Слайд 1Голос – зеркало души
Как защитить голос учителя
Слайд 2Голос педагога — его необходимый рабочий инструмент. Еще А.С. Макаренко обращал
внимание на необходимость введения в педагогических институтах предмета «Постановка голоса». Одна фраза «Иди сюда» может быть сказана примерно с двадцатью с различными интонациями, в зависимости от конкретных педагогических условии и задач. А.С. Макаренко признавался, « что до
тех пор, пока он не овладел умением управлять своим голосом, ему было сложно добиваться желаемых результатов в общении с детьми».
Слайд 3Что же говорить об учителе музыки, который в силу специфики предмета
должен владеть голосом и в разговоре, и в процессе вокально-исполнительской и вокально-педагогической деятельности.
В.И.Никешин, называя урок музыки «одиноким странником в огромном мире уроков», обращает внимание на то, что восприятие ребенком интонаций с голоса учителя вызывает большую симпатию и доверие, чем любые аудиозаписи.
Именно целями и задачами голосовой деятельности продиктованы требования к профессиональному голосу учителя музыки: педагог должен обладать безупречной техникой владения голосом, запасом прочно усвоенных вокальных навыков, тренированным и выносливым голосовым аппаратом; быть теоретически, методически и практически подготовленным к особой голосовой деятельности.
Слайд 4НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СПЕЦИФИКЕ РАБОТЫ
Работа учителя музыки включает лекционную деятельность (работу
голоса в речевом режиме), вокально-исполнительскую (иллюстрирование программного репертуара) и вокально-педагогическую. Необходимо иметь в виду и постоянную смену вокального и речевого режимов работы голоса в течение урока.
Вокально-исполнительская деятельность, в свою очередь, имеет некоторые особенности: педагог исполняет произведения различных стилей и жанров, каждый из которых требует специфических приемов голосообразования и голосоведения, то есть смены координации в работе голосового аппарата.
Слайд 5Стоит обратить внимание и на неблагоприятные внешние и внутренние условия профессиональной
голосовой деятельности: большая почасовая нагрузка; повышенный шумовой фон; плохая акустика помещений; работа в нездоровом состоянии, нервном напряжении; повышенная (пониженная) влажность, запыленность помещений или неблагоприятный температурный режим; разновозрастной состав аудитории.
Все эти факторы оказывают разрушающее действие на голосовой аппарат, и для их нейтрализации необходима специальная подготовка и регулярная работа над своим голосом.
Слайд 6Голосовая катастрофа
Результаты научных исследований убедительно доказывают, что с проблемами здоровья голоса
(по данным посещаемости фониатрических кабинетов) сегодня сталкиваются многие. Частые и длительные потери голоса, характерные для учителей различных специальностей, позволили фониаторам сделать вывод, что голос более половины (57,9%) обследованных педагогов нельзя считать «здоровым» и полностью отвечающим профессиональным требованиям.
Слайд 7Проблемы возникают уже у будущих педагогов. Результаты проведенного анкетирования и прослушивания
работающих по специальности студентов-заочников ЛГПУ оказались просто шокирующими: в той или иной мере голосовые нарушения были у 93,3% студентов, а полностью соответствующим профессиональным требованиям можно было признать голос 8,6% студентов.
6.5% студентов имели хронические заболевания голосового аппарата, несовместимые с какой-либо голосовой деятельностью. При этом ни один из опрошенных студентов никогда не обращался к фониатору и не занимался работой над развитием голоса и профилактикой голосовых заболеваний. Спрашивается, почему? А просто потому, что нарушения работы голоса (сип, хрипота, сокращение диапазона и т.д.) не считались достаточным поводом для посещения врачей. Студенты продолжали работать с больным голосом, нанося тем самым непоправимый вред своему здоровью и, кстати сказать, здоровью голоса своих учеников.
Слайд 8Таким образом, вопросы охраны голоса педагога выходят за рамки проблемы личного
здоровья и становятся вопросами профпригодности и ответственности за здоровье и развитие детей. Склонность детей к подражанию и особенности физиологии голосообразования (способность голосового аппарата даже в состоянии молчания имитировать работу поющего или говорящего) провоцируют спонтанное копирование учащимися приемов голосообразования учителя. Имитирование работы больного голосового аппарата вырабатывает у детей неверные мышечные и мышечно-слуховые координации, вызывает перенапряжение всей мышечной системы,
Слайд 9Здоровье голоса – проблема не только медицинская
Учитель музыки является тем специалистом,
который имеет возможность вовремя заметить недостатки или нарушения голосовой деятельности ребенка и вовремя принять меры по их устранению. Статус дисциплины «Музыка», ее место и роль в воспитании подрастающего поколения выдвигает учителя музыки на роль единственного (за редкими исключениями) профессионала, занятого формированием голосовых умений и навыков детей, развитием их голоса и охраной его здоровья.
