Слайд 1Вокальный цикл «Зимний путь» Ф.Шуберта
Слайд 2Цель
Углубление знаний в области вокальной музыки Ф.Шуберта
Слайд 3Задачи
Познакомиться с вокальным циклом «Зимний путь» Ф.Шуберта
Послушить несколько номеров из цикла
Сделать
вывод о вокальном цикле
Слайд 4Ка́мерная му́зыка (лат. camera — комната) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов.
Слайд 5Франц Пе́тер Шу́берт
( 1797 — 1828)
австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно
600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), 9 симфоний (восьмая — самая известная — называется «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.
Слайд 6Замысел сочинения цикла у композитора возник в 1827 году после прочтения
одноименного сборника стихотворений известного немецкого автора Вильгельма Мюллера.
Слайд 7В этот жизненный период судьба сыграла злую шутку с композитором-романтиком. Он
находился на пороге к нищей жизни, активно искал постоянное место работы, сочинения не печатались ни в Германии, ни в Швейцарии. Франц получил отказ на получение должности придворного капельмейстера Венской оперы. Ему также было отказано в других местах работы. Шуберт окончательно потерял веру в себя и находился в подавленном состоянии.
Слайд 8Сюжет «Зимнего пути»
Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на
любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Но что он ищет в холодной зимней ночи? Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась.
Слайд 9 «Зимний путь» - это музыкальный сборник из 24 вокальных миниатюр.
Слайд 10Во многом можно считать, что цикл стал трагической развязкой «Прекрасной мельничихи».
Композитор
пытается сопоставить два мира: это мир грез и светлого прошлого, наполненного воспоминаниями о любимой, об их безоблачном счастье и другой мир, в котором поселилась оглушающая пустота. Эти два мира, делят цикл на 12 номеров.
Слайд 11В первой части наиболее ярко с точки зрения драматургии выстроены номера «Спокойно
спи», «Флюгер», «Оцепенение», «Липа» и «Весенний сон».
Слайд 12№1 «Спокойно спи» играет вступительную роль. Здесь слушателя знакомят слушателя о
прошлой любви, о несбывшихся мечтах и надеждах. Мелодический рисунок имеет начало с вершины источника, что говорит о безмятежности и спокойствии музыки. Тональность сменяется ярким мажором, когда лирический герой вспоминает о возлюбленной.
Слайд 13№2 «Флюгер». Переменчивость направления ветра символизирует изменчивость жизни. Сегодня дует теплый
южный ветер, и жизнь кажется сказкой, но скоро он сменится на холодный зимний. Каждая фраза построена на контрасте. Особенную роль играет звукоизобразительный аккомпанемент.
Слайд 14№4 «Оцепенение» возвращает тему ручья из цикла «Прекрасная мельничиха», об этом
свидетельствуют равномерные триольные ритмы. Тональность до минор напоминает, что ручей начал застывать. Мрачная мелодия станет контрапунктом в дальнейшем проведении темы.
Слайд 15№5 «Липа». В аккомпанементе каждый сможет услышать шелест листьев, который ассоциируется
с тревогой. Скоро все грезы развеются, и не останется ничего, кроме боли и разочарования. Форма: куплетно-вариационная позволяет выразить искренность и веру лирического героя, что все могло быть по-настоящему хорошо. Липа – это напоминание о прошлой жизни.
Слайд 16№11 «Весенний сон» - это яркий пример драматизации произведения. Идиллия, мечты,
грезы рассыпаются на мелкие осколки об реальность. Вместо сладкого сна, лирический герой оказался в мире, где все наполнено минорным ладом.
Слайд 17Произошел окончательный надлом, если в первой части была надежда на позитивный
исход, то развитие второй части полностью подтверждает трагическую концепцию.
Вторая часть становится воплощением мрака. Тема одиночества в музыке сменяется образом скорой, неизбежной смерти.
Слайд 18Наиболее яркими номерами можно назвать:
№15 «Ворон». Название номера уже не предвещает
ничего хорошего. Ворон – это символ надломленности. Он сопровождает усталого путника. В тональности до минор можно услышать, никнущие интонации. Путь практически окончен, и в нем больше нет места для любви и света. Такую дорогу он выбрал сам, потому что не захотел изменить ситуацию.
Слайд 19№24 «Шарманщик» - завершающий номер цикла, построенный на однообразных интонациях. Уличный
музыкант в данном контексте – это отображение искусства, безжалостного к гениям. Средства выразительности музыки заставляют услышать интонации шарманки, а также однообразие мелодии в рефрене.
Слайд 20«Зимний путь» - это настоящая трагедия жизни человека, маленький музыкальный роман,
в котором не случилось Happy Enda. Но не вымышленного лирического героя, а Шуберта. Ему пришлось пройти сложный и тернистый путь. Но он оставил для человечества огромное богатство – свою музыку.
Слайд 21Вокальный цикл «Зимний путь» - это финальный аккорд в творчестве Шуберта.
Миниатюры наполнены глубоким смыслом, понять которые помогает музыкальный язык. Холод и мрак музыки – это отражение внутреннего мира музыканта, потерявшего надежду и веру на счастливое будущее.
Слайд 22Достигли ли мы цели и решили ли задачи?
Что такое камерная музыка?
Познакомились
с вокальным циклом «Зимний путь» Ф.Шуберта?
Послушали и проанализировали несколько номеров из цикла?
Слайд 23ДА в каждой колонке таблицы 1 балл
Итого максимум 6 баллов
5
баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
Слайд 24Домашнее задание
Нарисовать пейзаж «Зимний путь», подходящий музыке Ф.Шуберта
Слайд 25Составь синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка
– два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).