Презентация, доклад на тему Как защитить голос учителя.

Содержание

Голос педагога — его необходимый рабочий инструмент. Еще А.С. Макаренко обращал внимание на необходимость введения в педагогических институтах предмета «Постановка голоса». Одна фраза «Иди сюда» может быть сказана примерно с двадцатью с различными интонациями, в зависимости

Слайд 1Голос – зеркало души
Как защитить голос учителя

Голос – зеркало душиКак защитить голос учителя

Слайд 2Голос педагога — его необходимый рабочий инструмент. Еще А.С. Макаренко обращал

внимание на необходимость введения в педагогических институтах предмета «Постановка голоса». Одна фраза «Иди сюда» может быть сказана примерно с двадцатью с различными интонациями, в зависимости от конкретных педагогических условии и задач. А.С. Макаренко признавался, « что до
тех пор, пока он не овладел умением управлять своим голосом, ему было сложно добиваться желаемых результатов в общении с детьми».
Голос педагога — его необходимый рабочий инструмент. Еще А.С. Макаренко обращал внимание на необходимость введения в педагогических

Слайд 3Что же говорить об учителе музыки, который в силу специфики предмета

должен владеть голосом и в разговоре, и в процессе вокально-исполнительской и вокально-педагогической деятельности.
В.И.Никешин, называя урок музыки «одиноким странником в огромном мире уроков», обращает внимание на то, что восприятие ребенком интонаций с голоса учителя вызывает большую симпатию и доверие, чем любые аудиозаписи.
Именно целями и задачами голосовой деятельности продиктованы требования к профессиональному голосу учителя музыки: педагог должен обладать безупречной техникой владения голосом, запасом прочно усвоенных вокальных навыков, тренированным и выносливым голосовым аппаратом; быть теоретически, методически и практически подготовленным к особой голосовой деятельности.

Что же говорить об учителе музыки, который в силу специфики предмета должен владеть голосом и в разговоре,

Слайд 4НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СПЕЦИФИКЕ РАБОТЫ
Работа учителя музыки включает лекционную деятельность (работу

голоса в речевом режиме), вокально-исполнительскую (иллюстрирование программного репертуара) и вокально-педагогическую. Необходимо иметь в виду и постоянную смену вокального и речевого режимов работы голоса в течение урока.
Вокально-исполнительская деятельность, в свою очередь, имеет некоторые особенности: педагог исполняет произведения различных стилей и жанров, каждый из которых требует специфических приемов голосообразования и голосоведения, то есть смены координации в работе голосового аппарата.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СПЕЦИФИКЕ РАБОТЫРабота учителя музыки включает лекционную деятельность (работу голоса в речевом режиме), вокально-исполнительскую (иллюстрирование

Слайд 5Стоит обратить внимание и на неблагоприятные внешние и внутренние условия профессиональной

голосовой деятельности: большая почасовая нагрузка; повышенный шумовой фон; плохая акустика помещений; работа в нездоровом состоянии, нервном напряжении; повышенная (пониженная) влажность, запыленность помещений или неблагоприятный температурный режим; разновозрастной состав аудитории.
Все эти факторы оказывают разрушающее действие на голосовой аппарат, и для их нейтрализации необходима специальная подготовка и регулярная работа над своим голосом.


Стоит обратить внимание и на неблагоприятные внешние и внутренние условия профессиональной голосовой деятельности: большая почасовая нагрузка; повышенный

Слайд 6Голосовая катастрофа
Результаты научных исследований убедительно доказывают, что с проблемами здоровья голоса

(по данным посещаемости фониатрических кабинетов) сегодня сталкиваются многие. Частые и длительные потери голоса, характерные для учителей различных специальностей, позволили фониаторам сделать вывод, что голос более половины (57,9%) обследованных педагогов нельзя считать «здоровым» и полностью отвечающим профессиональным требованиям.
Голосовая катастрофаРезультаты научных исследований убедительно доказывают, что с проблемами здоровья голоса (по данным посещаемости фониатрических кабинетов) сегодня

