Слайд 1 МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
УЧИТЕЛЯ
МУЗЫКИ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ №11,
ТОРОПОВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
Слайд 2МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В работе использую
как общепедагогические методы, так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства.
Так, из общепедагогических методов применяю :
- по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);
- по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков);
- по характеру познавательной деятельности ( объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);
- по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретённых знаний).
Слайд 3МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства,
отношу такие как:
- метод наблюдения за музыкой ( а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не только развлекать, но и радовать, метод импровизации;
- метод сопереживания;
- методы музыкального обобщения, забегания вперёд и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии;
- метод развития стилеразличения;
- метод моделирования художественно – творческого процесса;
Слайд 4МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
- метод интонационно – стилевого постижения музыки.
Для включения детей в активную и приятную для них деятельность при слушании и исполнении произведения могу порекомендовать ряд эффективных приёмов, особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников.
Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться её настроением. Например, под весёлую музыку «танцевать» кистями рук, притопывать ногами, делать элементарные танцевальные движения. Под грустную и спокойную музыку – тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку – изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.
Слайд 5МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Вначале учитель сам показывает ученикам
различные «образцы движений» – так им легче импровизировать новые. Дети очень любят двигаться под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.
Игра в оркестр. Данный методический приём создаёт у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для участия в игре детям раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, деревянные ложки и т.п.
Слайд 6МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Учитель во время исполнения музыки
задаёт несложный ритм, указывает, какой именно группе пришёл черёд вступать со своим инструментом. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело – бодро; громко – тихо; нежно – затаённо и т.д.
Импровизация мелодий
Чтобы дети лучше воспринимали эмоциональное содержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочинённая на грустный, весёлый или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы из прослушиваемых произведений (если они доступны детям). Это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.
Слайд 7МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Рисование картин
После повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать ( дома или на уроке) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.
Чтобы учащиеся лучше запоминали музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме: викторины, концерта – загадки, концерта по заявкам и т.д.
Слайд 8ЖИВЫЕ РОССЫПИ УЧИТЕЛЬСКИХ УДАЧ…
Хорошее начало урока
Учитель, поздоровавшись с учениками, просит их: «Закройте глаза и прислушайтесь к тому, что звучит вокруг. Что вы слышите в классе? В коридоре? На улице?» Такое неожиданное начало может захватить ребят и обусловить возникновение круга интересных ответов.
Самоирония – ценное качество учителя.
« Да. У меня сегодня не очень хорошо получилось исполнить это произведение», - говорит учитель детям. «Давайте подумаем, что нужно изменить в моём исполнении, чтобы получился шедевр?» Мне думается, что подобная самоирония в устах педагога лишь положительно скажется на его учительском авторитете.
Слайд 9
«Спойте, как для иностранца…» - интересный приём для активизации речевого аппарата.
После такого предложения детям ничего не оставалось сделать, как спеть песню, чётко и внятно произнося текст.