Слайд 10Невнимание сегодняшних образовательных структур к воспитанию голосовой культуры ребенка, по меньшей
мере, неоправданно. Получается, что можно обучать детей астрономии и тригонометрии, не имея никаких гарантий, что в будущем эти знания им пригодятся, и не располагать учебной программой по развитию и охране голоса учащихся. При этом ни у кого не вызывает сомнений, что красивый, выразительный, выносливый и. д. голос необходим каждому человеку.
Слайд 11Педагогам нужна помощь
В последние десятилетия разрабатываются интересные и эффективные методики работы
с голосом, ведутся поиски новых путей развития профессионально-голосовых умений и навыков будущих специалистов.
Однако результаты научных исследований слишком медленно внедряются в практическую жизнь. Педагогам необходима помощь срочно, сейчас.
Слайд 12Данные фониатрических исследований показывают постоянное повышение процента голосовых расстройств у педагогов
(30-40 % в 30-60-е годы XX века, 55-60 % в наши дни) и детей (по мере их взросления). В числе самых распро-страненных причин этой тенденции врачи называют социально-экономическую ситуацию и условия быта, провоцирующие увеличение нагрузки на голос и нестабильность психологического и физического состояния. Задача специалистов — помочь учителям музыки в отношении развития и охраны голоса.
Слайд 13Методы развития и охраны голоса
1. Следите за своей осанкой. Правильная (и
красивая!) осанка снимает мышечное напряжение и позволяет мышцам дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов свободно и эластично работать, затрачивая меньше физических усилий и снимая напряжение голоса. Это не только спасает голос от заболеваний, но и делает его уверенным, спокойным, красочным, послушным (гибким) и т. д.
Слайд 142. Делайте голосовую гимнастику. Каждый человек знает, что, делая зарядку по
утрам, он поддерживает свое физическое здоровье и сохраняет молодость организма. То же относится и к голосу. Работать голосом мы начинаем сразу же после пробуждения, без каких-либо разминок и зарядок, да еще требуем от него привычного звучания с первых сказанных слов — откашливаемся, напрягаем голосовые мышцы и тем самым уже в начале дня практически выводим голос из рабочего состояния. Голосовая гимнастика не занимает много времени и при желании выполняется, не вставая с постели. Состоять она может из 2-4-х дыхательных упражнений, 1-2-х упражнений на каждую группу мышц артикуляционного аппарата, 5-7 скороговорок и 2-3-х нот, пропетых с закрытым ртом спокойным голосом. Вся процедура занимает около 10 минут, а действие ее на голос такое же, как действие утренней зарядки на наш организм.
Слайд 153. Делайте массаж — эффективный и простой способ профилактики голосовых нарушений
и расстройств. Массируя мышцы артикуляционного, голосового (гортань) и дыхательного аппаратов перед началом работы разогревающими (постукивание) движениями, а после работы — успокаивающи-
Данные фониатрических ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗЫВАЮТ ПОСТОЯННОЕ ПОВЫШЕНИЕ ПРОЦЕНТА ГОЛОСОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ПЕДАГОГОВ
ми (поглаживание), можно не только оградить здоровый голос от последствий переутомления, но и оказать существенную помощь больному голосу.
4. Соблюдайте режим работы голоса. Очень важно давать голосу возможность отдохнуть, другими словами — научиться молчать. Многочасовое напряжение одной и той же группы мышц неизменно вызывает их переутомление и нарушения в их работе, иногда сопровождающиеся болевыми ощущениями. Голосовой покой используется в фониатрии для лечения самых сложных профессиональных нарушений голоса. 10—15-минутный отдых (молчание) после каждого часа-полутора часов разговора или пения способен уберечь голос от разрушения. Используйте малейшую возможность отдыха: разговоры в учительской и общение с учениками в шумных коридорах во время перемен лучше исключить.