Слайд 7Проблемы возникают уже у будущих педагогов. Результаты проведенного анкетирования и прослушивания

работающих по специальности студентов-заочников ЛГПУ оказались просто шокирующими: в той или иной мере голосовые нарушения были у 93,3% студентов, а полностью соответствующим профессиональным требованиям можно было признать голос 8,6% студентов.
6.5% студентов имели хронические заболевания голосового аппарата, несовместимые с какой-либо голосовой деятельностью. При этом ни один из опрошенных студентов никогда не обращался к фониатору и не занимался работой над развитием голоса и профилактикой голосовых заболеваний. Спрашивается, почему? А просто потому, что нарушения работы голоса (сип, хрипота, сокращение диапазона и т.д.) не считались достаточным поводом для посещения врачей. Студенты продолжали работать с больным голосом, нанося тем самым непоправимый вред своему здоровью и, кстати сказать, здоровью голоса своих учеников.


Проблемы возникают уже у будущих педагогов. Результаты проведенного анкетирования и прослушивания работающих по специальности студентов-заочников ЛГПУ оказались

Слайд 8Таким образом, вопросы охраны голоса педагога выходят за рамки проблемы личного

здоровья и становятся вопросами профпригодности и ответственности за здоровье и развитие детей. Склонность детей к подражанию и особенности физиологии голосообразования (способность голосового аппарата даже в состоянии молчания имитировать работу поющего или говорящего) провоцируют спонтанное копирование учащимися приемов голосообразования учителя. Имитирование работы больного голосового аппарата вырабатывает у детей неверные мышечные и мышечно-слуховые координации, вызывает перенапряжение всей мышечной системы,
Таким образом, вопросы охраны голоса педагога выходят за рамки проблемы личного здоровья и становятся вопросами профпригодности и

Слайд 9Здоровье голоса – проблема не только медицинская
Учитель музыки является тем специалистом,

который имеет возможность вовремя заметить недостатки или нарушения голосовой деятельности ребенка и вовремя принять меры по их устранению. Статус дисциплины «Музыка», ее место и роль в воспитании подрастающего поколения выдвигает учителя музыки на роль единственного (за редкими исключениями) профессионала, занятого формированием голосовых умений и навыков детей, развитием их голоса и охраной его здоровья.
Здоровье голоса – проблема не только медицинскаяУчитель музыки является тем специалистом, который имеет возможность вовремя заметить недостатки

Слайд 10Невнимание сегодняшних образовательных структур к воспитанию голосовой культуры ребенка, по меньшей

мере, неоправданно. Получается, что можно обучать детей астрономии и тригонометрии, не имея никаких гарантий, что в будущем эти знания им пригодятся, и не располагать учебной программой по развитию и охране голоса учащихся. При этом ни у кого не вызывает сомнений, что красивый, выразительный, выносливый и. д. голос необходим каждому человеку.


Невнимание сегодняшних образовательных структур к воспитанию голосовой культуры ребенка, по меньшей мере, неоправданно. Получается, что можно обучать

Слайд 11Педагогам нужна помощь
В последние десятилетия разрабатываются интересные и эффективные методики работы

с голосом, ведутся поиски новых путей развития профессионально-голосовых умений и навыков будущих специалистов.
Однако результаты научных исследований слишком медленно внедряются в практическую жизнь. Педагогам необходима помощь срочно, сейчас.
Педагогам нужна помощьВ последние десятилетия разрабатываются интересные и эффективные методики работы с голосом, ведутся поиски новых путей

Слайд 12Данные фониатрических исследований показывают постоянное повышение процента голосовых расстройств у педагогов

(30-40 % в 30-60-е годы XX века, 55-60 % в наши дни) и детей (по мере их взросления). В числе самых распро-страненных причин этой тенденции врачи называют социально-экономическую ситуацию и условия быта, провоцирующие увеличение нагрузки на голос и нестабильность психологического и физического состояния. Задача специалистов — помочь учителям музыки в отношении развития и охраны голоса.

