«Шинкование»- слегка прикусите зубами кончик языка (слюноотделение);
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности;
«Щеточка»- сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении;
«Иголочка»- упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь;
«Лошадка» - пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука:
«Почесывание»- внутреннее почесывание нижними зубами нижней губы, затем верхними зубами верхней губы, внешнее почесывание верхними зубами нижней губы, нижними зубами верхней губы;
« Колокольчик»- сделайте нижней челюстью движения то вправо, то и влево;
«Дождик»- легкий массаж- поколачивание кончиками пальцев головы, щек, шеи;
«Ушки»-массаж ушной раковины, пощипывание мочек ушей, дергание мочек ушей по 7 раз;
«Шмыг»-( массирование воздушной струей внутри носа ) короткие, как хлопочки, втягивания воздуха через нос с одновременным сжатием кулачков по 8 раз.
В следующем упражнении целесообразно использовать в работе с детьми активизацию через работу кистей рук: руки поднимаются над уровнем рта, кисти раскрываются так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Положение кистей совпадает с исходным положением рта. Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности:
Ш, С, Ф, К , Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж
Алгоритм упражнений для развития голоса учащихся по В.Емельянову:
Артикуляционная гимнастика