Слайд 165. Овладевайте теоретическими и методическими знаниями. Теоретическая подготовка значительно (на 20-30%)
снижает процент утомляемости, кратковременной и длительной потери голоса у педагогов. Сочетание теоретической подготовки и практического тренинга позволяет снизить процент утомляемости до 9,1%; кратковременных потерь голоса — до 18,2 % и полностью исключить долговременные потери голоса.
Каждый педагог способен самостоятельно изучить общие положения теории и овладеть методикой голосового воспитания. Специальной литературы довольно много. Хотелось бы только предостеречь педагогов от изданий масскульта типа: «Как стать звездой» или «Самоучитель по пению», а также осторожно относиться к информации из Интернета. Следование некомпетентным советам может нанести непоправимый вред голосу.
Слайд 176. Соблюдайте гигиену труда и быта. В первую очередь необходимо следить
за своим здоровьем. Еще в начале прошлого столетия было доказано, что любое нарушение физического или психического здоровья оказывает разрушающее воздействие на голос, если его не беречь. Больному гриппом или ангиной человеку никогда не придет в голову заниматься спортом, однако не каждый заботится о щадящем режиме голосовой работы во время болезни носоглотки. Профессиональная голосовая деятельность в состоянии подавленности, стресса, нервного напряжения приводит к фонастении (функционального заболевания голоса, которое развивается на фоне нарушения нервной системы, например психоневроза), дисфонии и образованию узлов на голосовых связках. Забота о здоровье организма — один из способов охраны голоса.
Слайд 18Нейтрализация негативного влияния внешних факторов — установление тишины в классе, частые
проветривания, влажная уборка, контроль влажности воздуха, нахождение акустически удобного рабочего места.
7. Занимайтесь голосовой гимнастикой с учениками. Стойте прямо, свободно и красиво (следите за осанкой!), сделайте 2-3 несложных дыхательных
ка не только будет способствовать формированию навыков управления мышцами голосового аппарата, но и настраивать детей на занятия после перемены и позволит учителю подготовить голос к работе. Стоит также помнить, что любая музыка (вокальная, инструментальная, фортепианная) заставляет работать наш голосовой аппарат независимо от того, поем мы или молчим.
Включение гимнастических упражнений в ходе урока поможет снять напряжение голосового аппарата и даст возможность до конца урока работать в полную силу.
Конечно, те методы, которые мы предлагаем, не являются единственно возможными. Каждый педагог, исходя из своего опыта работы, выберет оптимальный для себя путь развития и охраны голоса. Однако при условии определенных знаний о голосовом воспитании и творческом подходе к решению проблемы.
Слайд 19Литература
1. Аллаяров ХА. Массаж гортани как профилактика профессиональных заболеваний голосового
аппарата у преподавателей: Методические указания. — М., 1982.
2. Апраксина О А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе // Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1982. Вып. 15. С. 5-32.
3. Арутюнова ЛТ. Совершенствование вокально-речевого мастерства будущих учителей музыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. — М., 1985. С. 69-73.
4. Блюменау Е.Б. Что важно знать певцу, чтобы сохранить здоровье голоса. — СПб., 1917.
5. Василенко Ю.С. О голосе педагога // Советская педагогика. — М., 1972. № 7.
6. Гарно П. Речь и пение. Теоретический и практический курс физиологии, гигиены и терапии голоса // Гигиена и лечение болезней певцов и ораторов. — СПб.: СПб. П.К. Селиверстов, 1899.
7. Глубовский МЛ. Гигиена голоса для учителей, учеников и любителей пения. — М.: Университетская типография, 1889.
8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 1968.
9. Емельянов ВЛ. Фонопедический метод формирования певческого голосообразо-вания: Методические рекомендации для учителей музыки. — Новосибирск; Ленинград: Наука, 1991.
10. Иванько ТА. Берегите голос. Советы учителям: Методические рекомендации. — Великий Новгород, 1999.
11. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса: Методическое пособие. — М., 1982.
12. ЛевидовИЛ. Охрана и культура детского голоса. — Л.; М.: Гос. муз. издат., 1939.
13. Мельникова НА. Гигиена голосового аппарата: Пособие для студентов педагогических институтов. — Саранск, 1997.
14. Никешин ВЛ. Три ипостаси единого урока // Искусство и образование. — М., 2007. № 2
15. Огородное Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. — Киев: Муз. Украина, 1989.
16. Соболев АС. Речевые упражнения на уроках пения: Пособие для учителей пения. —