Данные фониатрических исследований показывают постоянное повышение процента голосовых расстройств у педагогов (30-40 % в 30-60-е годы XX

Слайд 13Методы развития и охраны голоса
1. Следите за своей осанкой. Правильная (и

красивая!) осанка снимает мышечное напряжение и позволяет мышцам дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов свободно и эластично работать, затрачивая меньше физических усилий и снимая напряжение голоса. Это не только спасает голос от заболеваний, но и делает его уверенным, спокойным, красочным, послушным (гибким) и т. д.
Методы развития и охраны голоса1. Следите за своей осанкой. Правильная (и красивая!) осанка снимает мышечное напряжение и

Слайд 142. Делайте голосовую гимнастику. Каждый человек знает, что, делая зарядку по

утрам, он поддерживает свое физическое здоровье и сохраняет молодость организма. То же относится и к голосу. Работать голосом мы начинаем сразу же после пробуждения, без каких-либо разминок и зарядок, да еще требуем от него привычного звучания с первых сказанных слов — откашливаемся, напрягаем голосовые мышцы и тем самым уже в начале дня практически выводим голос из рабочего состояния. Голосовая гимнастика не занимает много времени и при желании выполняется, не вставая с постели. Состоять она может из 2-4-х дыхательных упражнений, 1-2-х упражнений на каждую группу мышц артикуляционного аппарата, 5-7 скороговорок и 2-3-х нот, пропетых с закрытым ртом спокойным голосом. Вся процедура занимает около 10 минут, а действие ее на голос такое же, как действие утренней зарядки на наш организм.


2. Делайте голосовую гимнастику. Каждый человек знает, что, делая зарядку по утрам, он поддерживает свое физическое здоровье

Слайд 153. Делайте массаж — эффективный и простой способ профилактики голосовых нарушений

и расстройств. Массируя мышцы артикуляционного, голосового (гортань) и дыхательного аппаратов перед началом работы разогревающими (постукивание) движениями, а после работы — успокаивающи-
Данные фониатрических ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗЫВАЮТ ПОСТОЯННОЕ ПОВЫШЕНИЕ ПРОЦЕНТА ГОЛОСОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ПЕДАГОГОВ
ми (поглаживание), можно не только оградить здоровый голос от последствий переутомления, но и оказать существенную помощь больному голосу.
4. Соблюдайте режим работы голоса. Очень важно давать голосу возможность отдохнуть, другими словами — научиться молчать. Многочасовое напряжение одной и той же группы мышц неизменно вызывает их переутомление и нарушения в их работе, иногда сопровождающиеся болевыми ощущениями. Голосовой покой используется в фониатрии для лечения самых сложных профессиональных нарушений голоса. 10—15-минутный отдых (молчание) после каждого часа-полутора часов разговора или пения способен уберечь голос от разрушения. Используйте малейшую возможность отдыха: разговоры в учительской и общение с учениками в шумных коридорах во время перемен лучше исключить.
3. Делайте массаж — эффективный и простой способ профилактики голосовых нарушений и расстройств. Массируя мышцы артикуляционного, голосового

Слайд 165. Овладевайте теоретическими и методическими знаниями. Теоретическая подготовка значительно (на 20-30%)

снижает процент утомляемости, кратковременной и длительной потери голоса у педагогов. Сочетание теоретической подготовки и практического тренинга позволяет снизить процент утомляемости до 9,1%; кратковременных потерь голоса — до 18,2 % и полностью исключить долговременные потери голоса.
Каждый педагог способен самостоятельно изучить общие положения теории и овладеть методикой голосового воспитания. Специальной литературы довольно много. Хотелось бы только предостеречь педагогов от изданий масскульта типа: «Как стать звездой» или «Самоучитель по пению», а также осторожно относиться к информации из Интернета. Следование некомпетентным советам может нанести непоправимый вред голосу.

