Слайд 1Методическая разработка по теме:
«Особенности гитарного ансамблевого исполнительства».
Подготовила преподаватель по классу гитары МБУ ДО ДМШ №3 г.Краснотурьинска Никопольская М. В.
Слайд 2Актуальность гитарного ансамблевого исполнительства.
Ансамблевое исполнительство в классе
гитары является одной из самых актуальных форм инструментального музицирования, главная задача которого:
всестороннее развитие музыкальных способностей детей.
Ансамбль развивает основные составляющие музыкальных способностей :
ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления,
чувство ритма,
расширяет образное мышление детей.
Слайд 3Цели и задачи гитарного исполнительства.
Главной целью является формирование общей гитарной исполнительской
культуры детей, а также развитие способности самостоятельно анализировать и применять на практике полученные знания.
Задачи:
воспитание у детей сочувствия,
взаимопонимания,
ответственности,
умения общаться,
формирование сценической культуры,
расширение музыкального кругозора.
Слайд 4Теоретические основы ансамблевого исполнительства.
Термин «ансамбль» ( от фр.ensemble – «вместе»
)– понятие многогранное, которое подразумевает согласованность. В зависимости от числа участников различают: дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д.
По типу, ансамбли могут быть однородными и смешанными.
Ансамбль развивает творческие способности ,технические навыки и способствует развитию лидерских качеств детей.
Гитарные ансамбли часто включают в свой состав инструменты других типов: деревянные духовые (блок-флейта, гобой, кларнет), струнные (скрипка, домра), клавишные (аккордеон , фортепиано), а так же группу шумовых и ударных инструментов( бонги, маракасы, гуиро, кастаньеты).
Звучание смешанных инструментов придает ансамблю дополнительную тембровую окраску.
Ансамбль основан на равноправии всех участников.
Слайд 5Основные принципы ансамблевой техники.
К элементам ансамблевой техники относится комплекс средств и
различных приемов:
- свободное владение инструментом,
- правильная координация темпа, метроритма, динамики и звукоизвлечения,
- умелое соотношение тембров,
- грамотная инструментовка,
- предконцертная подготовка,
- концертное выступление.
Важнейшим свойством ансамблевой техники является синхронность общего звучания. Достижению ансамблевого единства способствует визуальный контакт между исполнителями.
Слайд 6Педагогические и методические аспекты ансамблевого исполнительства.
Новая педагогика нацелена на
развитие в детях
- творческого начала,
- навыков самостоятельной деятельности,
- стремления к самосовершенствованию.
Руководитель коллектива должен обладать творческой инициативой, хорошо понимать психологию каждого участника ансамбля.
Важнейшей задачей руководителя является воспитание у учащихся трудовой дисциплины и сознательности.
Ансамблевое музицирование предполагает работу по трем направлениям: учебное, творческое и концертное. Формы работы с ансамблем могут быть разнообразные, как урочные (учебные) так и внеурочные: посещение концертов, прослушивание аудио- и видеозаписей, встреча с исполнителями.
При занятии в ансамбле нужно учитывать межличностные отношения участников.
Слайд 7Выбор репертуара для гитарного ансамбля.
Репертуар гитарного ансамбля должен отвечать основному принципу:
от простого к сложному. Материалом для начинающих могут служить знакомые мелодии из мультфильмов и народные песни.
На начальном этапе партию аккомпанемента может исполнять преподаватель. Репертуар ансамбля можно условно разделить на: учебный и концертный.
Концертный репертуар должен включать как популярные мелодии, танцы, пьесы современных авторов, так и классические произведения.
Репертуар гитарных ансамблей полностью зависит от уровня индивидуального технического мастерства исполнителей.
Слайд 8
Заключение
Гитарному ансамблевому исполнительству принадлежит важная роль в приобщении
детей к музыке и мировой художественной культуре .
Гитарный ансамбль дает возможность для развития музыкальных способностей детей а также способствует их духовному становлению.