Слайд 1
«Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра?»
2016 г.
Слайд 2
Cовременный человек постоянно уходит в виртуальный мир компьютеров и теряет ощущение
реальности предметов жизни.
Знакомство с историей бытования деревянных ложек поможет мне лучше узнать народные традиции и понять самобытный характер русского народа.
Мы, поколение XXI века, недостаточно хорошо знаем свою историю, мало интересуемся культурой своего народа.
Слайд 3
Цель: знакомство с традициями и историей
русской культуры на примере ложек.
Объект исследования:
деревянные ложки
Предмет исследования: возможности использования ложки человеком.
Слайд 4Задачи
изучить историю возникновения ложек;
понять предназначение деревянной ложки;
совершенствовать исполнительские приемы игры на
ложках;
Слайд 5Методы
подбор библиографии по теме;
анализ, конспектирование и структурирование материала;
просмотр видеоматериалов;
опрос;
собеседование и
мастер-класс музыканта-исполнителя на ложках;
практическая работа (оформление работы, игра на ложках, участие в ансамбле, создание куклы на ложке)
Слайд 6
Результаты опроса одноклассников
«Чем для вас являлись деревянные ложки?»
7% - музыкальным инструментом.
15%
- столовым прибором, который сейчас почти не используется.
78% - красивым сувениром.
Слайд 7
«Лог» – овраг, углубление
Толковый словарь В.И Даля:
«Ложка» - это орудие
для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, едалка
Слайд 8Изготовление деревянной ложки
Слайд 9 Основные части ложки
лопасть
черенок
коковка
Слайд 10
Я сделала вывод, что деревянные ложки – это отражение
самобытности нашей русской культуры и народных традиций.
Постепенно металлические ложки вытеснили из домашнего обихода ложки деревянные, но они получили «вторую жизнь», став шумовым ударным инструментом.
Слайд 11 Ложка как музыкальный инструмент
Лубочная
картина
Слайд 13
Самый простой способ игры на ложках – игра двумя ложками.
В каждую руку берется по ложке, осуществляется удар чашечками, при котором извлекается сухой звук. Этот простейший прием используется в самом начале обучения игре на ложках.
Среди множества приемов игры на ложках самым популярным считается игра одного исполнителя на трех ложках. Две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья находится в правой руке. Первые две выступают в роли «наковальни», по которой ударяет третья ложка. При этом осуществляется скользящий удар с одной чашечки на другую, затем прихлопывание ими с помощью пальцев левой руки. Так получается многозвучный ритмический рисунок.
Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой).
Слайд 14Ложка - персонаж кукольного театра
Игральная кукла делалась
ребенку на скорую руку, чтобы дать маме заняться домашними делами. А уже намного позже, появился театр ложек - упрощенный вариант верховых кукол. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо персонажа, кукловод берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука кукловода спрятана под юбочку, надетую на ложку и крепко завязанную. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать.
Слайд 15Заключение.
Работая над изучением применения деревянной ложки, я сделала выводы:
деревянная ложка
является отражением самобытности, т.е. этнической уникальности русского народа;
перестав быть предметом быта, деревянная ложка обрела вторую жизнь, став ударным музыкальным инструментом, что свидетельствует об изобретательности и таланте русского народа;
на звучание музыкальных ложек влияют порода дерева (лучше всего звучат ложки из клена), размеры ложек;
тембр звучания можно менять, комбинируя способы звукоизвлечения и приемы игры на ложках, это развивает творческую фантазию и ритмический слух;
игра на ложках развивает мелкую моторику пальцев, что положительно влияет на почерк, а также на подвижность пальцев;
деревянную ложку можно превратить в персонажа кукольного театра.
Слайд 16предмет трапезы
предмет интерьера
персонаж театра ложек
музыкальный инструмент
сувенир
ложка-волшебница(игра)
Слайд 17
Материал может быть
использован на уроках искусства, ИЗО, технологии, окружающего мира (история), во внеурочных мероприятиях, играх, концертах шумового оркестра, в создании детского театра ложек.
Слайд 18
В результате работы над исследованием я прикоснулась к одной из страниц
истории русского народа и его культуры. Чтобы не быть «Иваном, не помнящим своего родства», я буду и дальше изучать традиции и обычаи своего народа.
Слайд 19Выступление на новогоднем вечере.
Репетиция.
За знаниями в школьную библиотеку!
Слайд 20Список использованных источников и литературы
Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа»
Даль В. И. "Толковый словарь живого великорусского языка"
Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.
Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М.: ЦГО, 1995
Музыкальная энциклопедия. Т 1-6. М., 1973-82.
Рассказы о русских народных инструментах. М.: Издательство «Советский композитор», 1978.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 1958.
Интернет – ресурсы.