5. Овладевайте теоретическими и методическими знаниями. Теоретическая подготовка значительно (на 20-30%) снижает процент утомляемости, кратковременной и длительной

Слайд 176. Соблюдайте гигиену труда и быта. В первую очередь необходимо следить

за своим здоровьем. Еще в начале прошлого столетия было доказано, что любое нарушение физического или психического здоровья оказывает разрушающее воздействие на голос, если его не беречь. Больному гриппом или ангиной человеку никогда не придет в голову заниматься спортом, однако не каждый заботится о щадящем режиме голосовой работы во время болезни носоглотки. Профессиональная голосовая деятельность в состоянии подавленности, стресса, нервного напряжения приводит к фонастении (функционального заболевания голоса, которое развивается на фоне нарушения нервной системы, например психоневроза), дисфонии и образованию узлов на голосовых связках. Забота о здоровье организма — один из способов охраны голоса.
6. Соблюдайте гигиену труда и быта. В первую очередь необходимо следить за своим здоровьем. Еще в начале

Слайд 18Нейтрализация негативного влияния внешних факторов — установление тишины в классе, частые

проветривания, влажная уборка, контроль влажности воздуха, нахождение акустически удобного рабочего места.
7. Занимайтесь голосовой гимнастикой с учениками. Стойте прямо, свободно и красиво (следите за осанкой!), сделайте 2-3 несложных дыхательных
ка не только будет способствовать формированию навыков управления мышцами голосового аппарата, но и настраивать детей на занятия после перемены и позволит учителю подготовить голос к работе. Стоит также помнить, что любая музыка (вокальная, инструментальная, фортепианная) заставляет работать наш голосовой аппарат независимо от того, поем мы или молчим.
Включение гимнастических упражнений в ходе урока поможет снять напряжение голосового аппарата и даст возможность до конца урока работать в полную силу.
Конечно, те методы, которые мы предлагаем, не являются единственно возможными. Каждый педагог, исходя из своего опыта работы, выберет оптимальный для себя путь развития и охраны голоса. Однако при условии определенных знаний о голосовом воспитании и творческом подходе к решению проблемы.
Нейтрализация негативного влияния внешних факторов — установление тишины в классе, частые проветривания, влажная уборка, контроль влажности воздуха,

Слайд 19Литература
1. Аллаяров ХА. Массаж гортани как профилактика профессиональных заболеваний голосового

аппарата у преподавателей: Методические указания. — М., 1982.
2. Апраксина О А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе // Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1982. Вып. 15. С. 5-32.
3. Арутюнова ЛТ. Совершенствование вокально-речевого мастерства будущих учителей музыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. — М., 1985. С. 69-73.
4. Блюменау Е.Б. Что важно знать певцу, чтобы сохранить здоровье голоса. — СПб., 1917.
5. Василенко Ю.С. О голосе педагога // Советская педагогика. — М., 1972. № 7.
6. Гарно П. Речь и пение. Теоретический и практический курс физиологии, гигиены и терапии голоса // Гигиена и лечение болезней певцов и ораторов. — СПб.: СПб. П.К. Селиверстов, 1899.
7. Глубовский МЛ. Гигиена голоса для учителей, учеников и любителей пения. — М.: Университетская типография, 1889.
8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 1968.
9. Емельянов ВЛ. Фонопедический метод формирования певческого голосообразо-вания: Методические рекомендации для учителей музыки. — Новосибирск; Ленинград: Наука, 1991.
10. Иванько ТА. Берегите голос. Советы учителям: Методические рекомендации. — Великий Новгород, 1999.
11. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса: Методическое пособие. — М., 1982.
12. ЛевидовИЛ. Охрана и культура детского голоса. — Л.; М.: Гос. муз. издат., 1939.
13. Мельникова НА. Гигиена голосового аппарата: Пособие для студентов педагогических институтов. — Саранск, 1997.
14. Никешин ВЛ. Три ипостаси единого урока // Искусство и образование. — М., 2007. № 2
15. Огородное Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. — Киев: Муз. Украина, 1989.
16. Соболев АС. Речевые упражнения на уроках пения: Пособие для учителей пения. —


Литература1.  Аллаяров ХА. Массаж гортани как профилактика профессиональных заболеваний голосового аппарата у преподавателей: Методические указания. —

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть