
важнейшей чертой вокального стиля Глинки.
Слайд 27Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения.
В нем отражены три важных
момента душевной
жизни героя:
- воспоминание о первой встрече,
- горечь разлуки с любимой,
- радость вновь наступившего свидания.
Смысловая выразительность поэтической речи,
ее нюансы передаются в романсе ритмическими
акцентами, убедительными повторами («Как
гений чистой красоты»), энергичным
поступательным ритмом среднего раздела.
Слайд 28Я помню чудное мгновенье
Я помню чудное мгновенье.
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное
виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Слайд 29?????????????????????????
Какие приемы развития музыкального образа
использовал Глинка в романсе – повтор, контраст,
вариационнось?
Какие функции в романсе выполняют вступление и
заключение?
Исследователи называют этот романс небольшой
вокальной поэмой.
Ее можно охарактеризовать словами А.Пушкина: «Все в
Ней гармония» Как вы понимаете смысл высказывания?
Слайд 30«Вальс-фантазия»
Вальс был сочинен под
влиянием сильного чувства
к
Екатерине Керн.
Глинка написал вальс
для фортепиано, но он
стал так популярен, что
появились его оркестровые
переложения.
Слайд 31???????????????????????
Почему Глинка дал своему произведению
такое название – «Вальс – фантазия»?
Для какой
обстановки больше подходит
этот вальс – для бала, балета или
симфонического концерта?
К какой области музыки ее можно отнести
легкой или серьезной?
Слайд 33«Уноси мое сердце в звенящую даль..»
«Не хочу ради того,
Что я считаю
только
модой, изменять постоянно
звучащему во мне тону,
сквозь который я слышу
окружающий меня мир».
С.Рахманинов
(1873-1943г)
Слайд 34Романс «Сирень»
О мелодике Рахманинова говорили,что она стелется, как тропа в
полях, не придуманная, не навязываемая.
Слайд 35????????????????????????
Как композитор выражает контраст между
взволнованным чувством человека и образом
безмятежной природы?
Какие особенности
лирического образа под-
черкиваются сопоставлением плавной мелодии
и колышущегося аккомпанемента?
В какой части романса звучат более напря-
женные интонации? Что они выражают –
радость или боль, мечты о счастье или горечь
утраты?
Слайд 36Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Мира восторг
беспредельный
Сердцу певучему дан..
А.Блок.
Федор Иванович
Шаляпин
(1873-1938)
Слайд 37«Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел
композитор»
«Только правдивое прекрасно. Двух правд
чувства не бывает. Единственно правильным
путем к красоте я поэтому признавал для
себя правду».
Слайд 38Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
А.Пушкин
Обряды и обычаи в фольклоре
и
в творчестве композиторов
Слайд 39«Свадебная игра»
Длилась несколько дней, а и иногда и недель.
Первая
часть – прощание девушки с родной
семьей разыгрывалась в доме невесты.
Вторая часть – традиционный свадебный пир.
Начинался в доме родителей жениха после об-
ряда венчания.
Слайд 40«Матушка, матушка, что во поле пыльно…»
Как передан разговор матери с дочерью
?
Какая из песен передает драматическое
столкновение двух душевных состояний?
Слайд 41Песня в свадебном обряде
Песни невесты:
плачи, причитания.
причеты,
Девушка: река, ягод-
ка, лебедушка,
утушка.
Парень: ясный сокол.
Слайд 42Сцены свадьбы в операх русских композиторов
Слайд 43Глинка «Руслан и Людмила»
Мусоргский «Хованщина»
Слайд 44Образы песен зарубежных композиторов
Искусство прекрасного пения
Голос, голос,
Кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живет:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовет… В.Семернин
Слайд 45Бельканто – прекрасное пение
Родина бельканто-
Италия.
Мастера бельканто-
Мария Каллас,
Энрико Карузо,
Марио дель Монако
Елена Образцова
Слайд 46Глинка «Венецианская ночь»
Мендельсон «Песня венецианского гондольера»
Шуберт «Баркарола»
Слайд 47Старинной песни мир
Я пел песни и пел их много, много лет.
Когда
я пел о любви, она приносила мне страдания,
когда я пел страдании – оно превращалось в
любовь. Так любовь и страдания раздирали
мне душу. Ф.Шуберт (1797-1828г.)
Слайд 48
Франц Шуберт создал новый тип песен. Это
небольшие музыкальные сцены
с определенным сюжетом, в которых
аккомпанемент как бы комментировал,
а иногда и иллюстрировал смысл слов.
Шубертиады – вечера для венских об-
ществ любителей музыки.
Слайд 49 Баллада – вокальная, инструментальная пьеса романтического характера.
Раннее средневековье - танцевальные песни.
Средние
века – песни повествовательного
характера. Жанр был как бы открыт заново
на рубеже XYIII- XIXвв.
Cоздатель вокальной баллады–Франц Шуберт
Слайд 50«Лесной царь»
«Мы застали Шуберта в совершенно
разгоряченном состоянии, громко читавшим
по книжке
«Лесного царя». Он прошелся с
книжкой, сел, в самое короткое время баллада
появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной
царь» был исполнен и принят с восторгом».
Шуберту было всего 18 лет.
Слайд 51Кто скачет, кто мчится под хладною мглой
Ездок запоздалый, с ним сын
молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
-Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
-Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;
Он в темной короне, с густой бородой.
-О нет, то белеет туман над водой.
Слайд 52«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны
струи;
Из золота слиты чертоги мои».
-Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит!
-О сын мой, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
Слайд 53«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце
будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
-Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей.
-О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне.
Слайд 54«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой!»
-Родимый,
лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый не скачет, летит:
Младенец тоскует, младенец кричит:
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.
Слайд 55Народное искусство Древней Руси
Музыкальное искусство Древней Руси:
Церковная музыка
Народное музыкальное творчество –
фольклор.
Древние
славяне – язычники, обожествляли природу.
Бог солнца –Дажьбог, ветра –Стрибог.
В честь них совершались обряды, которые
сопровождались пением, плясками, игрой на
музыкальных инструментах.
Слайд 56В русских народных сказках упоминается о чудодейст-венной силе музыкальных инструментов, которые
отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставля-ют плясать без отдыха.
Слайд 57 Скоморохи- странствующие актеры, своим искусством способствовали развитию жанров
литературы: эпос, поэзия,
Слайд 58Скоморохи играли на гуслях, гудках, дудках, домрах
Слайд 59Русская духовная музыка
Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне
терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
И.Козлов
Слайд 60Владимир (Красно Солнышко) – 988г.- Крещение Руси – Днепр.
Владимир отправил в
разные
страны послов.
Красота богослужения
в Греции, входившей в
состав Византии,
потрясла их.
Этот восторг
запечатлен в летописи.
Слайд 61 И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где
служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого
зрелища и красоты такой не знаем, как и
рассказать об этом. Знаем мы только, что
пребывает там Бог с людьми, и служба их
лучше, чем во всех странах. Не можем мы
забыть красоты той, ибо каждый человек,
если вкусит сладкого, не возьмет потом
горького; так и мы не можем уже здесь пре-
бывать в язычестве.
Слайд 62Церковное пение – унисон (одноголосие), мужское, a capella (без сопровождения),
выражало идею
единомыслия, соединение сердец и умов:
«Пусть твой язык поет, а ум пусть прилеж-но размышляет над смыслом песнопения»
Знаменный распев – сплав русской культу-
ры с византийской, величественен, строг.