Слайд 1ФГОС начального
и основного общего образования
в преподавании предмета «Музыка»
Слайд 2Основные категории ФГОС второго поколения
Критерии развития личности
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Универсальные
учебные действия (УУД)
Планируемые результаты образования
Слайд 3Критерии развития личности
в процессе музыкального образования
Личностное
Познавательное
Коммуникативное
Социальное
Слайд 4«Фундаментальное ядро» содержания музыкального образования
Духовно-нравственная основа музыкального образования и воспитания.
Содержание предмета
«Музыка» (на основе научных теорий): фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классики, современная (академическая и популярная музыка). Изучение закономерностей музыкального искусства (образ – жанры – стили – язык).
Деятельность учащихся по овладению музыкальной культурой (универсальные учебные действия).
Слайд 5
Духовно-нравственная основа музыкального образования и воспитания
Идея УМК «Музыка»:ВХОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
В МИР
МУЗЫКИ ОТ «РОДНОГО ПОРОГА»
РОД
РОДНЯ
РОДНИК
ПРИРОДА
НАРОД
РОДИНА
Усиление роли регионального компонента в содержании музыкального образования и воспитания
Слайд 6Содержание предмета «Музыка»
Фольклор – синтез напева, слова, движения, инструментального музицирования, среды
бытования;
Музыка религиозной традиции - часть культуры народа, образец возвышенных чувств человека, его веры в Истину, Добро, Красоту.
Шедевры классики – основа формирования художественного вкуса, понимания вечных тем искусства и жизни, осмысления основных закономерностей музыки: интонационная природа – образ – жанр – язык.
Современная музыка: академическая – продолжает традиции классики, популярная – отражает противоречивость окружающей действительности новыми средствами художественной выразительности.
Слайд 7Универсальные учебные действия (I)
Личностные: осознание жизненного смысла музыкальных образов, деятельности композитора
– исполнителя – слушателя; ориентация в нравственных нормах, этических и эстетических принципах, усвоении функций музыки в жизни.
Познавательные:
общеучебные - поиск необходимой информации, знаково-символические, структурирования знаний, умения строить речевое высказывание, моделирование ситуаций познания, определение основной и второстепенной информации, рефлексия, адекватная оценка и др.
универсальные логические : анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, выведение следствий,установление связей и др.
Слайд 8Универсальные учебные действия (II)
Регулятивные: организация учебной деятельности – целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, элементы волевой саморегуляции и др.
Коммуникативные: учет позиции других людей, партнера по общению, умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие,владение монологической и даилогической формами речи.
Слайд 9Планируемые результаты
музыкального образования и воспитания
Требования к уровню подготовки учащихся по классам
(учебные программы, рабочие программы).
Характеристика деятельности учащихся, ее разнообразие: наблюдать, различать, выявлять, определять, классифицировать, слушать, воспринимать, описывать и характеризовать, исполнять, воспроизводить в собственной творческой деятельности, давать ей самооценку, выражать отношение к музыкальным образам, исследовать… и др.
Слайд 10Практические творческие работы
Восприятие музыкальных образов как эмоциональный и осознанный процесс личностного
понимания смысла произведения.
Музыкально-практическая деятельность (индивидуальная, в паре, групповая, коллективная) по видам деятельности на уроках музыки и во внеурочной работе.
Участие в подготовке коллективных творческих дел (КТД) в начальной школе, исследовательских проектов в основной школе.
Презентация социально значимых КТД, проектов перед сверстниками, родителями, жителями микрорайона.
Внеаудиторная музыкально-эстетическая деятельность:
музеи, концерты, выставки, семейные увлечения.
Участие в олимпиадах, конкурсах, марафонах по музыке.
Слайд 11ФГОС основного общего образования и его реализация в УМК
ШКОЛА РОССИИ
ПЕРСПЕКТИВА
Завершенная предметная
линия учебников «Музыка»
для начальной школы
Авторы – Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева (руководитель проекта), Т.С.Шмагина
Слайд 12Состав УМК «Музыка», «Искусство»
УЧЕБНИКИ.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ (1 – 4 классы).
ТВОРЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ
(5 – 7 классы).
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ: «Музыка». 1 - 4 классы;
«Музыка» (5 – 7 классы); «Искусство». 8 – 9 классы (авторы: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская).
ХРЕСТОМАТИИ музыкального материала (1 – 7 классы).
ФОНОХРЕСТОМАТИИ 1 – 9 классы (формат МР 3).
ПОСОБИЯ для учителя: Уроки музыки: 1 - 4 классы;
5-7 классы. Уроки искусства: 8 – 9 классы.
Слайд 13Изменения в учебниках и тетрадях по требованиям ФГОС
Усилен национально-региональный компонент;
Введены задания
по работе индивидуальной, в парах, в группах, в коллективе;
В творческих заданиях стимулируется учебная мотивация; оценка явлений музыкального искусства;
Акцентируется внимание на использовании ИКТ и ЭОР;
Увеличен объем заданий по внеаудиторной работе – музеи, экскурсии, самостоятельный просмотр кино, телепередач, работа в сети Интернет, семейный досуг, формирование фонотеки, видеотеки, библиотеки.
Введена проектно-исследовательская деятельность уч-ся в учебник 5 класса.
Слайд 17Предметные результаты.
Музыка. Начальная школа
Сформированность первоначальных представлений роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыке и музыкальной деятельности;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
Использование музыкальных образов при создании театрализованных, инструментальных, музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Слайд 18Предметные результаты.
Музыка. Основная школа
Формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части
их общей духовной культуры на основе социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга;
Развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии на основе…восприятия и анализа музыкальных образов;
Формирование мотивационной направленности на
продуктивную музыкально-творческую деятельность;
Развитие критического восприятия музыкальной информации;
Развитие устойчивого интереса к музыке своего народа;
Владение специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
Слайд 195 класс
Проектная деятельность
«Вся Россия просится в песню…» или
«Стань музыкою, слово…»
«Всю
жизнь мою несу Родину в душе…»
«Распахни мне, природа, объятья…» или
«Быть может, вся природа – желанье красоты?»
« О подвигах, о доблести, о славе…» или
«На земле родной не бывать врагу!»
«Небесное и земное в звуках и красках»
«Музыкальный театр: синтез искусств» или
«Музыкальный театр: содружество муз»
Нужна ли музыка в театре, кино, телепередачах?
«Что сердце заставляет говорить…» или
«В каждой душе звучит музыка…»
Музыка и литература в залах картинной галереи
Слайд 20Требования ФГОС.
Основная школа
(по группам навыков)
Приобретение и интеграция знаний.
Решение проблем.
Сотрудничество.
Коммуникация.
Использование ИКТ
для обучения.
Самоорганизация и саморегуляция.
Личностный смысл обучения и рефлексия.
Ценностные установки.