Слайд 1
Доклад:
Музкотерапия: сущность метода, формы проведения
ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации
работников образования»
Кафедра педагогики и психологии
Практическая работа по дополнительной профессиональной образовательной программе
«Практическая психология в образовании»
Подготовила Махнева Е.Б.
Группа 08/02
Слайд 2Музкотерапия
Музыкотерапия –это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений,
страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Слайд 3
Авиценна
(980-1037 гг.)
средневековый учёный,
философ и врач
использовал музыкотерапию
при лечении
нервных
и психических заболеваний.
Платон - древнегреческий философ (427 до н.э.) полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки стыдливой и скромной. До нас дошли его высказывания о музыке:
«Кто не упражняется в музыке – человек невоспитанный».
Первым заговорил
о влиянии музыки
на организм
человека
древнегреческий
философ Пифагор
(570-490 до н.э.)
который научно
объяснил лечебное
воздействие
музыки.
Слайд 4
Направления музыкальной терапии
Шведская школа (основоположник — А.Понтвик) выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую
из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания.
Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.
Слайд 5Направления музыкальной терапии
Лечебный эффект американского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях
традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания. Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.
Слайд 6Направления музыкальной терапии
Особенную роль в развитии музыкотерапии принадлежит парижской школе профессора
Альфреда Томатиса, обратившего внимание на фантастическую целебную эффективность музыки Моцарта, ее способность стимулировать интеллект и исцелять человека даже от неизлечимых болезней.
Антонио Менегетти (Италия) разработал основы онтопсихологической музыкотерапии, направленной не только на исцеление, сколько на профилактику болезни, с помощью комплексного действия через пение, звук, танец.
Слайд 7Направления музыкальной терапии
В России первые научные работы, посвященные механизму
влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ-нач.ХХ столетия. В работах В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание и кровообращение.
Одна из наиболее перспективных методик современной музыкотерапии разработана Рушелем Блаво (Санкт-Петербург). Его система основана на интеграции научной медицины и древнего опыта использования целебного действия звука целителями Индии, Непала и Шри-Ланки.
Слайд 8Направления музыкальной терапии
Специальные методики исцеления пением положены в основу системы С.В.Шушарджана
(Москва). В прошлом оперный певец выделяет вокалотерапию как метод повышения резервных возможностей организма человека и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга.
Владимир Элькин (Санкт-Петербург), будучи практическим целителем, сумел эффективно объединить музыкотерапию с цветодиагностикой М.Люшера, разработав комплексную помощь в решении психологических проблем (слово, живопись, музыка).
Слайд 9Направления музыкальной терапии
Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его
практический опыт синтезирует лучшие из известных древних методик и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В.Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.
Слайд 10Направления музыкальной терапии
Астромузыка - новое направление в недрах музыкотерапии, использующее основные
принципы астрологии для подбора, диагностики, лечебного и психоррекционного воздействия на человека (пациента) специально подобранной музыки. Основа астромузыкальной технологии — целенаправленное влияние с помощью музыки на подсознание индивидуума с целью трансформации его характера в объективно заданном направлении. Как открыла К.Деймон и что утверждали В.И.Петрушин и А.Г.Юсфин, с помощью звуков человек способен обрести определенные качества или избавиться от них, достичь фундаментальных изменений не только своего характера, но и стиля отношения к жизни вообще. Проблемой становится именно жизнь человека как таковая, ее задача, миссия.
Слайд 11
Терапевтический эффект музыкотерапии базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с
отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
Слайд 12Психологические механизмы коррекционного воздействия музыкотерапии
катарсис – эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния;
облегчение осознания собственных переживаний;
конфронтация с жизненными проблемами;
приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
Слайд 13Формы музыкотерапии
Различают три основные формы музыкотерапии:
рецептивную
активную
интегративную
Слайд 14Рецептивная музыкотерапия
Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Участникам
группы предлагают прослушать специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсудить их собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания.
Слайд 15На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или более или
менее законченных музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темы — с учетом их различной эмоциональной нагрузки.
Слайд 16Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения
пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся скорее расслабляющим, релаксирующим действием.
Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов.
Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим , либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
Слайд 17В процессе групповой психокоррекции активность пациентов может стимулироваться с помощью различных
дополнительных заданий, например, постараться понять, какое эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный «музыкальный портрет», то есть произведение, отражающее собственное эмоциональное состояние, и пр.
Слайд 18Активная музыкотерапия
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным
материалом: инструментальная игра, пение.
Слайд 19Интегративная музыкотерапия
Интегративная музыкотерапия
наряду с музыкой задействуют возможности других видов искусства:
рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Слайд 20Рассматривая основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих аспекта:
1)
эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
2) развитие навыков межличностного общения - коммуникативных функции и способностей;
3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
4) развитие эстетических потребностей .
Слайд 21Музыкальные произведения для гармонизации
различных состояний человека.
Слайд 23
Доклад:
Музкотерапия: сущность метода, формы проведения
ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации
работников образования»
Кафедра педагогики и психологии
Практическая работа по дополнительной профессиональной образовательной программе
«Практическая психология в образовании»
Подготовила Махнева Е.Б.
Группа 08/02